Положение о безотметочном обучении

  • doc
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Положение о безотметочном обучении.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Талдинская средняя общеобразовательная школа»

 

ПРИНЯТО                                                               УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                       Приказом №  108  от «  30 »  марта 2017г.

протокол  №   5  от «  27  » марта 2017 г.             Директор школы:_____________

                                                                                                               Д.Ч. Комдошева

                                                                                                          

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение

о безотметочной системе оценивания учащихся 1-го класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Талда

1. Общие   положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ст. 28 п.3.20 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановления от 19.03.2011 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном  учреждении» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) , инструктивным письмом МО РФ № 2021 / 11-13 от 25.09.2000г.,рекомендательных писем  Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации «Контроль  и   оценка  результатов  обучения  в начальной  школе» от 19.11.1998 г. №1561/14-15, «Система оценивания учебных  достижений школьников  в  условиях  безотметочного  обучения»  от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13),Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Талдинская средняя общеобразовательная школа», утвержденным постановлением от 20.11.2013г № 839,.

1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1  классе начальной школы.

1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в начальной школе.

1.4. Задачи:

 личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

 ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

 учет индивидуальных способностей детей;

 развитие самостоятельности и активности детей;

1.5. Изменения, произошедшие в содержании современного об­разования за последнее десятилетие — перенос акцента с пред­метных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных  учебных  действий, на развитие  учебной  самостоя­тельности, влекут за собой и изменение сис­темы оценивания.

1.6. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

1.7. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной сто­роны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каж­дого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их ус­певаемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний  по предметам, но и уровнем его развития.

1.8. В 1-м классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п.

Наряду с выставлением отметок используется содержательно-оценочная лексика,

недопустимо  использование    суждений  «не  думал»,  «не  старался», «неверно». Допускаются  реплики  «ты  так  думаешь», «это  твое  мнение», «давай  послушаем  других»  и т.п.   

1.9.  Основными принципами безотметочного обучения являются:

·         содержательный  контроль  и оценка  строятся  на  критериальной,  выработанной   совместно  с  учениками  основе. Критерии  должны  быть    однозначными   и  предельно  четкими;

·         приоритет   самооценки – в   учебном  процессе  напряду     с  использованием   внешней  оценки  (оценка  учителя,  взаимооценка)  формируется  способность    учащихся  самостоятельно  оценивать  результаты  своей  деятельности. Для  воспитания  адекватной  самооценки  применяется  сравнение  двух  самооценок  учащихся – прогностической  (оценка предстоящей    работы)  и   ретроспективной  (оценка    выполненной  работы). Самооценка  должна  предшествовать   оценке   учителя;

·         непрерывность – с  учетом  непрерывности  процесса  обучения,  предлагается  перейти  от  традиционного  понимания  оценки  как  фиксатора    конечного  результата   к  оцениванию   процесса   движения  к  нему. При  этом   учащийся   получает   право  на  ошибку,   которая,  будучи  исправленной,    считается  прогрессом  в  обучении;

·         сочетание  качественной  и количественной  составляющих   оценки:  качественная  составляющая  обеспечивает  всестороннее   видение   способностей  учащихся,  позволяет  отражать  такие  важные  характеристики,  как  коммуникативность,  умение   работать  в  группе,  отношение    к  предмету,  уровень  прилагаемых   усилий,  индивидуальный  стиль   мышления  и  т.д. Количественная  составляющая  оценки   позволяет  выстроить   шкалу  индивидуальных  приращений  учащихся,  сравнивать   сегодняшние   достижения  ученика  с  его  же  успехами    некоторое  время  назад,  сопоставлять   полученные  результаты  с  нормативными    категориями.   Сочетание   качественной  и   количественной    составляющих   оценки  дает  наиболее     полную  картину  динамики   развития  каждого    ученика  с  учетом   его  индивидуальных    способностей;

·         естественность   процесса  контроля   и  оценки – контроль  и оценка  должны  проводиться  в   естественных  для  учащихся  условиях,  снижающих  стресс  и   напряжение;

·         дифференцированный    подход  при  осуществлении  оценивающих  и   контролирующих    действий;

·         гибкость   и  вариативность – использование   различных   процедур   и  методов   изучения  результативности  обучения.

       1.10. Никакому  оцениванию   не   подлежат  темп   работы  ученика,  личностные    качества   школьников,  своеобразие  их   психических  процессов  (особенности памяти,  внимания,  мышления  и  т.д.).

1.11.Основные   виды   контроля  можно   определить

·         по   их  месту  в  процессе   обучения:

·         предварительный  контроль,  позволяющий  определить  исходный  уровень  обученности  и  развития  учащихся;

·         текущий  контроль,  позволяющий  определить   уровень  развития  учащихся  и степень  их  продвижения   в   освоении   программного    материала;

·         итоговый  контроль,  определяющий  итоговый  уровень  знаний  учащихся   по  предметам  и  степень   сформированности  основных  компонентов  учебной   деятельности  школьников;

·         по  содержанию:

·         прогностический  или   планирующий  контроль,  определяющий  последовательность выполнения   операций  учебного  действия  или  его  операционный  состав   до  начала   реального  выполнения  действия;

·         пооперационный   контроль,  управляющий  правильностью,  полнотой  и  последовательностью   выполнения  операций,  входящих   в  состав   действия;

·         контроль  по  результату,  сравнивающий  фактический  результат  или   выполненную   операцию   с  образцом  после  осуществления  учебного   действия;

·         по  субъектам   контрольно-оценочного  действия:

·         внешний  контроль,  осуществляемый  педагогами  или  одноклассниками  (взаимоконтроль  и   взаимооценка);

·         внутренний  или   рефлексивный    контроль,  осуществляемый  учащимися  и  обращенный  на  понимание  принципов   построения  и  осуществления  собственной  деятельности  (самоконтроль  и самооценка).

