ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении муниципального этапа областных робототехнических соревнований
для начинающих «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО ТЫ!»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения муниципального этапа областных робототехнических соревнований для начинающих «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО ТЫ!» в Асбестовском городском округе.
1.2. Организатором соревнований является Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. Н.М. Аввакумова» (далее ЦДТ)
2. Цель и задачи проведения соревнований.
Цель: Создание условий для вовлечения новых участников в мир механики и робототехники, а также для развития и поддержки интереса обучающихся детских творческих объединений к изобретательской и проектной деятельности, развития технического творчества детей на территории АГО.
Задачи:
- привлечение детей к занятиям робототехникой;
- развитие умений работы в командах;
- развитие соревновательных навыков;
- повышение мотивации к освоению новых умений и компетенций в области робототехники и LEGO-конструирования.
3. Дата, время, условия участия и участники соревнований.
3.1. Дата проведения соревнований 17 ноября 2018 года в 12-00 часов.
3.2. Для участия в соревнованиях образовательным организациям необходимо в срок до 13 ноября 2018 года прислать заявку на электронную почту ЦДТ CDTAvvakumova@yandex.ru по форме (Приложение 1).
3.3. До участия в соревнованиях допускаются команды, осуществляющие занятия по направлениям технического творчества в образовательных организациях, и не участвовавшие ранее в робототехнических соревнованиях муниципального уровня и выше, за исключением категории Профи. Участие в соревнованиях командное (состав команды – 1-3 человека). Участник не должен входить в состав более одной команды. В случае, если на соревнованиях будет выявлено, что, хотя бы один из членов команды имеет опыт участия в соревнованиях регионального уровня и выше, по решению главного судьи и организаторов соревнований команда может быть либо снята с соревнований, либо участвовать вне конкурса (без получения призовых мест).
3.4. Возраст участников: младшая группа - до 12 лет, средняя группа – до14 лет, старшая группа – до 18 лет. Возрастная категория команды определяется по возрасту самого старшего члена команды.
4. Условия проведения соревнований
4.1. Команды используют собственное оборудование: портативный компьютер (нетбук, ноутбук, планшет), конструкторы.
Руководители команд обеспечивают работоспособность оборудования и программного обеспечения.
4.2. Организаторы конкурса предоставляют помещение, оборудованное рабочими поверхностями с подведенным электропитанием.
4.3. Соревнования проводятся в соответствии с регламентом региональных робототехнических соревнований. (Приложение 2);
5. Виды соревнований.
5.1. Участникам предлагаются соревнования робототехнических устройств по категориям:
Категории соревнований, возрастные группы и ресурсное обеспечение
№ п/п |
Категория соревнований |
Возрастная группа участников |
Участников в команде |
Ресурсное обеспечение |
|
|
Игровая (соревновательная) категория |
|
|||
1 |
Шагающий шорт-трек |
Младшая (до 12 лет) |
3 |
один микрокомпьютер RCX/NXT/EV3 |
|
2 |
Лабиринт |
Средняя (до 15) |
3 |
элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены |
|
3 |
Кегель ринг |
Средняя (до 15) |
3 |
|
|
4 |
Городской квест |
Младшая (до 12 лет) |
3 |
детали и двигатели конструкторов LEGO «Простые механизмы» и LEGO Education «Технология и физика» |
|
Средняя (до 15) |
|
||||
Старшая (до18 лет) |
|
||||
|
Творческая категория |
|
|||
1 |
Мир насекомых |
Младшая (до 12 лет) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
2 |
Вселенная Владислава Крапивина |
Средняя (до 15 лет) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
3 |
Весь мир - театр |
Старшая (до18 лет) |
3 |
детали и двигатели конструкторов LEGO, VEX |
|
4 |
Интерактивная история |
Младшая (до 12 лет) Средняя (до 15 лет) Старшая (до18 лет) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
|
Профи |
|
|||
1 |
Городской квест |
от 6 до 18 лет включительно |
1 |
только детали и двигатели конструкторов LEGO |
|
6. Жюри соревнований.
6.1. Судейство и подведение итогов осуществляется жюри в количестве не менее 3 человек. В состав жюри могут быть включены представители из числа педагогов всех присутствующих команд. Возглавляет жюри председатель, который назначается организатором из числа компетентных педагогов.
6.2. Жюри обладает всеми полномочиями на протяжении всех состязаний. Все участники должны подчиняться его решениям.
6.3. Каждое соревнование контролируют три члена жюри.
6.4. Каждое соревнование может быть переиграно по решению председателя жюри в случаях:
а) когда робот не смог его завершить из-за постороннего вмешательства;
б) когда неисправность возникла по причине плохого состояния игрового поля.
6.5. Любой из членов жюри может назначить дополнительную проверку (измерение, осмотр и т.п.) для робота/механизма любой из команд непосредственно перед любым состязанием, если возникнут сомнения по поводу соответствия условиям соревнования.
6.6. На неэтичное или неспортивное поведение участников турнира жюри указывает устно, без вынесения штрафных очков или дисквалификации.
7. Подведение итогов и награждение.
Победителем и призёрами считаются участники (команды), набравшие наибольшее количество баллов по сумме всех соревнований.
Победители и призёры награждаются грамотами Управления образованием АГО, все остальные участники получают сертификаты МБУ ДО ЦДТ. Ценные призы не предусмотрены.
Приложение 1
к положению о проведении муниципального
этапа областных робототехнических соревнований
для начинающих «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО ТЫ!»
Заявка
____________________________________________________________________
(наименование ОО)
на участие в муниципальных соревнованиях «Hello, Robot!»
