Положение о безотметочном обучении
Оценка 5

Положение о безотметочном обучении

Оценка 5
doc
14.05.2020
Положение о безотметочном обучении
Положение о безотметочном обучении.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Талдинская средняя общеобразовательная школа»

 

ПРИНЯТО                                                               УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                       Приказом №  108  от «  30 »  марта 2017г.

протокол  №   5  от «  27  » марта 2017 г.             Директор школы:_____________

                                                                                                               Д.Ч. Комдошева

                                                                                                          

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение

о безотметочной системе оценивания учащихся 1-го класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Талда

1. Общие   положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ст. 28 п.3.20 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановления от 19.03.2011 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном  учреждении» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) , инструктивным письмом МО РФ № 2021 / 11-13 от 25.09.2000г.,рекомендательных писем  Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации «Контроль  и   оценка  результатов  обучения  в начальной  школе» от 19.11.1998 г. №1561/14-15, «Система оценивания учебных  достижений школьников  в  условиях  безотметочного  обучения»  от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13),Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Талдинская средняя общеобразовательная школа», утвержденным постановлением от 20.11.2013г № 839,.

1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1  классе начальной школы.

1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе.

1.4. Задачи:

 личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

 ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

 учет индивидуальных способностей детей;

 развитие самостоятельности и активности детей;

1.5. Изменения, произошедшие в содержании современного об­разования за последнее десятилетие — перенос акцента с пред­метных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных  учебных  действий, на развитие  учебной  самостоя­тельности, влекут за собой и изменение сис­темы оценивания.

1.6. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

1.7. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной сто­роны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каж­дого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их ус­певаемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний  по предметам, но и уровнем его развития.

1.8. В 1-м классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п.

Наряду с выставлением отметок используется содержательно-оценочная лексика,

недопустимо  использование    суждений  «не  думал»,  «не  старался», «неверно». Допускаются  реплики  «ты  так  думаешь», «это  твое  мнение», «давай  послушаем  других»  и т.п.   

1.9.  Основными принципами безотметочного обучения являются:

·         содержательный  контроль  и оценка  строятся  на  критериальной,  выработанной   совместно  с  учениками  основе. Критерии  должны  быть    однозначными   и  предельно  четкими;

·         приоритет   самооценки – в   учебном  процессе  напряду     с  использованием   внешней  оценки  (оценка  учителя,  взаимооценка)  формируется  способность    учащихся  самостоятельно  оценивать  результаты  своей  деятельности. Для  воспитания  адекватной  самооценки  применяется  сравнение  двух  самооценок  учащихся – прогностической  (оценка предстоящей    работы)  и   ретроспективной  (оценка    выполненной  работы). Самооценка  должна  предшествовать   оценке   учителя;

·         непрерывность – с  учетом  непрерывности  процесса  обучения,  предлагается  перейти  от  традиционного  понимания  оценки  как  фиксатора    конечного  результата   к  оцениванию   процесса   движения  к  нему. При  этом   учащийся   получает   право  на  ошибку,   которая,  будучи  исправленной,    считается  прогрессом  в  обучении;

·         сочетание  качественной  и количественной  составляющих   оценки:  качественная  составляющая  обеспечивает  всестороннее   видение   способностей  учащихся,  позволяет  отражать  такие  важные  характеристики,  как  коммуникативность,  умение   работать  в  группе,  отношение    к  предмету,  уровень  прилагаемых   усилий,  индивидуальный  стиль   мышления  и  т.д. Количественная  составляющая  оценки   позволяет  выстроить   шкалу  индивидуальных  приращений  учащихся,  сравнивать   сегодняшние   достижения  ученика  с  его  же  успехами    некоторое  время  назад,  сопоставлять   полученные  результаты  с  нормативными    категориями.   Сочетание   качественной  и   количественной    составляющих   оценки  дает  наиболее     полную  картину  динамики   развития  каждого    ученика  с  учетом   его  индивидуальных    способностей;

·         естественность   процесса  контроля   и  оценки – контроль  и оценка  должны  проводиться  в   естественных  для  учащихся  условиях,  снижающих  стресс  и   напряжение;

·         дифференцированный    подход  при  осуществлении  оценивающих  и   контролирующих    действий;

·         гибкость   и  вариативность – использование   различных   процедур   и  методов   изучения  результативности  обучения.

       1.10. Никакому  оцениванию   не   подлежат  темп   работы  ученика,  личностные    качества   школьников,  своеобразие  их   психических  процессов  (особенности памяти,  внимания,  мышления  и  т.д.).

1.11.Основные   виды   контроля  можно   определить

·         по   их  месту  в  процессе   обучения:

·         предварительный  контроль,  позволяющий  определить  исходный  уровень  обученности  и  развития  учащихся;

·         текущий  контроль,  позволяющий  определить   уровень  развития  учащихся  и степень  их  продвижения   в   освоении   программного    материала;

·         итоговый  контроль,  определяющий  итоговый  уровень  знаний  учащихся   по  предметам  и  степень   сформированности  основных  компонентов  учебной   деятельности  школьников;

·         по  содержанию:

·         прогностический  или   планирующий  контроль,  определяющий  последовательность выполнения   операций  учебного  действия  или  его  операционный  состав   до  начала   реального  выполнения  действия;

·         пооперационный   контроль,  управляющий  правильностью,  полнотой  и  последовательностью   выполнения  операций,  входящих   в  состав   действия;

·         контроль  по  результату,  сравнивающий  фактический  результат  или   выполненную   операцию   с  образцом  после  осуществления  учебного   действия;

·         по  субъектам   контрольно-оценочного  действия:

·         внешний  контроль,  осуществляемый  педагогами  или  одноклассниками  (взаимоконтроль  и   взаимооценка);

·         внутренний  или   рефлексивный    контроль,  осуществляемый  учащимися  и  обращенный  на  понимание  принципов   построения  и  осуществления  собственной  деятельности  (самоконтроль  и самооценка).

