Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
·
ценностный: культура как
реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание,
обрабатывание)
· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
·
в узком смысле: процесс активной
творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются
духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по
потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление
условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная),
информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в
самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера,
чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность,
совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и
определяющая содержание, качество и направленность социального и
индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство,
религия, право.
7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
-
духовные потребности;
- духовную деятельность
и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного
сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление
(всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые
большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость,
патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются
сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности культуры. Типология
культур:
· национальная – мировая;
· светская – религиозная;
· восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
· традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
· сельская – городская;
· обыденная – специализированная;
·
высокая (элитарная) – массовая –
народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии |
Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») |
Элитарная |
Народная |
Авторы |
Профессиональные творцы (стандартизация культуры) |
Профессиональные творцы, создающие культурные каноны |
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер |
Коммерческий (невозможно без СМИ) |
Некоммерческий |
Некоммерческий |
Уровень сложности |
Низкий |
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) |
- |
Аудитория |
Массовая |
Узкая |
Широкая |
Взаимодействие |
Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое
мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой
социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная).
Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как
система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и
статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного
потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.
Причины:
· рост жизненного уровня;
· развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
· возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная
культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе
сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни,
поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего
существования.
14. Контркультура – направление развития современной
культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо
официальной культуре; андерграунд как контркультур
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.