Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Понятия и категории
музейной педагогики
Камаева А.В.
учитель математики
г.Сухой Лог -2015
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое…»
Поль Валери ( 1871 – 1945 гг.)
Французский поэт, эстет, философ
Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определенные Президентской инициативой «Наша новая школа», а также ФГОС нового поколения является патриотизм.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей.
Актуальность темы
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики.
Один из возможных удачных путей реализации этой концепции создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев.
История музейной педагогики
1. 1913 г., - немецкий учёный А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.
2. 1960-е гг.- Музейная педагогика формируется, как особая область знаний и исследований, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. (1963 г. – печатный орган Германии: «Школа и музей в единой образовательной системе ГДР» )
3. 1971 г.- Открытие музейно-педагогического центра в Мюнхене, который издает журнал "Школа и музей" .
4. Нач. 70-х гг. ХХ века. - Введение понятия «Музейная педагогика» в СССР.
5. 1982 г. - Разгон А.М. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».
6. 1998 г. – создано объединение музейных педагогов России.
Идея
Теория диалога культур М.М. Бахтина и В.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Музейная педагогика , как научная дисциплина, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин:
«музейный предмет»
«музейная культура»
«музейная коммуникация»
«воспитание»
«дидактика»
«музейное образование»
«музейный педагог»
«визуальное мышление»
Историческая последовательность определения «музейная педагогика»
музейная педагогика – это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика – посредническая миссия музея (А. Кунтус, В. Хильгерс)
музейная педагогика – посредническая деятельность, обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями (А. Фогт).
музейная педагогика – пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно–воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации.
(К. Патцвал, И. Аве).
Педагогический словарь:
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной и образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики .
Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:
Таким образом, музейная педагогика формируется
на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Обеспечивая единство развития , воспитания и обучения, музейно – педагогический процесс на следующие гуманистические принципы:
Принцип личностной ориентации;
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей зрительской аудитории;
Принцип развития личности в действии исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;
Принцип координации деятельности участников музейно – педагогического процесса.
Ключевые понятия музейной педагогики
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (мастера, художника, писателя, учёного), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом.
Предметом изучения музейной педагогики как науки является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным членом современного общества.
Научно-теоретические основы
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной
позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей,
предоставление возможности реализоваться в соответствии
со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на
материале музейной практики;
Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Воспитание культуры поведения.
Д.С. Лихачев:
«Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»
К.Д. Ушинский:
«Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков, но еще гораздо более и прямее: религией, языком, географией, историей, изучением природы и новыми литературами».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.