№ п/п |
Фамилия, имя участника (состав команды) |
Число, месяц, год рождения участника
|
Класс |
Вид соревнования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель команды __________________
(ФИО полностью)
Руководитель ОО __________________________ (_____________________)
(подпись) (расшифровка)
Приложение 2.
к положению о проведении муниципального
этапа областных робототехнических
соревнований для начинающих «Hello. Robot!»
Согласие представителя субъекта персональных данных на обработку
его персональных данных
Я,_______________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество, паспортные данные и статус законного представителя несовершеннолетнего – мать, отец, опекун, попечитель или уполномоченный представитель органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем) даю согласие в отношении себя и ребенка
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
на обработку следующих сведений, составляющих персональные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, сведенья о состоянии здоровья, образовательное учреждение и его адрес, класс, номер телефона, адрес электронной почты, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова" Асбестовского городского округа в целях качественного проведения областных робототехнических соревнований, в которых принимает участие ребенок.
Согласен на совершение оператором обработки персональных данных, указанных в данном документе, в том числе на сбор, анализ, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Обработку персональных данных разрешаю на срок, необходимый для достижения вышеуказанных целей.
Подтверждаю, что с порядком отзыва согласия на обработку персональных данных в соответствии с п.5 ст.21 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» ознакомлен(а).
Права и обязанности в области защиты персональных данных мне известны. С юридическими последствиями автоматизированной обработки персональных данных ознакомлен(а).
________________ /___________________/
«___» __________ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Управления образованием Асбестовского
городского округа № 000 от 00.10.2018 года
«О проведении муниципального этапа областных
робототехнических соревнований для начинающих
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО ТЫ!» в 2018-2019 учебном году»
Регламент
муниципального этапа областных робототехнических соревнований
для начинающих «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО ТЫ!»
Областные робототехнические соревнования для начинающих «Исследователь – это ты!» в 2018 году посвящены:
1. великим Русским гениям инженерной мысли, чьи конструкторско-исследовательские разработки внесли вклад в прогресс и развитие всего человечества. В 2018 году отмечается 110-летие со дня рождения ученого и инженера в области радиотехники, радиофизики и информатики Владимира Александровича Котельникова, 130-летие со дня рождения русского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, 290-летие со дня рождения русского изобретателя, создателя первой в России паровой машины, Ивана Ивановича Ползунова;
2. писателю, который, исследуя мир человеческих отношений вместе со своими юными героями, снабжал их для преодоления пространства и времени как реальными, так и вымышленными средствами передвижения. Это детский писатель, лауреат многих литературных премий, лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, Почётный гражданин Свердловской области Владислав Петрович Крапивин, которому 14 октября 2018 г. исполнилось 80 лет;
3. всем тем людям, в результате работы которых мир узнаёт о новых интересных открытиях. Эти открытия впоследствии используются в науке, искусстве, медицине, спорте, образовании, промышленности – во всех областях жизни человека.
Исследуя закономерности движения и взаимодействия всех живых существ можно воспроизвести их поведение с целью максимальной реалистичности создания театральных, мультипликационных или кинопостановок, оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья или продолжения изучения безграничных загадок окружающего мира.
Областные робототехнические соревнования для начинающих «Исследователь – это ты!» в 2018 году (далее – соревнования) проводятся с целью вовлечения новых участников в мир механики и робототехники, а также для развития и поддержки интереса обучающихся детских творческих объединений к изобретательской и проектной деятельности. Соревнования проводятся в соответствии с Положением об Областных робототехнических соревнованиях для начинающих.
До участия в соревнованиях допускаются команды, осуществляющие занятия по направлениям технического творчества в образовательных организациях, и не участвовавшие ранее в робототехнических соревнованиях регионального уровня и выше, за исключением категории Профи «Устройство в мешке».
случае, если на соревнованиях будет выявлено, что хотя бы один из членов команды имеет опыт участия в соревнованиях регионального уровня и выше, по решению главного судьи и организаторов соревнований команда может быть либо снята с соревнований, либо участвовать вне конкурса (без получения призовых мест).
Категории соревнований, возрастные группы и ресурсное обеспечение
№ п/п |
Категория соревнований |
Возрастная группа участников |
Участников в команде |
Ресурсное обеспечение |
|
|
Игровая (соревновательная) категория |
|
|||
1 |
Шагающий шорт-трек
|
Младшая (до 12 лет) |
3 |
один микрокомпьютер RCX/NXT/EV3 |
|
2 |
Лабиринт
|
Средняя (до 15) |
3 |
элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены |
|
3 |
Кегель ринг |
Средняя (до 15) |
3 |
|
|
4 |
Городской квест |
Младшая (до 12 лет) |
3 |
детали и двигатели конструкторов LEGO «Простые механизмы» и LEGO Education «Технология и физика»
|
|
Средняя (до 15)
|
|
||||
Старшая (до18 лет)
|
|
||||
|
Творческая категория |
|
|||
1 |
Мир насекомых |
Младшая (до 12 лет) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
2 |
Вселенная Владислава Крапивина |
Средняя (до 15 лет) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
3 |
Весь мир - театр |
Старшая (до18 лет) |
3 |
детали и двигатели конструкторов LEGO, VEX |
|
4 |
Интерактивная история |
от 6 до 18 лет включительно) |
3 |
любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы |
|
|
Профи |
|
|||
1 |
Городской квест
|
от 6 до 18 лет включительно
|
1 |
детали и двигатели конструкторов LEGO «Простые механизмы» и LEGO Education «Технология ифизика»
|
|
Автономная работа роботов должна осуществляться под управлением программ, написанных на одном из учебных языков программирования (Robolab, LEGO Mindstorms NXT (NXT-G), LEGO Mindstorms EV3, Robot C, LabView, др.).