1.12.Основной  функцией   самооценки  и   самоконтроля  на  начальном  этапе  обучения  является  определение  учеником  границ   своего  знания – незнания,   своих   потенциальных  возможностей,  а    также  осознание  тех  проблем,  которые  ещё  предстоит  решить  в  ходе  осуществления  учебной  деятельности. Конечная  цель  безотметочного  обучения – формирование  у  учащихся  адекватной  самооценки  и  развитие  учебной  самостоятельности  в  осуществлении  контрольно-оценочной  деятельности.

2. Контроль и оценка достижения  личностных  и метапредметных  результатов

 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся 1-го  класса должны быть направлены на выявление  индивидуальной динамики развития школьников  (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.2. Основными показателями развития учащихся являются:

·         сформированность  учебно- познавательного интереса;

·         сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

·         сформированность универсальных  учебных   действий;

·         способность определять границы своего знания- незнания;

·         сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных  способностей субъекта учебной деятельности;

·         способность к преобразованию  изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

·         самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям.

·         способность к  согласованным  действиям с учётом позиции другого.

2.3. Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей).

3. Контроль и оценка достижения    предметных   результатов 

3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком опорных  знаний  и  умений   по учебным предметам и  не  допускает  сравнения  его  с  другими  детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения опорных  знаний и умений используются:

·         стартовые и итоговые проверочные работы;

·         текущие проверочные работы;

·         тестовые диагностические работы;

·         устный опрос;

·         проверка сформированности навыков чтения;

·         демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося).

3.3. При   определении уровня   развития  навыка  чтения  необходимо  учитывать: осознанность,   способ  чтения,  беглость,  правильность,  выразительность,  владение  речевыми  умениями  и  навыками  работать  с   текстом.

Высокому  уровню   развития  навыка  чтения в  1-ом  классе  соответствует  плавный   послоговой  способ  чтения  без   ошибок  при   темпе  не   менее  25-30  слов  в   минуту  (на  конец  учебного  года),  понимания  значения  отдельных   слов  и  предложений,  умение  выделить  главную  мысль  прочитанного  и  найти  в  тексте  слова  и  выражения,  подтверждающие  эту   мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 

Низкому  уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 

3.4.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 

         Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 

         Низкому  уровню развития  каллиграфического навыка  соответствует письмо, которое в целом не соответствует  перечисленным выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 

К числу негрубых недочётов относятся:

частичные искажения формы букв;

несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;

крупное и мелкое письмо;

отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 

3.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. 

Среднему  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при  котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов. 

Низкому  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в  котором число ошибок без ошибок  и недочётов превышает указанное количество. 

3.6.Критериями оценки сформированности устной речи являются

полнота и правильность ответа;

степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

последовательность изложения;

культура речи. 

Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. 

 Среднему  уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. 

 Низкому   уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений. 

3.7.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые  и  составные  задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. 

Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.  

Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. 

Низкому  уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 

3.8.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.  

Среднему  уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено не более 3 грубых ошибок. 

Низкому   уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено  более 3 грубых ошибок.

3.9.Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.

Среднему  уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому   уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибок.  

3.10.Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. 

Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. 

Низкому  уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. 

3.11.Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. 

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике. 

Среднему  уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, построенные как  правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.  

Низкому   уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.  

3.12.При определении уровня сформированности  универсальных  учебных  действий необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 

Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). 

Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилия автора и заглавие книги), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания  (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). 

Низкому  уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом  иллюстрации на обложке и в тексте. 

3.13.Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. 

Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. 

Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.

Низким уровнем определяется непонимание учеником   учебной задачи,  составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при помощи учителя. 

3.14.При определении уровня самооценки учащихся и формировании   адекватной  самооценки  используется приемы

«Лесенка» - ученики  на   ступеньках  лесенки  отмечают  как  усвоили  материал: нижняя  ступенька – не  понял, вторая  ступенька – требуется  небольшая  помощь  или  коррекция, верхняя  ступенька – ребенок  хорошо  усвоил  материал  и  работу  может  выполнить  самостоятельно;

«Волшебная  линеечка» - на  полях  тетради  учащиеся  чертят  шкалы  и отмечают   крестиком,  на   каком  уровне,  по  их  мнению, выполнена   работа.  При  проверке  учитель,  если  согласен  с  оценкой  ученика,  обводит  крестик,  если  нет,  то  чертит  свой  крестик  ниже  или  выше;

«Светофор» - оценивание  выполнения  заданий  с   помощью  световых  сигналов: красный  - нужна  помощь, жёлтый – я  умею,  но  не  уверен,  зелёный – я  умею  сам.

Алгоритм самооценки (см. приложение)

4.Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения

 4.1.На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания учащихся  1-го класса, приводят аргументы по данной системе оценивания, называют преимущества.  Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

 4.2.Информация о  предметных  и  метапредметных   результатах обучения и развития обучающегося фиксируется в «Листке достижений»  и  технологических  картах, «Портфеле  достижений»  учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Алгоритм самооценки

 

1 шаг Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг  Какую ты ставишь себе оценку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также