Понятие об экономических системах. Традиционная система и командная экономические системы.
Оценка 4.6

Понятие об экономических системах. Традиционная система и командная экономические системы.

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
обществознание +1
9 кл—11 кл
27.05.2021
Понятие об экономических системах. Традиционная система и командная экономические системы.
Назаренко_МБОУ СОШ4_урок_экономические системы.docx

Светлана Николаевна Назаренко,

Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие об экономических системах. Традиционная система и командная экономические системы.

РАЗРАБОТКА УРОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020

ПРЕДМЕТ «Обществознание» включает в себя разделы: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Для подготовки к итоговой аттестации я использую различные формы контроля и проверки усвоения материала на уроках. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов урока по разделу «Экономика».

 

Тема. Понятие об экономических системах. Традиционная система и командная экономические системы.

 

Цели урока:

1.      показать конкретные методы, посредством которых различные в институциональном и идеологическом плане экономические системы разрешают основные вопросы экономики;

2.      рассмотреть способы решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов в традиционной и командной экономических системах;

3.      узнать отличия традиционной и командной экономических систем.

 

Понятия, с которыми должны ознакомиться учащиеся в ходе урока:

·   экономическая система;

·   традиционная экономическая система;

·   командная экономическая система;

·   планирование.

 

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма проведения урока. Обсуждение проблем.

Оборудование: раздаточный материал.

Содержание

Примечания

I. Проверка домашнего задания. Мини тест.

1. Что показывает точка А, находящаяся внутри

границы производственных возможностей?                                                      

A.    общество полностью использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы;

B.     общество не полностью использует свои экономические ресурсы;                     

C.     общество вообще не   использует экономические ресурсы;

D.    общество использует ресурсы эффективно.

 

 

 

2. Если кривая производственных возможностей общества переместится из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что:                                      

А. в обществе улучшилась технология производства телевизоров;

В. в обществе улучшилась технология производства пельменей;                   

С.  в обществе улучшилась технология производства как   телевизоров, так и пельменей;            

   D. общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.                                                                                 

3. Если кривая производственных возможностей общества переместится из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что:                                                                                  

A.    в обществе улучшилась технология производства как самолетов, так и пылесосов;                                                              

B.     в обществе улучшилась технология производства самолетов; 

C.     общество перешло от состояния не полной занятости к состоянию полной занятости; 

D.    в обществе улучшилась технология производства пылесосов.                                                                                                                                                                                   

4. Если кривая производственных возможностей общества переместится из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что:       

А. в обществе улучшилась технология производства автомобилей;

В. в обществе улучшилась технология производства спагетти;                                                                     

С. в обществе улучшилась технология производства как автомобилей, так и спагетти;                                     

D. общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.              

 

 

                                                                                                                                     

5.      Кривая производственных возможностей общества имеет следующий вид: 

Точка А показывает, что:                                            

A.    общество полностью использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы;

B.     общество не полностью использует свои экономические ресурсы;                     

C.     общество вообще не использует экономические ресурсы;

D.    обществу не хватает экономических ресурсов.

 

II. Объяснение нового материала

1. –  в чем заключаются основные вопросы экономики? + «Что?», «Как?», «Для кого?».

– В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы выделяют 4 типа экономических систем.

– Какие виды собственности вы знаете?

+ Частная, государственная, коммунальная (например, городской парк, метро, водопровод, канализация. Житель становиться совладельцем, а распоряжается этим местные органы власти).

– Так что в вашем понимании, экономические системы? + …

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;

2)   типу собственности на экономические ресурсы.

Из них самая древняя – это традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

– Какой вид собственности преобладал?

+ Чаще всего коллективная: охотничьи угодья, пашни, луга и т.п.

Командная экономическая система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Стр. 47 последний абзац. Чтение по цепочке до стр. 48.

2. Ответить на вопросы

1. Что мешает, по вашему мнению, составлению идеального плана для всей страны? Основные преграды для составления идеального плана кроются в следующих факторах:

– фактор времени: сбор информации для такого плана занимает так много времени, что к моменту завершения подобной работы собранная информация уже устаревает;

– неполнота данных: для составления идеального плана нужна такая информация, которую собрать практически невозможно, скажем надежная информация обо всей гамме современных и будущих предпочтений фирм и частных лиц при их взаимодействии с другими действующими лицами экономики;

– неопределенный характер данных: многие сведения, необходимые для составления такого плана, носят вероятностный характер, а потому описываемые в них события могут развиваться по-разному, в зависимости от конкретного сочетания всех факторов в данный момент. Предвидеть это с полной точностью и надежностью в сфере экономики совершенно нереально.