2. микрокомпьютер должна быть загружена только одна программа под названием «ORC2018» в папке «SoftwareFiles» (для микрокомпьютера NXT) или только один загруженный проект под названием «ORC2018», в котором основным исполняемым файлом должен быть файл под названием «Start» (для микрокомпьютера EV3), прежде, чем поместить робота в зону карантина для проверки. Другие файлы, например, подпрограммы, могут находиться в той же папке, но исполнение этих файлов не допустимо. В категориях, где допускается использовать оборудование не марки Lego (VEX, ТРИК и др.), участники так же должны придерживаться данных правил при наличии технической возможности.
Микрокомпьютер EV3/NXT должен быть выключен. Участникам рекомендуется предусмотреть доступность кнопок, отвечающих за поиск и запуск программы. Судья имеет право провести проверку микрокомпьютера до запуска робота. При выявлении более чем одного исполняемого файла (на микрокомпьютере NXT) или проекта (на микрокомпьютере EV3) участник обязан удалить все файлы, нарушающие требования. В случае отсутствия файлов, соответствующих требованиям, участник по решению судьи может быть снят с текущей попытки, с занесением в протокол минимального для категории количества баллов и максимального времени.
3. период подготовки и отладки роботов, а также во время попыток в техническую и соревновательную зону допускаются только участники соревнований без тренеров и руководителей команд.
Не разрешается использовать винты, клей, клейкую ленту или какие-либо иные материалы не марки LEGO для закрепления деталей робота, если в правилах конкретной категории не указано разрешение использовать любое оборудование. Нарушение этого правила приведет к дисквалификации.
Командам не разрешается модифицировать исходные детали (например, контроллеры EV3, NXT, моторы, датчики и т.п.). Робот, в конструкции которого использованы модифицированные детали, будет дисквалифицирован.
Количество используемых моторов и датчиков не ограничено. Однако допустимо использовать только официальное оборудование LEGO для подключения моторов и датчиков, если в правилах конкретной категории не указано разрешение использовать любое оборудование.
Роботы, не соответствующие требованиям, не допускаются к участию в состязании.
Схема проведения состязаний
Состязания состоят не менее чем из двух раундов, периода сборки и отладки (проводится только перед первым раундом), периодов отладки (проводятся перед
остальными раундами). Точное количество раундов определяется организационным комитетом по завершении регистрации участников на мероприятие. Каждая команда вызывается для проведения одной попытки в течение одного раунда, в котором используются одинаковые для всех команд условия состязания.
Лучшая попытка – это попытка с наибольшим количеством баллов и наименьшим временем.
По итогам одного раунда составляется рейтинг команд на основании следующих критериев (в порядке приоритета): -количество баллов, -время выполнения.
До начала состязания каждая команда готовится к состязанию на рабочем месте, отведенном организаторами для команды. В каждой категории соревнований всем командам будут предусмотрены рабочие места в зоне состязания.
Команды должны подготовить роботов к сборке до начала проверки в соответствии со следующими требованиями:
• все детали конструкции робота должны быть в исходном состоянии (каждая деталь отдельно от другой), если иное не написано в правилах конкретной категории;
• команды должны продемонстрировать, что все детали отделены друг от друга, если иное не написано в правилах конкретной категории;
• команды не могут собирать роботов за пределами своего рабочего места и вне времени, отведенного на конструирование, программирование и тестирование роботов;
• командам не разрешается использовать любого вида инструкции, помогающие в сборке робота (например, бумажного или электронного вида).
По окончании периода отладки (сборки) команды должны поместить роботов в зону «карантина» на место, отведенное организаторами специально для робота команды, и в том состоянии, которое будет использоваться для начала попытки.
Участникам не разрешается модифицировать или менять робота по завершении периода отладки (сборки).
период «карантина» командам не разрешается покидать зону состязания. Если робот успешно прошел проверку, он будет допущен к участию в раунде.
Если при проверке было выявлено нарушение, судья даст команде три минуты на его устранение. Если за отведенное время нарушение не было устранено, команда не сможет продолжить участие в раунде.
Робот должен быть помещен в зону старта таким образом, чтобы никакая часть робота не выступала за пределы зоны старта.
Участникам разрешается производить физическую настройку робота, находящегося в зоне старта. Во время физической настройки участники могут проверить корректность конструкции и подключения кабелей. Во время физической настройки робот должен быть выключен.
Участники должны дождаться сигнала судьи к старту, затем привести устройство/робота в движение.
Время попытки ограничено! Отсчет времени начинается с того момента, когда судья дает сигнал к старту.
Во время попытки участникам запрещается выполнять какие-либо действия, которые могут мешать или помогать устройству/роботу, после того как произведены действия для запуска.
Если во время попытки участник команды коснется поля или реквизита состязания, находящегося на поле, то попытка будет завершена, а ее результат аннулирован.
Робот должен работать автономно и завершить задание самостоятельно. Если во время выполнения задания возникает неопределенная ситуация,
окончательное решение принимает судья.
Попытка и отсчет времени завершаются в следующих случаях:
3. закончилось время, отведенное на выполнение задания;
4. участник команды коснулся устройства/робота во время попытки;
5. устройство/робот полностью покинул поле состязания;
6. произошло нарушение правил и/или регламента;
7. задание полностью выполнено.
По окончании попытки команда должна вернуть устройство/робота в зону
«карантина». Устройство/робот остается в «карантине» до окончания раунда.
Все команды должны оставить роботов в зоне «карантина» до объявления списка команд, прошедших в Финальный тур.
Команды, не прошедшие в Финальный тур, должны покинуть зону состязания до начала периода отладки Финального тура.
