Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
4. Политология.doc
Министерство науки и образования РФ
Сибирская государственная автомобильнодорожная академия
(СибАДИ)
Заочный факультет
Кафедра Отечественной истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Политология»
Проблемы становления гражданского общества в России
Выполнил: студент 5 курса
Еремин Андрей
группа ЭУТ – 08ZD2
ЭУТз – 08 – 37
Проверил: преподаватель
______________________ 2
Омск 2013 Содержание
3
Введение 3
1. Проблемы становления гражданского общества в России
4
2. Направления развития гражданского общества в России:
cтратегия и необходимые действия 5
Заключение 10
Список использованной литературы 11 4
Введение
В условиях стремительных изменений и экономических преобразований,
происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и
развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в
системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования
обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества
связаны надежды на упрочение демократических основ нашей
жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между
обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между
различными стратами российского социума.
Наличие развитого гражданского общества является отличительной
чертой правового государства,
неотъемлемой частью государства
демократического. Общественными объединениями, составляющими основу
гражданского общества, представлены в настоящее время интересы
практически всех категорий населения. В условиях такого социально
политического многообразия особое значение приобретает проблема
становления и развития этих институтов. Формирование гражданского
общества в России ввиду исторических и социальных причин длительный и
сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое
количество препятствий. Этим обуславливается актуальность темы
контрольной работы.
Объектом контрольной работы является гражданское общество в
современной России. В качестве предмета выступают проблемы становления
гражданского общества в России.
Целью является рассмотрение проблем становления и развития
гражданского общества в современной России. 5
1. Проблемы становления гражданского общества в России
Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие
на путях становления гражданского общества, подчёркивают практически все
отечественные учёные, в частности О.А. Митрошенков.
Вопервых, разделение российского социума и населения по различным
линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и
народ; чиновники и все остальные.
Вовторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие,
солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни,
личности и достоинству человека.
Втретьих, практическая бессубъектность российского социума, когда
под субъектом общества понимается социальная единица, способная
постоянно принимать и реализовывать значимые в масштабах общества,
самостоятельные и ответственные решения и действия. У нас есть акторы,
действующие лица, статисты, даже личности, но субъектов, кроме Президента
и его администрации, нет: все остальные лишь реализуют его волю и ничего не
решают. Бессубъектность общества противоречит и демократии, и рыночной
экономике, и гражданскому обществу.
Вчетвёртых, отсутствие многочисленного среднего класса. В
разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации,
становясь корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы,
отличные от целей и интересов общества.
Впятых,
ведущим субъектом корпоративистского государства
становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения,
клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.
Вшестых, низкий уровень доверия населения к политикам,
вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении
возможности влиять на их решения.
Можно и необходимо добавить следующие проблемы:
– наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания,
системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие
ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, всё ещё
порождают психологический дискомфорт у части населения;
– противоречие между необходимостью формирования гражданского
общества и стабильным функционированием государства как правового;
– отсутствие полноценной социальной и экономической базы
гражданского общества – правового оформления института частной
собственности и введения политического плюрализма недостаточно;
– радикальная трансформация прежней социальной структуры;
– криминализация экономики и, частично, органов государственной
власти;
– отсутствие сосредоточенности российского бизнеса, по образу и
подобию западного предпринимательства, на производстве не только 6
прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее
должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;
– противоречивый характер процесса российской модернизации;
– отсутствие у населения адекватного понимания социально
экономических и политических процессов, низкий уровень процессов
рефлексии в обществе;
– распространение среди части населения неконструктивных форм
активности и самовыражения;
– терроризм;
– гражданская апатия населения;
– отсутствие политической культуры гражданственности у значительной
части общества.
Ещё одну проблему гражданского общества, связанную с изучением и
контролем над деятельностью так называемых спиндокторов. Эти
специалисты обеспечивают так называемый спинконтроль, то есть
отслеживают формирование и функционирование имиджа политика или
партии в средствах массовой информации, а иногда, как в России, пытаются
режиссировать весь политический процесс, например, инициируя создание
новых политических партий или же разрабатывая стратегии и технологии
передачи власти из одних рук в другие. Находясь при властных структурах,
но в то же время вне зоны демократической ответственности, консультанты, с
одной стороны, вполне ощутимо участвуют в процессе принятия
политических решений, но, с другой, практически неподотчетны гражданам.
Таким образом, ключевой для демократического режима вопрос о контроле
граждан над теми, кто делает политику, остается без конкретного ответа.
Тем не менее, при всех трудностях и препятствиях на пути своего
становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для
утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода
свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются
социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных
изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы
прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми
скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и
самоощущение личной свободы.
2. Направления развития гражданского общества в России:
cтратегия и необходимые действия
Развивающееся российское общество многолико и разнообразно.
Несмотря на далекие от тепличных условия, в которых на протяжении
десятилетий оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские
инициативы в России, поступательный процесс развития гражданского
общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и 7
институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в
развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики,
создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан,
образование и воспитание молодежи.
