Тема урока:
Умножение положительных и отрицательных чисел.
Учительница математики:
Кавун Дарина Николаевна
Цели урока:
· Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
· Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
· развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, память,
· воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, умение работать в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
2. Мотивация урока.
“Жил
на свете богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще
недостаточно богат.
И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на
свете и сказал:
– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть
способ умножить твое богатство. А заодно и свое.
Богач прямо затрясся от жадности:
– Чего ты стоишь? Умножай скорее!
– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.
– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!
– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.
– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.
– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!
Богач бросился к своим сундукам да как закричит:
– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где
жемчуга?
– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня
умножить! Я и умножил.″
Создание проблемной ситуации.
– Как вы думаете, почему так получилось?
– Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
– А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (натуральных и дробных положительных, да)
– Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)
– А какие числа еще можно перемножать? (отрицательные)
– Итак, тема нашего урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».
3.Актуализация
Прежде чем, приступить к изучению темы вспомните пожалуйста понятие модуля числа.( На доске с помощью координатной прямой надо показать модуль числа)
А теперь вспомним правило сложения отрицательных чисел.
Вычислите:
-3,7 - 4,8;
-5,2 - 4,7;
- 5,6 - 3,8;
-1,1 + 1,1;
4. Изучение нового материала.
– Выполните умножение (задание, создающее ситуацию успеха).
– 2 * 3 = 6 (1)
– Докажите.
– Доказательство: 2+2+2=3+3
– Выполните умножение (задание, создающее ситуацию сбоя):
– (- 2) * 3 =
– (- 3) * 2 =
– Дети предполагают, что в результате может быть число либо 6, либо -6 и “изобретают” нужное правило с помощью практических задач (о доходах и расходах, изменение температуры), замечая, что второй множитель – натуральное число, поэтому можно воспользоваться “старым” определением, известным еще из начальной школы:
– (-2)*3 есть сумма трех слагаемых, каждое из которых равно (-2). Поэтому
– (-2)*3=(-2)+(-2)+(-2)=-6, т.е.
– (-2)*3 =-6 (2)
– (-3)*2=-6 (3)
– - При перестановке множителей произведение (3) не меняется, поэтому сохранится и правило: (-3)*2=-3+(-3)=-6.
– Сформулируйте правило.
– Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным знаком знак минус.
– Или: Произведение двух чисел разных знаков отрицательно.
– Или: “Плюс на минус дает минус”.
– Задача – ловушка.
– - Выполните умножение (задание, создающее ситуацию сбоя):
– (Слайд 7)
– (- 2) * (-3) =
– Дети предполагают, что ответ может быть либо 6, либо -6.
– Применить предыдущее доказательство не могут, так как нельзя взять число -2 (-3) сомножителем -3 (-2) раза!
– Тогда работая в группах, одни начинают сравнивать знаки у множителей в произведениях ((2), (3)) и (4) и делают вывод, что при изменении знака одного из множителей знак произведения тоже меняется, а его модуль остается тем же.
– (Слайд 8)
– Другие говорят о том, что если произведение (- 2) * 3 равно -6, то произведение (-2)*(-3)
– не может тоже равняться -6, значит будет в результате 6. Поэтому
– (-2) * (-3) = 6 (4)
– Это предположения, а как можно вывести правило с более точных математических соображений?
– В качестве доказательства используют распределительный закон умножения: при сложении двух чисел -2*3 и -2*(-3) в результате получается ноль, то есть данные числа противоположные, значит произведение двух чисел оказывается положительным!
– (-2)*(-3) + (-2)*3 = (-2)*(-3+3) = -2*0=0.
– Выводят следующее правило:
– Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.
– Или: Произведение двух чисел одного знака положительно.
– Или: “Минус на минус дает плюс”.
–
– Вот как объяснил это правило в XVIII веке великий русский ученый Леонард Эйлер.
– (Ясно, что (-2)*3 = -6. Поэтому произведение (-2)*(-3) не может быть равно -6. Однако оно должно быть как-то связано с числом 6. Остается одна возможность: (-2)*(-3)=6).
– Теперь мы себя можем тоже считать маленькими учеными!
4. Первичное закрепление нового материала.
Устная работа.
8 * (-0,7) = - 5,6;
- 0,5 * 40 = - 20;
- 0,1 * (- 0,3) = 0,03;
- 0,125 * (-6,4) = 0,8;
-1 * 3,2 = - 3,2.
-5,3*(-6)=31,8
5.Работа в парах
– Откройте учебники, прочитайте правила, проговаривайте друг другу , сравните их с теми, которые мы вывели сами
– Давайте вернемся к сказке, которую вы услышали в начале урока. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему богач лишился своего богатства, на какое число бедняк умножил богатство богача?
Решая примеры, замечают, что лучше вначале найти знак, а потом уже найти модуль произведения и пытаются составить схему (алгоритм) умножения рациональных чисел:
Выводы:
Произведение
двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками
отрицательно;
Задание парам:
– Выясните в каждом примере число отрицательных множителей?
– Какой вывод можно сделать относительно знака произведения?
Раздаются карточки с примерами
(-8) · (-5) · 2 =
(-3) · (-10) · 8 =
(-2) · (-5) · (-4) =
(-1,2) · (-4) · (-12)=
(-1) · (-2) · (-8) · (-4,2) · 2 =
5· (-1,8) ·(-10) ·(-0,5) ·(-3) =
(-1) · (-2) · (-5) · (-4,2) · 2 · (-1,5) =
3· (-1,6) ·(-10) ·(-0,5) ·(-4) ·(-1) ·(-2)=
Вывод:
1. Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное.
2. Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.
6. Физкультминутка.
7. Итоги урока. Рефлексия
– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Чему научились? Что вызвало затруднение?
Выполнение теста в двух вариантах (5 заданий)
1 вариант
Выполните умножение:
1).3,1* 5=
2). (-2,5)*2=
3). (-2)*(-1,5)=
4). (-4)*(-6)*(-1)*2=
5). 7*(-1)*(-2)*(-1,2)*(-2,1)=
2 вариант
Выполните умножение:
1). 3,3* 3=
2). (-6)*2,4=
3). (-5)*(-2,5)=
4). (-4)*(-5)*(-4)*0=
5). 6*(-1)*(-3)*(-1,2)*(-2,1)=
Домашнее задание: п. 35, правила ;составить по два примера на умножение положительных и отрицательных чисел и решить их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.