Во время состязания запрещено:
Приносить сотовый телефон или проводные/беспроводные средства связи в зону состязания.
Выносить компьютеры за пределы зоны состязания во время их проведения.
Использовать любые средства и способы связи во время состязаний.
Лицам, находящимся за пределами зоны состязаний, также запрещено контактировать с участниками.
Команды, нарушившие данное правило, будут дисквалифицированы и должны покинуть состязания.
ИГРОВАЯ (СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ) КАТЕГОРИЯ
ШАГАЮЩИЙ ШОРТ-ТРЕК
Условия состязания
Цель робота – за минимальное время прошагать (пробежать) по линии N полных кругов (количество кругов определяет главный судья соревнований в день соревнований). Движение осуществляется в направлении по часовой стрелке. Круг – полный проход роботом трассы, с возвращением в место старта, пересекая при этом линию старта-финиша.
Игровое поле
• Размеры игрового поля 1200х2400 мм.
• Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории. Толщина линии 18-25 мм.
1 Линии на поле могут быть прямыми, дугообразными, пересекаться под прямым углом.
Примерное поле “Шагающий шорт-трек”:
Робот
1. Робот должен быть автономным.
2. Максимальный размер робота 200х200х200 мм.
3. Участники приносят на соревнование готового робота.
4. У робота должно быть хотя бы две конечности (ноги) и он должен быть оснащен шаговым механизмом. Количество конечностей не ограничено.
5. Элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены.
6. Контакт робота с поверхностью поля при помощи колес (как элемента, совершающего вращательное движение) или статичных элементов (опор) робота запрещен. Робот должен касаться поверхности поля только конечностями (ноги).
Правила проведения состязаний
Квалификационные забеги
4. Количество квалификационных забегов определяет главный судья в день соревнований.
5. В квалификационном забеге в каждой попытке участвуют по одному роботу.
6. Попытка останавливается судьей, если робот не может продолжить движение в течении 15 секунд или время прохождения трассы превышает 120 секунд.
7. Попытка в квалификационном забеге состоит из одного полного круга.
8. Окончание попытки фиксируется судьей состязания после полного пересечения.
9. Если робот сходит с дистанции (оказывается всеми конечностями с одной стороны линии), то он прекращает свою попытку, при этом роботу в протокол вносится время, равное 120 секундам.
Финальные забеги
1. В финальных забегах в каждой попытке участвуют одновременно два робота (пара) на поле.
2. Пары для попыток и дорожка каждого робота определяются с помощью жеребьевки. Роботы устанавливаются у линий старта в одинаковом направлении.
3. В ситуации, когда робот догоняет соперника, попытка досрочно завершается. При условии прохода не менее 5 секунд без столкновения, победителем попытки объявляется робот, догнавший соперника.
4. Робот, который прошел круг быстрее соперника – становиться победителем попытки.
Столкновение роботов
1. В ходе финальных забегов во время выполнения попытки действует правило
– “перекресток проходит первый”. Робот пришедший к перекрестку вторым обязан пропустить первого, а в случае столкновения – фиксируется техническое поражение участнику, совершившего столкновение с соперником.
2. В случае, когда невозможно определить виновника столкновения, судья обязан назначить переигровку, при этом роботы меняются дорожками.
Определение победителя
1. Соревнования проводятся в два этапа – квалификация и финальные забеги.
2. Между квалификационными забегами будет предоставлено время на дополнительную отладку робота.
3. Между квалификационными и финальными забегами роботы остаются в «карантине», время на отладку не предоставляется.
4. По результатам квалификации на основании времени забегов составляется рейтинг роботов.
5. В финальные забеги проходят роботы, занявшие первые Х мест в квалификации. Количество финалистов определяется главным судьей соревнований в день соревнований в зависимости от количества команд участников и результативности квалификационных забегов.
6. Финальные забеги проходят по олимпийской системе (игра на вылет). Судьи соревнований формируют турнирную сетку, для каждой попытки из участников составляются пары в соответствии с рейтингом квалификационных забегов и жеребьевки.
7. Из каждой пары в следующий круг попыток выходит победитель попытки.
8. Перед финальной попыткой судьи соревнований проводят попытку за третье место.
9. Победителем соревнования становится робот, победивший в финальном забеге. Второе место присуждается роботу, проигравшему в финальной попытке.
Лабиринт и Кегельринг
(БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)
Описание задания
Робот – «космический корабль», участвующий в соревнованиях «Большое космическое путешествие», должен в определенной последовательности выполнить задания в рамках одного заезда:
«Запуск в космическое пространство» (движение по линии) нет в муниципальном этапе!
1) «Поиск орбиты Марса» (лабиринт),
2) «Приземление на Марс» (кегельринг).
Последовательность выполнении задания (в рамках одного заезда):
«Космический корабль» (робот) должен произвести в условиях различных радиопомех «Поиск орбиты Марса» (лабиринт) и, осуществив радиолокационную разведку, совершить «Приземление на Марс» (кегельринг).
Категории соревнований
В каждой категории роботу необходимо пройти через два полигона с заданиями.
Требования к роботу
Максимальная ширина робота 250 мм, длина – 250 мм. Высота робота не ограничена.
Во время соревнований размеры робота могут изменяться, но не должны превышать максимально допустимые параметры.
Запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на корпусе робота для сбора кеглей.
Элементная база, количество контроллеров, датчиков, моторов и других устройств не ограничены.
Порядок проведения состязаний
В день соревнований организаторы могут внести незначительные изменения
в раскладку полигонов, не меняя их порядок.
Перед началом состязаний все участники сдают роботов в недоступную для них зону (карантин). Во время состязаний участники могут брать роботов только из зоны карантина и только по команде судьи. После окончания заезда участник ставит своего робота обратно в зону карантина.
