«Мендіқара ауданы әкімдігі білім бөлімінің
Загарин негагарин незгі мектубі» ММ
ГУ «Загаринская основная школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
План
мероприятий по половому воспитанию.
2019-2020 учебный год.
Мендіқара ауданы әкімдігі білім бөлімінің
Загарин негагарин незгі мектубі» ММ
ГУ «Загаринская основная школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Беқітемін Утверждаю
директордың мектебі директор школы
_____________С.В.Повстюк ________________Повстюк С.В.
«____ »___________ 2019 ж. «____ »___________ 2019 г.
План
работы по половому воспитанию несовершеннолетних
на 2019 - 2020 учебный год
Цель:
1. Способствовать гармоничному развитию учащихся, привить подросткам определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки.
2. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков;
- Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его.
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Класс |
Ответственный |
1 |
Беседа «О правилах личной гигиены» |
1 четверть |
7-9 |
кл. руководители, медработник |
2 |
Беседа «О физиологических изменениях в растущем организме» (для девочек) |
1 четверть |
7-9 |
кл. руководители, медработник |
3 |
Диспут «Как избежать насилия?» |
2 четверть |
8-9 |
кл. руководители, |
4 |
Час правовой грамотности «Он, она и закон» |
2 четверть |
8-9 |
Учитель обществознания |
5 |
Обсуждение вопроса «Ранние половые связи и их последствия» |
3 четверть |
8-9 |
кл. руководители, медработник |
6 |
Классный час «Нравственные основы семьи» |
3 четверть |
8-9 |
кл.руководители, медработник |
7 |
Диспут «Первая любовь это навсегда?» |
4 четверть |
8-9 |
кл. руководители, |
8 |
Родительский лекторий «Трудный возраст или советы роди телям». |
4 четверть |
8 |
кл.руководители, |
10 |
Индивидуальные консультации для детей и родителей по вопро сам полового воспитания |
в течение года |
8 - 9 |
классные руководители, медработник |
«Мендіқара ауданы әкімдігі білім бөлімінің
Загарин негагарин незгі мектубі» ММ
ГУ «Загаринская основная школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Правила личной гигиены и здоровье
5-9 класс
1 четверть
2019-2020 учебный год
Подготовили:
Котенко Л.Н. фельдшер
Султанова Н.В.
Кенжетаева С.Ж.
Правила личной гигиены и здоровье
Цель: вспомнить и расширить знания о правилах личной гигиены, связь гигиены и физической культуры
Вступительное слово учителя.
У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и Подарилий и дочь Гигиея. О сыновьях известно немного — они были врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя, стало основой термина, который означает одно из фундаментальных понятий современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно, безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.
Вопросы для активизации знаний.
1. Что такое личная гигиена и какова ее структура?
2. Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека?
3. Какое правило личной гигиены вы считаете главным?
4. В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа?
5. Какие правила по гигиене одежды и жилища вы знаете?
6. Каким образом гигиена связана с физической культурой?
Лекция-беседа.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Включает общие гигиенические правила для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу, приготовлению пищи.
Гигиена — это наука о сохранении и укреплении здоровья людей. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранения его здоровья j и долголетия.
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.
Рациональный режим в течение дня создает оптимальное условия для деятельности человека и восстановления сил организма. В основе его лежит правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. Но для многих людей различны условия жизни, труда и быта, и невозможно рекомендовать единый суточный режим для всех. Однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах. В суточный режим должно входить прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.
Основные правила организации суточного режима:
—подъем в одно и то же время;
—выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур;
—прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4—5 раз в день);
—прием пищи за 2 часа до тренировки и сна;
—самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;
—не реже 3—5 раз в неделю по 1,5—2 ч занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;
— выполнение в паузах учебной деятельности (3—5 мин) физических упражнений;
— ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений (1,5 —2 ч);
— полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.
Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и активной умственной и физической работоспособности. Систематическое "недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8—9 ч. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.
Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 22—23 до 6 —7 часов. Тишина и покой — непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях сна следует обращаться к врачу. Без его советов нельзя пользоваться различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.
Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теп-лорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1 см2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление.
Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.
Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, т.к. на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.
Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости. При ушибах и ссадинах руки и ноги следует лечить. При большой ударной нагрузке следует использовать губки и другие мягкие прокладки из синтетических материалов.
Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1—2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.
Систематический уход за полостью рта и зубами — одно из обязательных гигиенических требований. Больные зубы, например, со следами кариеса, способствуют проникновению болезнетворных микроорганизмов в организм. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2—3 мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот, и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.
Важную роль в личной гигиене играет баня. Правильное использование бани обеспечивает хороший уход за телом, способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата и ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы. Баня оказывает также определенный закаливающий эффект.
Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.
Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.
