Помощь в подготовке к ЕГЭ
Оценка 4.6

Помощь в подготовке к ЕГЭ

Оценка 4.6
Домашняя работа
docx
18.10.2022
Помощь в подготовке к ЕГЭ
Учимся комментировать проблему.docx

Учимся комментировать проблему

Композиция сочинения, логика и абзацное членение

 

I. Абзацное членение и композиция сочинения

 

По критерию К5 оценивается композиция вашего сочинения и абзацное членение в нем. Проверьте разделение текста на абзацы. Работа не может состоять из одного абзаца, скорее всего, их будет около 7 (по количеству заданий + заключение). Старайтесь не выделять абзацы, состоящие из одного предложения.

К типичным ошибкам в построении текста можно отнести ошибки в абзацном членении текста: 

–     полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части, всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует;

–     отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы;

–     необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части;

–     неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Структура, или композиция, вашего сочинения определяется последовательностью заданий и вопросов (еще раз прочитайте формулировку задания №26). Если вы выделите абзацы в соответствии с заданиями, вы точно не ошибетесь в абзацном членении.

1 абзац — вступление и постановка проблемы

2 абзац — комментарий к проблеме, включающий 2 примера из исходного текста

3 абзац — позиция автора по сформулированной проблеме

4 абзац — ваша позиция по сформулированной проблеме

5 абзац — аргумент в защиту вашей позиции №1

6 абзац — аргумент в защиту вашей позиции №2

7 абзац — заключение

 

II. Логика

 

1).В общем и целом логика вашего сочинения определяется следующими вопросами:

1.    Какой вопрос мучил автора, когда он решил написать предложенный вам для размышлений текст?

2.    В каком виде автор в своем тексте этот вопрос донес до читателя?

3.    Как автор отвечает на мучающий его вопрос?

4.    Как вы отвечаете на этот вопрос?

5.    Чем вы можете доказать свою правоту?

6.    Каков итог ваших размышлений по поводу поставленного вопроса?

 

2).Самые важные логические связи, создающие каркас вашего сочинения:

А) это одна проблема, о которой вы все время пишете. Не забывайте о ней, все время держите ее перед глазами как путеводную нить. Как автор ЕЕ донес до читателя, как автор к НЕЙ относится, как вы к НЕЙ относитесь?

Б) Сформулируйте свою позицию, а потом доказывайте именно ЭТОТ тезис. В конце каждого аргумента делайте вывод, который возвращает к вашей позиции и доказывает ее истинность.

В) Если вам необходимо для действенности ваших аргументов развернуть проблему под иным углом, нежели у автора, не забудьте прописать это при формулировании своей позиции. Проблема остается ТА ЖЕ, но ваше мнение, отношение могут отличаться от авторских и повернуть в другое направление.

 

3). Менее значимые логические связи

Проверьте связь между абзацами.

Обратите внимание на указательные местоимения типа «этот». К чему они относятся? Говорили ли вы раньше о том, к чему теперь прикладываете слова «этот» и «данный» (эти слова отсылают к тому, о чем УЖЕ шла речь).

Так же кропотливо проверьте и личные местоимения. Они должны заменять существительные, которые вы использовали совсем рядом с местоимением.

Убедитесь, что работа написана по плану и мысль не «уходит в сторону». Все ваши рассуждения должны вращаться вокруг сформулированной вначале проблемы.

Проверьте, нет ли в вашем сочинении повторов одной и той же мысли.

Проверьте, все ли логично в абзацах, закончена ли ваша мысль, нет ли смысловых противоречий. В идеале любая ваша мысль должна заканчиваться промежуточным микровыводом — тогда она точно будет логически завершена.

 

4) Типичные логические ошибки

 

А) Неудачный зачин

Сочинение начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом сочинении отсутствует.

Например, сочинение начинается словами: В этом/данном тексте автор… С особенной силой эта проблема встает теперь… Наличие указательных словоформ («эта проблема») в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

 

Б) Ошибки в средней части сочинения

- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении — логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании. 

- Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку. 

- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Поэтому автор с такой любовью описывает весну.

 

В) Неудачная концовка

Дублирование вывода: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Заключение, которое оторвано от содержания сочинения, которое никак не подводит итог приведенным размышлениям, а полностью представляет собой новые мысли.

 

Г) Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте: На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. 

 

Д) Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

 

Е) Пропуск звена в объяснении, «логический скачок»

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

 

Ж) Перестановка частей текста

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

 

З) Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

 

Грамотность

 

1.    Исправления — аккуратно одной чертой. Но лучше обойтись без них.

2.    Неправильное оформление кавычек (первые — снизу, вторые — сверху) может быть расценено как пунктуационная ошибка.

3.    Отсутствие внятной точки в конце предложения будет расценено как пунктуационная ошибка.

4.    Пропущенные и непонятные буквы могут быть расценены как орфографическая ошибка.

5.    Неправильный перенос (грубые нарушения типа переноса одной буквы) могут быть расценены как орфографическая ошибка.

 

I. Самые распространенные орфографические ошибки

 

1.    Большие буквы в названиях произведений — «Отцы и Дети», «Война и Мир».