После того, как все участники сдадут своих роботов в зону карантина, происходит изменение конфигурации полигона «Лабиринт». После изменения конфигурации полигона «Лабиринт» участники не могут сдавать своих роботов в зону карантина.
Каждый полигон имеет свои зоны старта и зоны финиша.
Перед началом заезда робот устанавливается в зону старта полигона так, чтобы никакая его часть не выходила за пределы этой зоны.
По команде судьи участник запускает робота. С этого момента начинается отсчёт времени.
Робот должен действовать исключительно автономно. Не допускается никакое управление роботом со стороны участника (или других участников). В противном случае заезд должен быть остановлен, а робот дисквалифицирован.
Робот начинает выполнять задание полигона в момент, когда он пересекает линию, ограничивающую зону старта этого полигона после того, как робот полностью оказался в зоне старта.
Робот заканчивает выполнять задание полигона, когда он пересёк линию, ограничивающую зону финиша этого полигона, если в задании полигона не указано иное.
Заезд останавливается в следующих случаях:
- робот полностью выполнил задание;
- закончилось время, отведённое на выполнение заезда;
- робот был дисквалифицирован в ходе заезда. В этом случае в зачёт идёт максимальное время, отведённое на выполнение всего задания.
Заезд прерывается в случае, если:
- робот был дисквалифицирован в соответствии с правилами прохождения соответствующего полигона. В этом случае заезд прерывается, и участник вручную устанавливает робота в зону старта следующего полигона.
- дисквалификация произошла на последнем полигоне, участник устанавливает робота в зону старта этого полигона. Отсчёт времени при этом не останавливается.
Условия дисквалификации
Робот может быть дисквалифицирован в следующих случаях:
- робот действует неавтономно (со стороны участника осуществляется управление роботом);
- во время заезда участник коснулся полигона или робота;
- робот, двигающийся по полигону «Запуск в космическое пространство» и не нашедший линию в течение 5 секунд;
- робот покинул соревновательный полигон «Запуск в космическое пространство»;
- любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами полигона;
- робот сошел с линии более чем на 5 секунд в полигоне «Запуск в космическое пространство». Сходом с линии не считается объезд препятствия, если он производился в течение менее чем 10 секунд;
- робот в течение 30 секунд не покинул ячейку полигона «Поиск орбиты Марса».
Допускается покидание линии только по касательной с внешней стороны, при условии, что длина участка, который робот проедет по касательной, не превышает трёх длин корпуса робота.
Считается, что робот покинул соревновательный полигон, когда любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами полигона
Считается, что робот покинул линию (сошёл с линии), если никакая часть робота не находится над линией.
Подсчёт очков
За выполнение заданий на полигонах роботу начисляются очки.
В случае, если во время заезда произошла дисквалификация робота, очки за выполнение задания полигона, на котором произошло прерывание заезда, не начисляются.
Итоговым результатом робота является сумма баллов, заработанных им при выполнении заданий. В случае, если состязания проводятся в несколько попыток, результатом каждой попытки является сумма баллов, набранных им при выполнении заданий в этой попытке. Итоговым результатом робота является максимальный из результатов всех попыток.
Итоговым временем робота в каждой попытке является время, прошедшее от начала заезда до конца заезда, если заезд не был остановлен по причине дисквалификации робота. В противном случае итоговым временем робота считается максимальное время, отведённое на попытку. Итоговым временем робота является итоговое время попытки с наилучшим итоговым результатом.
Лучшим будет объявлен робот с максимальным итоговым результатом.
При равенстве итоговых результатов в случае, если состязания проводились в несколько попыток, сравниваются результаты остальных попыток роботов в упорядоченной по убыванию последовательности.
При равенстве баллов во всех попытках сравнивается итоговое время каждой попытки. Попытки упорядочиваются по убыванию итогового результата. Лучшим будет объявлен результат робота, затратившего на выполнение заданий наименьшее время в лучшей попытке.
При равенстве итогового времени в каждой попытке, сравнивается масса роботов. Лучшим будет объявлен результат робота с наименьшей массой.
«Запуск в космическое пространство» (следование по линии)
нет в муниципальном этапе!,
Для тех кто планирует попасть на региональный этап прочитать!!!
Характеристика полигона (поле)
Полигон представляет собой белое прямоугольное поле с нанесённой на него чёрной линией (рисунок 1).
Рисунок 1.
Ширина линии составляет 30 мм.
Радиус кривизны линии превосходит 130 мм в любой её точке.
Минимальное расстояние, на которое линия должна приближаться к концу соревновательного поля должно быть не менее 150 мм, при измерении от центра линии.
Зоны старта и финиша ограничены чёрной линией в форме квадрата толщиной 20 мм.
Дополнительные характеристики
Полигоны «Следование по линии» имеют дополнительные усложнения.
Подробное описание дополнительных усложнений будет объявлено позднее.
Порядок выполнения задания
В течение заезда роботу необходимо добраться вдоль нанесённой на полигон линии от зоны старта до зоны финиша.
Время заезда отсчитывается от момента пересечения роботом линии, ограничивающей зону старта до момента пересечения роботом линии, ограничивающую зону финиша.
Робот пересекает линию в момент, когда самая передняя его часть касается линии или пересекает линию.
Время заезда фиксируется электронной системой ворот или судьёй по секундомеру, в зависимости от доступности оборудования. Зафиксированное время должно считаться окончательным.
Лабиринт «Поиск орбиты Марса»
Характеристики полигона
Полигон «Лабиринт» имеет размер 150х150 см и разделён на ячейки размером 30±2 см (рисунок 2).