1.12.Основной  функцией   самооценки  и   самоконтроля  на  начальном  этапе  обучения  является  определение  учеником  границ   своего  знания – незнания,   своих   потенциальных  возможностей,  а    также  осознание  тех  проблем,  которые  ещё  предстоит  решить  в  ходе  осуществления  учебной  деятельности. Конечная  цель  безотметочного  обучения – формирование  у  учащихся  адекватной  самооценки  и  развитие  учебной  самостоятельности  в  осуществлении  контрольно-оценочной  деятельности.

2. Контроль и оценка достижения  личностных  и метапредметных  результатов

 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся 1-го  класса должны быть направлены на выявление  индивидуальной динамики развития школьников  (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.2. Основными показателями развития учащихся являются:

·         сформированность  учебно- познавательного интереса;

·         сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

·         сформированность универсальных  учебных   действий;

·         способность определять границы своего знания- незнания;

·         сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных  способностей субъекта учебной деятельности;

·         способность к преобразованию  изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

·         самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям.

·         способность к  согласованным  действиям с учётом позиции другого.

2.3. Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей).

3. Контроль и оценка достижения    предметных   результатов 

3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком опорных  знаний  и  умений   по учебным предметам и  не  допускает  сравнения  его  с  другими  детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения опорных  знаний и умений используются:

·         стартовые и итоговые проверочные работы;

·         текущие проверочные работы;

·         тестовые диагностические работы;

·         устный опрос;

·         проверка сформированности навыков чтения;

·         демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося).

3.3. При   определении уровня   развития  навыка  чтения  необходимо  учитывать: осознанность,   способ  чтения,  беглость,  правильность,  выразительность,  владение  речевыми  умениями  и  навыками  работать  с   текстом.

Высокому  уровню   развития  навыка  чтения в  1-ом  классе  соответствует  плавный   послоговой  способ  чтения  без   ошибок  при   темпе  не   менее  25-30  слов  в   минуту  (на  конец  учебного  года),  понимания  значения  отдельных   слов  и  предложений,  умение  выделить  главную  мысль  прочитанного  и  найти  в  тексте  слова  и  выражения,  подтверждающие  эту   мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 

Низкому  уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 

3.4.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 

         Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 

         Низкому  уровню развития  каллиграфического навыка  соответствует письмо, которое в целом не соответствует  перечисленным выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 

К числу негрубых недочётов относятся:

частичные искажения формы букв;

несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;

крупное и мелкое письмо;

отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 

3.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. 

Среднему  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при  котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов. 

Низкому  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в  котором число ошибок без ошибок  и недочётов превышает указанное количество. 

3.6.Критериями оценки сформированности устной речи являются

полнота и правильность ответа;

степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

последовательность изложения;

культура речи. 

Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. 

 Среднему  уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. 

 Низкому   уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений. 

3.7.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые  и  составные  задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. 

Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.  

Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. 

Низкому  уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 

3.8.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.  

Среднему  уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено не более 3 грубых ошибок. 

Низкому   уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено  более 3 грубых ошибок.

3.9.Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.

Среднему  уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому   уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибок.  

3.10.Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. 

Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. 

Низкому  уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. 

3.11.Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. 

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике. 

Среднему  уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, построенные как  правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.  

Низкому   уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.  

3.12.При определении уровня сформированности  универсальных  учебных  действий необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 

Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). 

Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилия автора и заглавие книги), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания  (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). 

Низкому  уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом  иллюстрации на обложке и в тексте. 

3.13.Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. 

Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. 

Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.

Низким уровнем определяется непонимание учеником   учебной задачи,  составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при помощи учителя. 

3.14.При определении уровня самооценки учащихся и формировании   адекватной  самооценки  используется приемы

«Лесенка» - ученики  на   ступеньках  лесенки  отмечают  как  усвоили  материал: нижняя  ступенька – не  понял, вторая  ступенька – требуется  небольшая  помощь  или  коррекция, верхняя  ступенька – ребенок  хорошо  усвоил  материал  и  работу  может  выполнить  самостоятельно;

«Волшебная  линеечка» - на  полях  тетради  учащиеся  чертят  шкалы  и отмечают   крестиком,  на   каком  уровне,  по  их  мнению, выполнена   работа.  При  проверке  учитель,  если  согласен  с  оценкой  ученика,  обводит  крестик,  если  нет,  то  чертит  свой  крестик  ниже  или  выше;

«Светофор» - оценивание  выполнения  заданий  с   помощью  световых  сигналов: красный  - нужна  помощь, жёлтый – я  умею,  но  не  уверен,  зелёный – я  умею  сам.

Алгоритм самооценки (см. приложение)

4.Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения

 4.1.На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания учащихся  1-го класса, приводят аргументы по данной системе оценивания, называют преимущества.  Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

 4.2.Информация о  предметных  и  метапредметных   результатах обучения и развития обучающегося фиксируется в «Листке достижений»  и  технологических  картах, «Портфеле  достижений»  учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Алгоритм самооценки

 

1 шаг Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг  Какую ты ставишь себе оценку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»

Общие положения 1.1. Настоящее

Общие положения 1.1. Настоящее

Самооценка должна предшествовать оценке учителя; · непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию…

Самооценка должна предшествовать оценке учителя; · непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию…

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,…

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,…

Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец…

Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец…

Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило…

Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило…

Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике

Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике

Алгоритм самооценки (см. приложение) 4

Алгоритм самооценки (см. приложение) 4

Приложение Алгоритм самооценки 1 шаг

Приложение Алгоритм самооценки 1 шаг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020