2.    Вторая Мироваявойна, Великая отечественнаявойна

3.    Раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями при отсутствии противопоставления и усилителя отрицания.

4.    В заключенИИ, в отличИИ, в соответствИЕ, впоследствИЕ

5.    Раздельное написание предлога и союза НЕСМОТРЯ (на/на то что)

6.    Раздельное написание А ТАК ЖЕ

7.    НЕ вместо НИ в придаточных уступки (как бы НИ, кто бы НИ, где бы НИ, что бы НИ)

 

II. Самые распространенные пунктуационные ошибки

 

1.    Невыделение вводных слов и конструкций (по мнению…, по словам…, по-моему, например, итак, во-первых, действительно, безусловно, конечно и др.)

2.    Выделение запятыми ОДНАКО в роли союза (когда можно заменить на НО)

3.    Обособление оборотов с союзом КАК в значении В КАЧЕСТВЕ

4.    Незакрытое придаточное при продолжении главной основы после него

5.    Запятая между однородными придаточными при наличии одиночного союза И

6.    Выделение обстоятельств времени или условия в начале предложения

7.    Необособление приложений или тире перед приложением, как перед сказуемым, выраженным существительным

8.    Двоеточие, как при оформлении прямой речи, в предложениях типа «Как говорил Тургенев, …», «Как утверждает автор, …».

 

III. Самые распространенные грамматические ошибки

Нахождению и исправлению грамматических ошибок посвящены два задания в тестовой части (6 и 7). Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, образования форм слова, нарушением норм в построении словосочетаний и предложений.

 

А) Словообразовательные ошибки— это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери.

Взятничество — бич нашего времени.

Оплошки героев.

Основная проблема — робкость молодого преподавателя.

Бороться с нахальностью трудно.

Просторечивые слова.

Общественный устрой.

По асфальтной дорожке.

С детства у нее были приклонности к музыке.

Воины проявляли упорность и отвагу.

Надо понять, что все это не зазря делалось.

Вызывает уважение неколебимость характера героев.

Л.Толстой назвал народ толкателями истории.

Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

 

Б) Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста — писатель В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру — он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность — хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

 

В) Среди синтаксических ошибоквстречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

 

Автор повествует о том, как нужно правильно путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом — в этом убеждают даже сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать.

Путешествия — не только источник информации, а также слагаемое истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого народа, посещение музеев не будет иметь особого смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

 

IV. Речевые ошибки

 

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

 

Типы речевых ошибок, чаще всего встречающихся в сочинениях

 

А) Смешение паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями:

Книга дает гормональное воспитание человеку.

Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.

Кристаллическая честность.

Люди, которые повязли в лени, много теряют.

Он не хотел лечиться от алкоголя.

К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

Автор злостно обличает равнодушных людей.

Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

 

Б) Плеоназм— ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова:

Рабочий пролетариат

В сельской деревне

Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу.

Но эти герои только пустословят и болтают.

Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.

Мать стояла тихо и молча.

Эти модницы интересуются только платьями и нарядами.

Лестные комплименты.

Денежный штраф.

 

В) Нарушение привычной лексической сочетаемости слов:

Это слово не имеет в русском языке прототипа.

Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.

Его речь насыщена обилием книжных слов.

Лень — это монстр современной молодежи.

Нервы и волнения переполнили автора.

У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение.

Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде.

Сын бессовестно обращается с матерью.

Ветеран лишь хотел большего количества понимания.

Эти примеры обличают поэта как романтика.

Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

 

Г) Искажение фразеологизмов или использование их в несвойственном им значении:

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

 

Д) Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох:

Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка:

Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

Нам необходимо набивать голову знаниями.

Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают — по уму провожают».

Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.

Наши чиновники подлизываются к мэру.

Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика.

 

Е) Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно. Это речевые недочеты, ухудшающие речь, но менее грубые нарушения, чем ошибки. Например, тавтология — ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…

 

Этические и фактические ошибки

 

I. Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид речевых ошибок — этических. Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Агеев — очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя — это пример человеческой глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится — пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

 Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству (Александр Сергеевич считал…), снисходительно оценивать действия известных писателей (Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли).

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

 II. Фактические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи — век учись!»

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!..»

Убив ростовщицу из-за денег, Раскольников убивает и ее беременную сестру Лизавету. 

Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие.

В повести Тургенева «Преступление и наказание»…

Фамилию писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед глазами пишущих.


 

Учимся комментировать проблему

Учимся комментировать проблему

В) Если вам необходимо для действенности ваших аргументов развернуть проблему под иным углом, нежели у автора, не забудьте прописать это при формулировании своей позиции

В) Если вам необходимо для действенности ваших аргументов развернуть проблему под иным углом, нежели у автора, не забудьте прописать это при формулировании своей позиции

Г) Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте:

Г) Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте:

Запятая между однородными придаточными при наличии одиночного союза

Запятая между однородными придаточными при наличии одиночного союза

Это был самый прекраснейший выход из ситуации

Это был самый прекраснейший выход из ситуации

Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире

Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире

Наши чиновники подлизываются к мэру

Наши чиновники подлизываются к мэру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022