Рисунок 2.
Покрытие полигона имеет белый цвет.
Между ячейками могут быть установлены радиопомехи (стенки) высотой 10 см и толщиной 16±1 мм. Стенки также установлены по всему периметру лабиринта, за исключением ячеек с зонами старта и финиша. Между стенками могут быть зазоры и выступы размером до 5 мм.
В зонах старта и финиша расположены продолжения линий от соседнего полигона «Запуск в космическое пространство». Линия заходит в ячейку не более, чем на половину.
Расположение стенок меняется непосредственно перед попыткой. Конфигурация стенок лабиринта такова, что между любыми двумя его ячейками существует ровно один возможный не пересекающий себя путь.
Порядок выполнения задания
Конфигурация полигона «Поиск орбиты Марса» меняется после того, как все участники сдадут своих роботов в зону карантина или по решению судьи.
В течение заезда роботу необходимо добраться от зоны старта до зоны финиша.
Считается, что робот достиг ячейки, если какая-либо его точка опоры коснулась поверхности ячейки.
Если в течение 30 секунд робот не покидает ячейку, он должен быть дисквалифицирован.
«Кегельринг» «Приземление на Марс»
Общие характеристики полигона и орбитальных космических тел (кеглей)
Полигон представляет собой поле с рингом - кругом диаметром 1 м, ограниченным по периметру линией толщиной 50 мм. (см. рисунок 3).
Цвет полигона – белый.
Цвет ограничительной линии – чёрный.
Орбитальные космические тела (кегли) представляют собой жёсткие цилиндры диаметром 70 мм, высотой 120 мм и весом не более 50 г.
Кегли имеют матовую однотонную поверхность.
Кегли могут быть изготовлены из стали в виде стандартных банок для газированных напитков (330 мл), покрытых листом бумаги.
Рисунок 3.
Порядок выполнения задания
Перед началом заезда выполняются следующие процедуры.
На ринге расставляются восемь орбитальных космических тел (кеглей), которые будет необходимо вытолкнуть за пределы ринга (синие, рисунок 3). Орбитальные космические тела должны располагаться внутри окружности ринга равномерно: на каждую четверть круга должно приходиться не более двух тел (кеглей). Орбитальные космические тела ставятся не ближе 12 см и не дальше 15 см от чёрной ограничительной линии.
Участник заезда может исправить на своё усмотрение расстановку орбитальных космических тел с учетом правил их расстановки. Судья соревнований утверждает окончательную расстановку.
Орбитальное космическое тело (кегля) считается вытолкнутым за пределы ринга, если в некоторый момент никакая его часть не находится внутри ринга.
Считается, что робот покинул соревновательный полигон, когда любая точка опоры робота коснулась поверхности за пределами полигона. Робот, покинувший соревновательный полигон, должен быть дисквалифицирован.
ТВОРЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Представление проектов проводится в форме выставки. Командам будет предоставлено примерно по 10 минут для демонстрации проекта судьям: из них 5 минут отводится на демонстрацию, а оставшиеся 2-5 минут займут ответы на вопросы судейской коллегии. В случае, если защита участников превысит 5 минут, судьи имеют право остановить доклад и перейти к ответам на вопросы. Приветствуется презентация и наличие любых иллюстративных материалов. В ходе защиты убедите судей в работоспособности вашего устройства.
Для демонстрации проекта командам будет предоставлено выставочное место размером примерно 1х1 м, стол 80х80 см, три стула, электрическая розетка 220 В и мощностью не более 0,5 КВт.
Творческий конкурс «МИР НАСЕКОМЫХ»
В мире существует испытательная лаборатория, внедряющая и тестирующая новые технологические решения вот уже три с половиной миллиарда лет. Конечно же, эта лаборатория – природа. Изобретения, возникшие в ходе эволюции, человечество постоянно берет на вооружение.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые.
Насекомые – один из самых многочисленных классов на планете, они появились, как считают ученные, в девонском периоде, более 400 миллионов лет назад. Более того, насекомые оказались первыми обитателями нашей планеты, которые освоили воздушную среду. И лишь спустя долгих 150 миллион лет после этого на Земле появились летающие ящеры, а затем и птицы.
Мир насекомых удивителен и многогранен. Даже о самом маленьком и самом незначительном, казалось бы, насекомом можно рассказать что-то интересное, удивительное и необычное.
Знание жизни насекомых, их привычек и повадок бывает интересно и полезно. Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе.
Взрослые насекомые относятся к самым подвижным и активным беспозвоночным. Все пользуются ногами: некоторые передвигаются медленно, а некоторые — с огромной скоростью. У нескольких отрядов развилась способность к прыжкам с использованием мощных задних ног, другие стали отличными пловцами, как на поверхности воды, так и под водой.
Задание:
1. Изучить материалы о выбранном насекомом; подготовить презентацию по выбранной теме (количество слайдов: 5-7).
2. Сконструировать и изготовить действующие устройства, моделирующие внешний вид насекомого и его деятельность.
3. Возможно использовать любые виды и типы деталей, в том числе и детали, изготовленные собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы.
4. Написать программу, которая позволит продемонстрировать возможности устройств.
