Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю,
демпинг — продажа в другой стране товаров ниже их себестоимости
Согласно БРЭ демпинг — продажа товаров на внешнем рынке (или на внутреннем рынке) по преднамеренно заниженным ценам;
инструмент продвижения товаров и захвата рыночного сегмента
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.
Демпинг проводится с различными целями:
-проникновение или укрепление на новом рынке,
-вытеснение конкурентов.
Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке.
Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию:
монетизируют складские запасы,
реализуют неликвидную продукцию;
при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге.
В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы:
меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины,
в том числе принятия ценовых обязательств (ст. 2 Закона № 63ФЗ).
Применение антидемпинговых мер регламентировано в главе III (ст. 7—11) Закона № 63-ФЗ.
В России существуют механизмы анти -демпинга:
Статья 7 ФЗ «О защите конкуренции» через введение понятия «монопольно низкая цена» и последующий контроль. Монопольно низкая цена – это та, которая: установлена хозяйствующим субъектом с доминирующим положением на рынке; ниже суммы производственных, сбытовых затрат и прибыли; ниже цены на конкурентном сопоставимом товарном рынке;
Статья 37 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводит «антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»: требуется подтвердить благонадежность от участника закупки — поставщика или подрядчика, который снижает начальную (максимальную) цену контракта на 25% и более.
Статья 40 Налогового кодекса РФ проверяет сделки на соответствие рыночным ценам в контролируемых, товарообменных и обычных сделках, если цена по ним отклоняется от применяемой предприятием на 20 %, то происходит доначисление налогов по НДС, акцизам и налогу на прибыль
Пример демпинга с точки зрения ВТО:
Компания страны А в своей стране А продаёт товар за 220 долларов, а на рынок страны Б поставляет за 200 долларов.
Производители спустя 4 месяца смогут обратиться в компетентные органы, предоставив результаты расследования, а компетентный орган может ввести сразу временные ограничительные меры в размере демпинговый маржи (для компенсации последствий демпинга).
Компании страны А тогда рекомендуется обратиться к своим компетентным органам и, учитывая небольшую демпинговую маржу, попробовать представить свои доказательства (варьируя издержки при переходе от цены EXW к цене CIP/CIF для пересчёта маржи на основе своих расчётных данных).
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.