Урок русского языка в 7 классе № 13
Тема: Понятие о причастии (2)
Цели:
1.Закрепить знания о причастии, его грамматических признаках, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного.
2. Формировать Умения находить причастия в тексте употреблять их в речи.
3.Развивать умение обобщать и систематизировать информацию.
Ход урока
Оргмомент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
1)- Синтаксический разбор предложения
Морозы не могут сновать бушующую водную стихию.
какова синтаксическая роль причастия?
2)- Фронтальный опрос
Что такое причастие? Приведите примеры.
Назовите свойства глагола причастия.
Назовите свойства прилагательного причастия.
Подумайте, для чего нужны причастия.
3)Тест.
1.Что обозначает причастие?
А) признак предмета по действию. +
Б) добавочное действие.
В) признак предмета.
Г) действие предмета.
Д) признак признака.
2. Выберите, свойства каких частей речи имеются у
причастия?
А) глагол +
Б) местоимение
В) наречие
Г) прилагательное +
Д) числительное
3. Какое из данных слов причастие?
А) Детальный
Б) Тонущий+
В) Могучий
Г) Зелёный
4.Вопросы, на которые отвечает причастие:
А) Что делать? Что сделать?
Б) Кого? Чего?
В) Как? Каким образом? Почему?
Г) Что делающий? Что сделавший? +
Д) Кто? Что?
5.Выберите правильное утверждение:
А) Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже. +
Б) Причастия обозначают действие предмета.
В) Причастия имеют суффиксы –а-, -я-,-учи-.
Г)Причастия образуются от прилагательных.
Д) Причастия отвечают на вопросы что
делать? Что сделать?
2. Актуализация знаний.
Устная работа с предложениями. Сравнительный анализ.
Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно).
Мы встретили старика, Мы встретили старика,
Который жил в избе, Который жил в избе,
Которая стояла на опушке леса. стоящей на опушке леса.
Книга, которая лежит на Лежащая на столе книга
столе, уже прочитана. уже прочитана.
За столом сидят ученики За столом сидят ученики,
и читают книгу. читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
3.Закрепление.
Задание 1.Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.
глагол |
прилагательное |
причастие |
|
|
|
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.
Задание 2 Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения (самостоятельно)
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
4. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать с определяемыми словами. Определите вид и время причастий. Самооценка.
Около костра было тепло, светло и уютно. Но там, дальше, куда не достигал освещенный колеблющийся круг, там ночь стала непроницаемо черной, и временами до нас доносилось её холодное, сырое дыхание. Обступившие нас вокруг деревья слились в одну сплошную, темную – темнее ночи – живую толпу, точно со всего света сбежались ночные тени и с любопытством глядели сверху, покачиваясь и перешептываясь. Иногда на мгновенье выделялся из этого заколдованного круга голый прямой ствол сосны, внезапно облитый красноватым светом, но тотчас же пугливо прятался в густую толпу ночных призраков.
5. Выполнение упражнения 42.
Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание: выписать из худ. литературы 10 предложений с причастиями, определить синт.роль, выделить суффиксы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.