5. Подготовьте защиту вашего проекта (не более 5 минут)
Наименование критерия |
Баллы |
|
|
Соответствие устройства теме проекта |
15 |
Функционал |
15 |
Оригинальность решения, обзор аналогов и прототипов |
10 |
Работоспособность |
20 |
Сложность устройства (конструктивная, механическая, |
15 |
программная, наличие обратных связей) |
|
Качество презентации проекта |
10 |
Ответы на вопросы судейской коллегии |
10 |
Особое мнение судейской коллегии |
5 |
Итого |
100 |
Творческий конкурс «ВСЕЛЕННАЯ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА»
Владислав Петрович Крапивин в 2018 году отметил 80-летний юбилей. Является одним из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. Все работы автора, независимо от жанра, построены на дружбе, приключениях и доброте. В. П. Крапивин назван «классиком детской литературы». Базовые произведения «крапивинской» прозы: «Оруженосец Кашка» (1965); «Валькины друзья и паруса» (1966); «Бегство рогатых викингов» (1969);«Тень Каравеллы» (1970);«Алые перья стрел» (1971);«Мальчик со шпагой»(1973—1975);«Мушкетёр и фея» (1975);«Ковёр-самолёт» (1975);«Журавлёнок и молнии»(1981);«Сказки Севки Глущенко» (1982). Но есть и другие, по многим из них были сняты фильмы и созданы теле-, радиоспектакли.
В.П. Крапивин – создатель отряда «Каравелла». Долгие годы писатель был его Командором: учил ребят мастерить модели кораблей, делать воздушных змеев, фехтовать. Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня» — так же включённая в устав отряда.
В буднях отряда формировался образ нового романтического героя — смелого и бескорыстного, не приемлющего мещанскую мораль и обывательский образ жизни, выделяющегося среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащего туда, где труднее всего. Такой герой занял центральное место в творчестве писателя. Герои повестей много мастерили своими руками, придумывали реальные приспособления, изобретали фантастические машины и механизмы.
Задание:
1. Изучить любые произведения Владислава Крапивина. Сконструировать действующее устройство (модель) – транспортное средство, описанное в произведении В.Крапивина.
Робототехнические устройства – на любой платформе. Возможно использовать любые виды и типы деталей, в том числе и детали, изготовленные собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы.
2. Подумайте, какие ограничения могут возникать как со стороны пользователей этих устройств, так и с точки зрения окружающей среды и ее охраны, а также осуществимости задуманных проектов и работоспособности предложенных конструкций.
3. Подготовьте защиту вашего проекта (не более 5 минут), в ходе которой подробно опишите Ваше устройство, проблему, которую можно решить с его помощью и предполагаемые результаты его практического применения.
4. Приветствуется презентация и сопровождение описания рисунками и схемами.
5. Проанализировать аналоги Вашего устройства (модели), преимущества Ваших решений по сравнению с ними.
6. Возможно использовать любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы.
Наименование критерия |
Баллы |
|
|
Актуальность выбранной проблемы, темы проекта |
10 |
Качество исполнения устройства (модели) |
15 |
Обзор аналогов и прототипов, новизна |
10 |
Работоспособность |
15 |
Наличие обратных связей в устройстве (модели) |
15 |
Практическая (общественная) значимость работы |
20 |
Качество презентации проекта |
10 |
Ответы на вопросы судейской коллегии |
5 |
Итого |
100 |
Творческий конкурс «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР»
Театр берёт своё начало ещё в античности и до сих пор этот вид искусства не теряет своей актуальности. Театр играет важную роль в жизни общества: могучие возможности театра, его универсальность и способность объяснить и описать широчайший круг событий и явлений формируют взгляды на жизнь, помогают принимать решения, восполняют потребность человека в прекрасном.
Ресурсы для конкурса
Наборы для сборки устройства – конструкторы LEGO, VEX.
Устройство должно быть собрано с использованием сенсоров, интеллектуальных систем, двигателей конструкторов только этих типов. Возможно использовать любые виды и типы дополнительных деталей, в том числе и детали, изготовленные собственноручно. Количество деталей и двигателей для сборки, которые участник может взять с собой, не ограничено.
Сконструируйте действующее устройство, которое демонстрирует деятельность какого-либо театрального героя или воспроизводит работу существующих устройств для театральной сцены. Подготовьте защиту вашего проекта (не более 5 минут), в ходе которой представьте театрального героя или фрагмент театральной постановки, который иллюстрируется Вашим устройством.
В ходе защиты не забудьте рассказать о практическом применении этого устройства.
Приветствуется презентация и наличие любых презентационных материалов.
Убедите жюри в соответствии Вашего устройства заявленной теме.
Наименование критерия |
Баллы |
|
|
Соответствие устройства теме проекта |
10 |
Наглядность устройства (отражает деятельность героя или |
15 |
воспроизводит работу устройства) |
|
Качество выполнения устройства |
10 |
Качество презентации проекта |
10 |
Работоспособность |
20 |
Область применения темы проекта |
10 |
Соответствие цели и задач проекта его практической части |
10 |
Ответы на вопросы судейской коллегии |
10 |
Особое мнение судейской коллегии |
5 |
Итого |
100 |
Творческий конкурс «ИНТЕРАКТИВНАЯ ИСТОРИЯ»
Ресурсы для конкурса
1. Возможно использовать любые виды и типы деталей, в том числе и детали, изготовленные собственноручно, интеллектуальные системы, двигатели, сенсоры любой платформы.
2. Количество деталей и двигателей для сборки, которые участник может взять с собой, не ограничено.
Участникам предлагается выполнить творческую работу по созданию интерактивной истории на заданную тему, которая определяется в ходе жеребьевки в начале соревнования.
Работа будет выполняться в два этапа:
Первый этап. На первом этапе участники конструируют, моделируют и строят «Интерактивную историю». При создании творческой работы команды могут использовать наборы конструкторов в любой комплектации.
Для создания интерактивной истории командам будет предложено использовать навыки начального технического моделирования (с применением ножниц, бумаги, клея, канцелярских скрепок и т.д.), творческого проектирования.
