Лучшая практика поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость углубленной работы с детьми с задержкой психического развития, сподвигло психолога Наталию Матяскину на разработку программы «Поможем ребенку вместе», направленную на создание условий для развития познавательной активности, путем вовлечение родителей в процесс воспитания и развития.
Данная практика внедрена в работу с марта 2021 года, участниками стали 26 детей которые по дополнительному заболеванию не посещают детский сад или школу, и их родители.
На первом этапе работа психолога заключалась в установке «зоны ближайшего развития» детей, получив первоначальную оценку высшим психологическим функциям, были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, групповые занятия с участием ребенка, родителя, психолога, определены меры психологической помощи родителям.
Коррекционно-развивающая работа индивидуально учитывает характер и степень нарушений каждого ребенка, его психического развития, состояния здоровья, специфику условий жизни в семье. Практика показала, что семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, где ребенок компенсирует свои недостатки, поэтому занятия проводятся в комфортной домашней обстановке, что исключает перенапряжение, истощение и психические травмы детей.
Занятия строятся таким образом, чтобы детям было интересно развиваться, с легкостью выражать свои чувства радости, восхищения, удивления, гнева, страха, злости, психологом и специалистами центра активно применяется реабилитационное оборудование, приобретенное центром в рамках государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» в 2020 году.
Использование оборудования является мощным подспорьем в работе для стабилизации эмоционально-волевой сферы, развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, коррекционно-развивающей работы и расслабления.
Занятия с применением интерактивной песочницы стали наиболее интересными, эффективными и являются отличным способом отвлечения от окружающего мира, погружения в мир детских фантазий. Дети и взрослые с удовольствием выполняют задания или просто рисуют на песке, снимая стресс, негативные эмоции, мышечные зажимы.
Практика показала, что применение игрового набора «Монтенссори», дало возможность стимулировать познавательную активность детей, работа по методике Фридриха Фребеля позволила развивать мелкую моторику рук, логику, образное и предметное мышление, формировать понятие о форме, размере, объеме, цвете, видеть детали, составлять целое из частей. Используя набор для тренировки памяти, тактильный мешочек, мемори-игр, мозаики-пазла психолог преследует развитие памяти, воображения, инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Внедрение и распространение практики помогло психологу центра и специалистам плодотворно, профессионально и качественно решать реабилитационные задачи, направленные на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма к выполнению определенных видов деятельности, повысить реабилитационный потенциал детей - инвалидов.
Ведущей работой по данной программе работа строится в триаде «ребенок-родитель-психолог». Обучение родителей простейшим приемам и методам коррекционно-развивающего воздействия, занимает центральное место в работе, которая состоит из серии индивидуальных занятий психолога с ребенком в присутствии родителей, в ходе которых подбираются эффективные методы воздействия на развития самого ребенка и результативные способы обучения коррекционно-развивающими технологиям родителей. Знания и умения, полученные в ходе занятий, позволяют повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами развития, позволяют поднять их самооценку, нормализовать микроклимат в семье.
Систематическая работа позволила ускорить процесс детской социализации и в максимально короткие сроки создать условия для развития познавательной активности. Это, в свою очередь, повысило готовность детей к включению в коллектив сверстников, ускорило возможность к адаптации в обществе, а мероприятия включенные в программу «Поможем ребенку вместе» положительно повлияли на процесс формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
В 2021 году программа «Поможем ребенку вместе» заняла первое место в ежегодном смотре-конкурсе программ, проводимом министерством социального развития Оренбургской области и получила 40 тысяч на приобретение сенсорного планшета для использования в нашей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Заботиться о том, чтобы ребёнок рос не только здоровым, но и умным и интеллектуально развитым, нужно начинать с первых месяцев его жизни, а фундамент будущего интеллекта закладывается задолго до школы - во время простых игр и нестандартных занятий. Создание условий и систематическая работа при развитии познавательной активности, процессов, стало первостепенной задачей центра при работе с детьми-инвалидами, а мероприятия, включенные в программу «Поможем ребенку вместе» отлично справляются с этой задачей.
Семьи, нуждающиеся в развитии, коррекции и поддержки при воспитании детей с особенностями в развитии могут обратиться в ГБУСО «КЦСОН» в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе по адресу: г. Бугуруслан, ул. Фрунзе, 101, 5 кабинет», -отметила психолог Наталия Матяскина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.