Государственное автономное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока русского языка
На тему: «Общее понятие об имени существительном»
Выполнила студентка 20й группы
Специальности:
Преподавание в начальных классах
Грунина Нина
Методист: Русина Таисия Владимировна
Оценка: ____________
Тема урока: «Общее понятие об имени существительном»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организовать деятельность обучающихся, направленную на знакомство с с именем существительном и его ролью его в русском языке.
· Образовательные:
ü формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний в русском языке, умение работать с именем существительным;
ü учить анализировать свою учебную деятельность, делать правильные выводы.
· Развивающие:
ü развивать психологические процессы (память, внимание, мышление, воображение);
ü развивать интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация) на примере выполнения заданий;
ü развивать речь (на примере выполнения заданий, направленных на отработку формулировки ответа в полной форме/аргументирования собственной точки зрения).
· Воспитательные:
ü воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим;
ü воспитывать чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;
ü формировать ключевые компетентности: рефлексивную, коммуникативную.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
ü Для учителя
Презентация, компьютер, мультимедиа-проектор, учебник по русскому языку.
ü Для ученика
Пенал, тетрадь, учебник по русскому языку
Литература:
1. Учебник по русскому языку
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методы, приемы; Средства; Формы |
УУД |
I. Организация начала урока (1 мин) |
- Доброе утро, меня зовут Нина Андреевна! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, синяя и зелёная ручки.
|
- Приветствуют и проверяют свою готовность к уроку. - Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.
|
Словесные (беседа, инструктаж) |
Личностные: уметь выделять моральное содержание действий и ситуаций. |
II. Чистописание (3 мин) |
-Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы -Какой звук произносим в начале каждого слова ? (Звук ц). -Расскажите про этот звук. ( согласный, глухой, твёрдый) -Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.
|
Выполняют задание.
|
Словесные (беседа, инструктаж) Наглядные (доска) Практические (прописывается буква) |
Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
|
III. Актуализация знаний (4 мин) |
-А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы). -Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». -Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая). Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. - Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
|
( в конце слова «цы»)
(Все слова родственные; однокоренные).
|
Словесные (беседа, инструктаж) Практические (задание) Устный опрос Форма работы: фронтальная Приёмы: формулировка вопросов. |
Познавательные: уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы; Коммуникативные: уметь учитывать позиции собеседника.
|
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. (5 мин) |
Отгадайте ребус. , Расскажите о слове: Что обозначает это слово? Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают. |
- Готовятся к изучению новой темы
Коньки
( 2 слога; 5 букв, 4 звука;) ( Предмет) |
Словесные (беседа, учебная дискуссия) Устный опрос Форма работы: фронтальная Приёмы: формулировка вопросов |
Личностные: уметь осознавать значимость учения. |
V. Открытие нового знания (10-15 мин) |
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать, хороший, рисовать, золотой. - Что обозначают слова каждой группы -Мы остановимся только на первой группе слов. -Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе -Такие группы слов (части речи) называются именами существительными Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? |
( 1 — предметы, 2 - признаки, 3 -действия)
(предметы, явления природы, состояние)
|
Словесные (беседа, объяснение, учебная дискуссия) Наглядные (презентация) Практические (задание по карточкам) Устный опрос Форма работы: фронтальная Приёмы: работа по учебнику, формулировка вопросов
|
Познавательные: уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы; уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: уметь учитывать позиции собеседника.
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин) |
Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и ракету, В тапочки, в слова, в конфеты Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. -В какие слова из стихотворения может превратиться дедушка Существительное?
-Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово.
|
|
Словесные (беседа, объяснение, пояснение, учебная дискуссия) Практические (задание) Устный опрос Форма работы: фронтальная Приёмы: формулировка вопросов Познавательная игра |
Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
VII. Физминутка |
Мы сейчас покажем точку: Раз, два, три – надули щёчки! Дружно прыгнули на строчки – Вот и показали точку! (сделать глубокий вдох, задержать) (дыхание на счёт 1-2-3) (прыжки на двух ногах 5-6 раз) Спинку все согнули так, Знак вопроса – нужный знак! Он идёт, как старый дед Ста пятидесяти лет! (наклоны вперёд 4-5 раз) (медленная ходьба, высоко) (поднимая ноги) |
Выполняют действия. |
Словесные (беседа) |
Коммуникативные: уметь работать в группе; |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (10 мин) |
-В каждую группу существительных напишите ещё по три слова Явления природы: что? мороз, .... События: что? праздник, .... Состояние: что? обида, .... Проверка записи у детей. -С каким словом сегодня знакомились? ( коньки) -Какие бывают коньки? -Назови лишний предмет? Почему?( Он живой) Такие предметы называются одушевлённые.
-Как вы понимаете это слово?
-Они отвечают на вопрос Кто?
-А как можно назвать все остальные существительные?
-Они отвечают на вопрос: Что? Имена существительные, отвечающие на вопрос кто ?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными. |
(фигурные, беговые, морские, Роликовые, деревянные)
(те, у кого есть душа - животные и люди)
(придумывают названия -бездушные,...., неодушевленные) |
Словесные (беседа, объяснение, пояснение, учебная дискуссия) Практические (задание) Устный опрос Форма работы: фронтальная Приёмы: работа с учебником Познавательная игра |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь формулировать проблему; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
|
IX. Рефлексия деятельности (итог урока) (4 мин) |
Проверка усвоения А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) - Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? кол капля дверь мак дом - Спишите с доски. Подчеркните имена существительные. Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы) - Проверьте орфографию - Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку? - Проверьте, все ли существительные вы нашли? - По каким приметам вы узнали имена существительные? Какое задание вам понравилось? Что называется именем существительным? (слайд 6) Какие бывают имена существительные? |
- Отвечают на вопросы.
вол цапля зверь рак сом |
Словесные (беседа) |
Коммуникативные: уметь полно и точно передавать информацию собеседникам. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.