При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Применяемые в настоящее время различные кожзаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает одним существенным недостатком: не пропуская воздуха, она вызывает потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной и прочной обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой температуре воздуха — и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быт чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплу» стельку, а при необходимости две пары носков.
Общая гигиена. Компьютерные технологии проникли во все сферы нашей жизни. С раннего возраста дети начинают общаться с компьютером. Компьютерная техника стала неотъемлемым атрибутом учебного процесса.
По выражению американского микробиолога Чарльза Дебра, микробное загрязнение компьютерной техники превышает в 400 (!) раз загрязненность унитаза. Это подтверждают результаты проведенных исследований в 2003—2004 гг.
В Ногинском районе было выявлено 177 человек, заболевших энтеробиозом. Это составляет 75,9 на 100 тыс. населения. А за 6 месяцев 2006 г. — 72 человека (31,19 на 100 тыс. населения). По Электростали за 2005 г. — 424 человека больных энтеробиозом (289,55 на 100 тыс. населения). За 6 месяцев 2006 г. — 193 человека, или 131,8 на 100 тыс. населения. (Из ежедневной электронной газеты Hi-Tech Werd.ru (редакционная статья).)
Этот факт вполне объясним загруженностью и постоянной сменой учащихся в компьютерных классах.
Основная профилактическая мера предупреждения заражения при работе с компьютером — контроль за соблюдением правил личной гигиены. Компьютерная оргтехника подлежит обязательной систематической обработке.
Темы бесед из рубрики «Откровенный разговор» (беседы для одного пола):
2-19-2020 учебный год.
Беседы для девочек: |
Беседы для мальчиков: |
Девочка. Девушка. Женщина. |
Гигиена тела. |
Гигиена тела. |
Физиология человека |
Физиология человека |
Алкоголь и спорт. |
Наш организм. |
Понятие о половой зрелости. |
Алкоголь и заболеваемость. |
Современный парень. Какой он? |
Понятие о половой зрелости. |
Развитие мальчика (юноши). |
О взаимоотношениях между юношами и девушками |
Нежелательная беременность. Кто виноват и что делать? |
Юноша глазами девушки |
Бережное отношение к девочкам - закон для мужчин. |
Современная девушка. Какая? |
Ранние половые связи и их последствия. |
Алкоголь и потомство, отрицательное влияние алкоголя и других вредных веществ на детородную функцию женщины
Нежелательная беременность. Кто виноват и что делать? |
Алкоголь и потомство, отрицательное влияние алкоголя и других вредных веществ на мужской организм
|
|
|
«Мендіқара ауданы әкімдігі білім бөлімінің
Загарин негагарин незгі мектубі» ММ
ГУ «Загаринская основная школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
Беседа
«О физиологических изменениях в растущем организме»
(для девочек)8-9 класс
1 четверть
2019-2020 учебный год
Подготовили:
Котенко Л.Н. фельдшер
Заводиленко Д.В.
Повстюк Ю.Н.
Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.
Нервная система
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и
детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают
энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над
торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или
неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и
контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной
системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем.
Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные
реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...
Эндокринная система
Биологические особенности подросткового возраста в значительной
мере зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом
периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению
гормонального статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие
организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон
роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение,
активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона
роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан
максимальный ростовой скачок у подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов
корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно
растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на
рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к
стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере
обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных
навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление репродуктивной
функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов
гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с
гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы,
могут влиять на половое поведение.
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной
железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они
участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта,
физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных
возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется”
гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен,
стимулирует синтез белка...
Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков
повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое
чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному
увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что
оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в
йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление
стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной
железы.
Половое созревание
Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка.
Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является
его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня
взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определенная связь между гормональной активностью
половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста
у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в
тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки
начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После
тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста
девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до
одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до
четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам
вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных
механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей
зрелости репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового
созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких
случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста,
общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности
следует учитывать при построении учебных программ.
Иммунная система
Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные,
приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к
внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и
становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной
предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным
представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы,
пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в
двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут
приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков,
что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это
необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении
объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.
Сердечно-сосудистая система
Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет
свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального
статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный
рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.
Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм
сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более
частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные
ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают
повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой
системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в
определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития,
наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности,
климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа
жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая
физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на
оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с
возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший
уровень АД выявля-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя
однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки
с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и
другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую
болезнь.
Костно-мышечная система
В период полового созревания в основном завершается формирование
костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать
достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более
значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для
пропорционального увеличения массы и плотности кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от
функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с
которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания
органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных
продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки –
могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению
формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста
костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника
(сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности
кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН,
1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет
она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена
кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и
средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования
специфической для подросткового возраста патологии костной ткани –
остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число
которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может
способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к
ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в
Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для
профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы
оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок
на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается
значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение
мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых
женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте
четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже,
чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D
может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может
отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми,
неповоротливыми при движении и в играх.
Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания.
Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких.
Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у
юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно
растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической
нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к
недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных
помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться
обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе,
так и при занятиях физкультурой.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной
системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати –
слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека.
Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная
эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для
формирования различных нарушений функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также
усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание
желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она
может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков
является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом
напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению
частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию,
особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду
при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах
школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.
Нервно-психическое развитие
Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в
подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более
самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать,
поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального
образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов
поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной
неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у
девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение
становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными,
хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны,
настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них
характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность
и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью;
повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой
ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с
сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление
характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все
это обнажает и
заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно
уязвимой и чувствительной к неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных
эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и
повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы
не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в определенном
порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших
уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших
эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической
картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций еще не завершено, и
различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия
могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у
подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы
диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто
встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и
нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению
патологических типов личности (психопатии).
Физическое развитие
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических
процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель
состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития
должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях
роста, веса и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до
79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с
нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с
избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В
то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом
(соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше
подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и
среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков.
Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение
функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели
мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до
семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего
в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2
раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии
снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.
Нервная система
Состояние
нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в
усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию
различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением:
реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной,
что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их
соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может
вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки
этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на
минимальные стрессовые ситуации, потливость...
Эндокринная система
Биологические особенности подросткового возраста в
значительной мере зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является
активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального
статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в
подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает
за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует
биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает
пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный
ростовой скачок у подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой
надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего
организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной
и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым
воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает
биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и
за-крепления других социально значимых условных рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в
подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза,
которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами
половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут
влиять на половое поведение.
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни
одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех
видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта,
физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных
возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется”
гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен,
стимулирует синтез белка...
Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это
может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается
у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной
железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать
различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике,
нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние
годы к значительному росту болезней щитовидной железы.
Половое созревание
Половое
созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового
созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной
чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к
семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и
физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и
девочек начинается в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у
девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте
примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой
менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь
обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес
девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес
девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно
превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов
регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости
репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания
происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях
принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей
задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует
учитывать при построении учебных программ.
Иммунная система
Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные,
приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к
внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление
иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной
предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным
представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы,
пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в
двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к
снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является
причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать
при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра
оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.
Сердечно-сосудистая система
Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также
имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением
гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания
происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его
полостей.
Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений.
Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм,
чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной
утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы –
артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной
зависимости от возраста, пола, показателей физического развития,
наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности,
климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа
жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая
физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на
оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с
возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший
уровень АД выявля-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно
рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с
повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими
признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую
болезнь.
Костно-мышечная система
В период полового созревания в основном завершается
формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо
поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен
получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это
важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального
состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми
связаны поступление и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения,
почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также
продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в
подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования
костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета,
возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в
будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости.
Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999
гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет она
снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых
факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для
подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также
деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать
формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в
выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д.
Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений
формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики
во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным
преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У
девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте
четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет,
но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В
подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на
силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие
координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми
при движении и в играх.
Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания.
Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких.
Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у
юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий
организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке
особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода,
чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают
большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать
как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается развитие
пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к
одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у
взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока
и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают
предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К
концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы,
в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или
снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является
высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении,
нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты
гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при
несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации
учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с
родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.
Нервно-психическое развитие
Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в
подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более
самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать,
поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального
образования, на усвоение основных практических навыков, определенных
стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью.
Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на
тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится
более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут
сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако
проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно
попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и
настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная
самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью
и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим
рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление
характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все
это обнажает и
заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и
чувствительной к неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных
переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная
возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только
психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке,
последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней
находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций.
Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине
нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в
этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным
проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная
отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте,
но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически
слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического
развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности
(психопатии).
Физическое развитие
Физическое
развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих
в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей.
Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на
антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и
окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди
юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным
соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом
(с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время
заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до
13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий
вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди
девушек.
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с
уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных
возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы)
правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у
мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у
девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у
семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у
девушек – на 7 кг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.