Естественный, устойчивый путь гражданского общества – это развитие
конкретных,
местами даже приземленных социальных инициатив,
включающих ясную связь с личным интересом участников и с их
возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными
усилиями, а не ждать его от начальства.
Два ключевых критерия определяют направление развития страны.
Первый: как будет развиваться система власти в России, а именно, какими
темпами будет укрепляться независимость ветвей власти друг от друга,
включая и «четвертую власть» – СМИ. Второй: будет ли найдена и выбрана
эффективная политика по линии «государство – гражданское общество». В
зависимости от их соотношения можно выделить три основных варианта
развития гражданского общества.
Первый вариант: госконтроль и госпатернализм, доминирование
государства во всех сферах жизни общества. При этом среди некоммерческих
организаций (НКО) будут развиваться только «помощники власти», но и их
роль будет неизбежно ограниченной – ведь авторитарная власть по
определению никому за своими пределами не доверяет и стремится все делать
своими руками. Параллельно независимые НКО будут «выталкиваться» в
сферу политического противостояния власти и пополнять тем самым ресурсы
ее расшатывания.
Второй сценарий предполагает достаточно быстрое повышение
эффективности государства, прежде всего – формирование независимой от
исполнительной судебной власти (ее независимость должна быть очевидна
прежде всего для граждан и организаций, которые к ней обращаются). При
этом никаких специальных мер по поддержке институтов и организаций
гражданского общества не предпринимается, они развиваются в условиях
острой нехватки ресурсов и отсутствия механизмов заявления своих
интересов. Не проводится и муниципальной реформы, местная власть
остается фактически без собственных ресурсов и существует поэтому только
в виде подчиненной части единого бюрократического механизма государства.
Наконец, третий сценарий основан на сочетании быстрого повышения
эффективности государства и формирования системы поддержки развития
гражданского общества. Этот сценарий требует большой отдачи как от
государства, так и от структур гражданского общества.
Направления поддержки развития гражданского общества.
1) Ресурсное обеспечение.
Учитывая специфику гражданского общества, одним из условий
деятельности в направлении укрепления материальнотехнической базы
некоммерческих организаций должно стать разнообразие источников 8
финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости
гражданского общества. В обществе должно утвердиться понимание важности
поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике
страны. Для обеспечения устойчивого развития организаций и движений,
образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить
уровень его ресурсного обеспечения.
2) Стимулирование частных доноров НКО и благотворителей.
Гражданское общество может выступать эффективным партнером
власти и гарантом развития бизнеса только в том случае, когда его наиболее
авторитетные организации независимы экономически от политических,
административных или бизнесинтересов.
Нужно помочь развитию
нормальной ресурсной базы НКО – иначе неизбежно возникнет зона
сервильности, когда вокруг власти размещаются свои, прикормленные
общественники.
Главным источником бюджетов гражданских и
благотворительных организаций должны выступать частные средства. Главная
задача – помочь направить в НКО средства бизнеса и обеспечить при этом
полное сохранение независимости гражданских движений и инициатив.
3) Государственная поддержка гражданского общества.
Отдельного внимания заслуживает проблема поддержки НКО и
общественных движений со стороны государства. Такую поддержку получают
сегодня более трети российских некоммерческих организаций. На новом
этапе, когда федеральная власть начала выделять целевые ресурсы на
поддержку некоммерческого сектора, необходимо сформировать прозрачную
и справедливую систему такой поддержки. Она не должна исключать те или
иные организации по причине их независимой позиции или прежних
источников финансирования.
4) Участие НКО в исполнении государственного заказа на оказание
социальных услуг.
Некоммерческие организации должны иметь возможность
конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями за
госзаказ в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое
воспитание, культура и некоторые другие. НКО имеют определенные
преимущества, такие, как инициативность, мобильность и низкий уровень
накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов.
Ситуация конкуренции даст возможность существенно повысить качество
социальных услуг гражданам, а также поднять стандарты работы НКО,
расширить их ресурсную базу.
5) Поддержка инфраструктуры НКО
За последние годы значительное число активных НКО, особенно в
крупных и крупнейших городах, потеряли помещения. Это связано не с
какимито гонениями на гражданские организации, а с повышением
требований к эффективности использования муниципальной собственности, а
иногда и с вынужденной алчностью местных администраций, предельно 9
ограниченных в средствах. Понятно, что НКО не могут платить столько,
сколько коммерческие фирмы, – в результате они теряют «крышу над
головой», особенно если помещения расположены в центральных районах
города.
6) Совершенствование правового регулирования.
Развитие законодательства о некоммерческих организациях и
гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно
юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико
социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества
отстает от процессов его становления. Федеральные законы не
предусматривают достаточно конкретных и надежных процедур
практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности,
а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в
усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение
конституционных прав граждан.
На современном этапе развития гражданского общества
совершенствование законодательства о нем окажется успешным, только если
оно будет иметь системный характер. Настоятельно необходимо комплексное
решение объективно взаимосвязанных проблем, относящихся к различным
областям гражданской активности и разным отраслям права.
7) Информационное обеспечение работы некоммерческого сектора.