Команды производят фотосъемку. Допустимо использование заранее подготовленных командой фоновых изображений, распечатанных или нарисованных (любого формата). Во время проведения первого этапа не допускается использование ноутбуков и планшетов для создания интерактивной истории, за исключением использования планшета для фотосъемки. Время проведения этапа 90 минут.
Второй этап. На втором этапе команда осуществляет монтаж интерактивной истории, используя ноутбук или планшет с установленным программным обеспечением, необходимым для работы (Power Point или любая программа для нелинейного видеомонтажа). По окончании этапа команды должны предоставить готовую интерактивную историю жюри на flash-карте. Время проведения этапа 90 минут.
Наименование критерия |
Баллы |
|
|
Оригинальность решения |
20 |
Раскрытие темы |
20 |
Техническое качество (надёжность конструкции, сложность |
30 |
и качество механизмов) |
|
Художественное качество, эстетичность |
15 |
Защита проекта, ответы на вопросы жюри |
15 |
Итого |
100 |
ПРОФИ
Категория «Профи» - для участников, имеющих опыт робототехнических
соревнований от регионального уровня и выше.
1. При изготовлении устройства можно использовать только детали и двигатели конструкторов LEGO. Количество деталей и двигателей для сборки, которые участник может взять с собой, не ограничено.
2. Устройство в мешке – это таинственное устройство, характеристики которого все участники этой категории узнают одновременно, в день состязания. Точные правила и условия соревнования будут объявлены в день состязаний и выданы в печатном виде всем участникам
3. На сборку устройства отводится 4 часа.
4. Уровень: продвинутый (задача олимпиадного типа).
5. Участие индивидуальное.
6. С момента объявления правил и условий соревнования участие руководителя в решении задачи строго запрещено и несет за собой незамедлительную дисквалификацию участника.
7. Использование сети Интернет, а также любых внешних источников информации запрещено.
8. Конструкторы перед началом состязаний должны быть полностью разобранными.
Внимание!!!
Для муниципального этапа «мешок» -«прозрачный»!!!!!
Но…
Оргкомитет имеет право изменить условия категории «Профи» перед началом соревнований
«УСТРОЙСТВО В МЕШКЕ» - ГОРОДСКОЙ КВЕСТ
Городские квесты – изобретение для тех, кто не может бесцельно гулять по улицам города. Выбор маршрута, интересные истории и загадки – все это погружает нас в мир исследования красивого старинного мегаполиса – г. Екатеринбург.
Длинные подземные коридоры на месте Ипатьевского дома и прилегающей к нему усадьбы, известные "дороги" Харитоновского дома и дома Рязановых, подвалы, и тайные ходы усадьбы Расторгуевых-Харитоновых пронизывают подземный мир Екатеринбурга, хранят свои исторические секреты и, возможно, несметные сокровища… Всё это - легенды "подземного Екатеринбурга". И хотя археологи опровергли информацию о подземных ходах, легенды уже более ста лет живут не только в среде историков, но и в умах горожан… Движение по подземному лабиринту – это квест, пройти который и выйти из него не самая простая задача!
Кроме того, сложным подземным лабиринтом являются и различные водопроводящие (каналы, трубопроводы, гидротехнические туннели, лотки и др.) гидротехнические устройства, служащие для подачи воды к местам потребления. А когда г. Екатеринбург только строился, о водопроводе и канализации никто не задумывался — жители брали воду из Исети и ее притоков, а также из колодцев.
В настоящее время система водоснабжения Екатеринбурга – современный инженерный комплекс, многие процессы которого автоматизированы и управляются компьютером.
Движение механизмов в воздушных и водных средах интересовало и А.Н. Туполева. В 1918 году он получил звание инженера-механика, с отличием защитив проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах». Также Туполев одним из первых понял необходимость использования ЭВМ для улучшения расчетных методик и увеличения количества учитываемых факторов, создав один из первых вычислительных центров.
Для выполнения задания «Городской квест» необходимо разработать устройство, способное двигаться внутри ограниченного криволинейного пространства.
Устройство
Устройство должно быть механическим.
Размеры устройства регламентируются диаметром ограниченного криволинейного пространства (пластиковая труба).
При изготовлении устройства можно использовать только детали и двигатели конструкторов LEGO «Простые механизмы» и LEGO Education «Технология и физика».
Во время прохождения траектории устройство не должно оставлять части конструкции или распадаться.
Сборка устройства осуществляется в день соревнований.
До начала времени сборки устройства все части и детали должны находиться в начальном состоянии (отдельно). При сборке устройства нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций.
Условия состязания
За наиболее короткое время устройство должно пройти внутри ограниченного криволинейного пространства. На выполнение задания дается не более 5 минут (300 секунд).
1. Перед началом соревнований устройство устанавливается на стартовой площадке.
2. Устройство должно полностью пройти траекторию.
3. Движение устройства начинается после команды судьи и запуска устройства оператором.
Схема соревнования:
отборочный этап – две попытки, в которых фиксируется время прохождения траектории. Лучший результат – прохождение устройством траектории от старта до финиша за максимально короткое время.
В результате отборочного этапа формируется рейтинг устройств на основе их лучшего результата.
Если на отборочном этапе устройство не достигло финиша, то в таблицу результатов заносится расстояние, пройденное устройством. Максимальное время на попытку – 5 минут (300 секунд).
финальный этап - выходят устройства, занявшие в рейтинге первые N мест, количество финалистов определяет главный судья соревнований по результатам отборочного этапа.
Игровое поле
Поле представляет собой пластиковую трубу диаметром 315 мм с двумя поворотами под углом 90° и длиной прямолинейных участков не менее 500 мм.
Зоны старта и финиша представляют собой плоские площадки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.