2. Как вы думаете, почему во всех странах с директивным планированием существует «черный рынок»?

Поскольку директивное планирование в масштабах страны всегда было сопряжено с огромным количеством достаточно произвольных допущений и малообоснованных решений, то определяемый им объем производства товаров часто оказывался совершенно иным, чем реальный спрос, возникающий на внутреннем рынке. Стихийным механизмом выравнивания этих пропорций и становился «черный рынок», на котором формировались истинные цены, сохраняющие равновесие между спросом и предложением. На официальном рынке это происходить не могло, поскольку директивное государственное планирование всегда сочеталось с директивным установлением фиксированных цен (ведь при свободно колеблющихся ценах разработать жесткий план просто невозможно).

3. Почему некоторые люди так боятся экономики с преимущественно рыночными методами регулирования пропорций и предпочитают, чтобы все регулировалось государством?

Модель рыночного регулирования требует от каждого гражданина в трудоспособном возрасте самостоятельно и постоянно разрешать вопросы своего экономического поведения, самому нести полную ответственность за плоды таких решений. Многие люди от природы или в силу воспитания боятся такого сочетания полной свободы и полной ответственности. Им проще, когда за них все определяет кто-то «сверху», кого они могут обвинить во всех своих бедах и неудачах. Такие люди, а их в любой стране всегда немало, могут пожертвовать своей экономической свободой ради избавления от необходимости самостоятельно принимать решения.

 

3. Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».

а) Основную роль в командной экономике при решении проблемы выбора играют обычаи и традиции.

Ответ. Нет. Этим характеризуется традиционная экономическая система. Основными характеристиками командной экономики являются государственная собственность на основные экономические ресурсы и централизованное директивное планирование в качестве координационного механизма.

б) Одним из отличий традиционной экономической системы от командной экономики является то, что последняя базируется преимущественно на разделении труда в обществе, тогда как первая основывается главным образом на натуральном хозяйстве.

Ответ. Да.

4. Вопрос – тест.  Главные проблемы экономики ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО?

а) скоро будут решены правительством России;

б) существуют в любом обществе;

в) не существуют в странах с традиционной экономикой;

г) не существуют в странах с командной экономикой.

III. Закрепление

– Какая система или уклад жизни у народов Крайнего Севера?

+ Традиционный уклад жизни народов Крайнего Севера теряет жизнеспособность при соприкосновении с современной цивилизацией и рыночной экономикой. Поскольку раньше в жизни северных народов все решалось традициями, новых решений и быстрой адаптации к изменившимся условиям ждать не приходится. Поэтому без специальных усилий, предпринимаемых государством, малые народы Севера были бы обречены на вымирание.

Домашнее задание 1). § 5, 7. вопросы – устно.

2). Написать небольшое сочинение (эссе) на тему «Россия эпохи Петра I: традиционная или командная экономика?» Определите, какая экономическая система господствовала в России в Петровскую эпоху.

 

Проверить на оценку!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопросы и комментарии из книги

И. Липсица, Л.Любимова и Л.Антоновой «Раскрывая тайны экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс!!!

 

 


 

Светлана Николаевна Назаренко,

Светлана Николаевна Назаренко,

ПРЕДМЕТ «Обществознание» включает в себя разделы: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право

ПРЕДМЕТ «Обществознание» включает в себя разделы: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право

A. общество вообще не использует экономические ресурсы;

A. общество вообще не использует экономические ресурсы;

С. в обществе улучшилась технология производства как автомобилей, так и спагетти;

С. в обществе улучшилась технология производства как автомобилей, так и спагетти;

Какой вид собственности преобладал? +

Какой вид собственности преобладал? +

Стихийным механизмом выравнивания этих пропорций и становился «черный рынок», на котором формировались истинные цены, сохраняющие равновесие между спросом и предложением

Стихийным механизмом выравнивания этих пропорций и становился «черный рынок», на котором формировались истинные цены, сохраняющие равновесие между спросом и предложением

Ответ. Да. 4. Вопрос – тест

Ответ. Да. 4. Вопрос – тест
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021