Как сложившимся НКО, так и инициативным группам по интересам
важны доступ к уже зарекомендовавшим себя технологиям решения
социальных проблем, освоение типовых моделей поведения в конфликтных
ситуациях. В этой связи исключительно велико значение проектов,
направленных на распространение лучших практик.
8) Гражданское образование.
Мало внимания уделяется в масштабах всей страны в целом развитию
гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном
усилиями отдельных НКО и не может обеспечить массовое просвещение
граждан. Между тем именно через гражданское образование население
получает навыки для реализации гражданской активности, учится
ответственности и глубокому знанию конституционных прав.
9) Обеспечение участия общественности в принятии управленческих
решений.
В отечественной практике на сегодняшний день накоплен определенный
опыт осуществления контроля над властью со стороны гражданских структур.
Особенно богаты таким опытом российские правозащитные организации и
общества потребителей. Необходимо распространить опыт гражданского
контроля и на другие секторы, привлечь силы всех НКО. В последние годы
сформировался набор инструментов взаимодействия общества и власти в виде
тематических переговорных площадок и общественных советов ведомств.
10) Развитие местного самоуправления. 10
Крупнейшим системным недостатком реформы полномочий власти
является принижение статуса местного самоуправления, отсутствие
возможности устанавливать собственные налоги и проводить понятную
жителямизбирателям экономическую политику. Пересмотр принятой модели
бюджетирования местного самоуправления является важнейшим на
сегодняшний день условием развития гражданского общества в России.
11) Мониторинг гражданского общества.
Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об
особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение
таких знаний – перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных
профессиональных вопросов к разговору на темы, касающиеся всех,
регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей
общественных организаций и граждан – те направления, которые, в свою
очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке
эффективной политики по отдельным секторам.
12) Экспертиза и мобилизация ресурса экспертного сообщества.
Одним из основных инструментов продвижения интересов гражданского
общества является экспертная активность. Продуктивный социальный диалог
между властью и обществом может быть усилен и институтами
посредниками, преобразующими научные знания в оформленные специальным
образом программы, концепции и рекомендации. Такие независимые
институты гражданского общества должны как прогнозировать социальное,
экономическое и политическое развитие, так и ставить задачи, предлагать
пути их решения.
13) Структура и самоорганизация некоммерческого сектора.
Эффективность и дееспособность гражданского общества определяется
его структурой (тем, насколько зоны концентрации интересов граждан и
проблемные для общества сектора «покрыты» сетью НКО и неформальных
инициатив) и качеством организаций гражданского общества,
их
привлекательностью для граждан и востребованностью.
14) Голос гражданского общества.
Еще одной важной тенденцией в развитии гражданского общества
становится все большая потребность в развитии механизмов всестороннего
учета интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону
дальнейшего совершенствования российской демократической системы
придает все большее значение голосу граждан, озвучиванию не только их
забот и чаяний, но и обсуждению в публичном пространстве тех предложений
по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты
обращаются к власти и обществу.
15) Общественная палата.
Общественная палата будет в первую очередь добиваться
действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов
социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. Для этого структура,
которая создана, не должна быть застывшей. Жизнь требует активнее
использовать потенциал общественной поддержки Палаты при проработке
вопросов повестки дня гражданского общества.
11 Заключение
12
Проблемы становления и развития гражданского общества в России
относятся к числу актуальных. Не смотря на скептицизм некоторых ученых и
политиков, утверждающих, что гражданского общества в России нет и быть не
может, имеются определенные перспективы и положительная динамика его
формирования. Становление гражданского общества – сложный социальный
процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские
отношения между членами общества, и само общество, и государство, и
отношения между ними, индивидом и обществом. Условием такого развития
является равновесие всех составляющих гражданское общество – человека,
общества, бизнеса и государства.
правового государства,
Существует ряд проблем и возможных способов их решения, которые
были рассмотрены в данной контрольной работе. Круг проблем довольно
широк – развитие частной собственности, рыночных отношений на уровне
макроэкономики,
плюрализма идеологий,
толерантности людей с разными культурными и политическими установками,
их умение договариваться. Самое важное, это заниматься активно
проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ
гражданского общества в современной России в контексте формирования
гражданской политической культуры,
становления гражданского
самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей
общественной солидарности. 13
Список использованной литературы
1. Абакумов С.А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу».
Гражданского общество в России (от древней Руси до наших дней) – М.:
«ИмиджПресс», 2004. – 123 с.
2. Вилков А.А. Эволюция избирательной и партийной систем и перспективы
становления гражданского общества в современной России. Публичное
пространство, гражданское общество и власть: Опыт развития и
взаимодействия. М., 2008. 103с.
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. –
М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011. – 144 с.
4. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и
контроля в современной России// Социальногуманитарные знания. 2007. №5
5. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества //
Вопросы философии, 2009, № 5
6. Павленко Ю, Современное гражданское общество//Вопросы экономики.
2008. №10
7. Шмидт Д. Какое гражданское общество существует в России
http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/research/document184.shtml
Размещено на Allbest.ru
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Политическая власть и ее специфика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.