ГБОУ «Пестречинская школа-интернат для детей с ОВЗ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ПСИХОМОТОРИКЕ И СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ В 3 КЛАССЕ
«Понятие «овал» и «круг».
Упражнения в сравнении круга и овала»
Подготовила: учитель
Николаева Ольга Геннадьевна
Декабрь 2020г
Цель: закрепить знания учащихся о геометрических фигурах «круг», и «овал»,
развивать умения различать геометрические фигуры,
находить и выделять их из окружающего мира,
воспитывать умения выслушивать других учащихся.
Оборудование: цветные мелки, яблоко, геометрические фигуры, рисунок из геометрических фигур, цветная бумага, ножницы, клей, альбомный лист, цветные карандаши.
Ход урока
I Орг. момент.
У - Прозвенел звонок – начинается урок!
У – Скажите, как звенел звонок? Д – (дзень-дзень)
У – А как гудит сильный ветер? Д - (у-у-у)
У – Как шумят листья на деревьях? Д – (ш-ш-ш)
У – Как гудит трактор? Д - (р-р-р)
У – А как сидят ребятки? Д – тихо
I. Вступление.
На доске нарисован овал синего цвета.
У – Ребята, посмотрите ка что у меня в руках. Катилось яблоко по огороду (показываю яблоко), катилось, катилось и бульк в воду (яблоко докатилось до овала на доске). А когда в воду падает что-нибудь тяжелое - то оно тонет. И наше яблоко упало в воду и утонуло. Но на нашем озере появилось множество пузырьков. Пузырьки появляются, а вы считайте, сколько их (рисую в овале кружки).
У – Сколько пузырьков?
Д – 6
У – Посмотрите внимательно на доску, какие геометрические фигуры вы видите?
Д – Овал, круги.
У – А яблоко было волшебное, значит и пузырьки тоже волшебные. (Помогаю детям – первый кружок- это арбуз , апельсин, мяч, солнце, обруч, шарик.) Ребята, из простых кружков у нас появились предметы, которые что-то означают. Посмотрите, на что они похожи? Как вы думаете, какая тема у сегодняшнего урока? О каких геометрических фигурах мы будем говорить?
У- Верно. Мы познакомимся с «овалом» и «кругом», будем учиться различать предметы круглой и овальной формы. Найдите-ка в нашем классе предметы таких же фигур. Молодцы! А для того, чтобы продолжить наш урок надо вспомнить названия других геометрических фигур (учащиеся поднимаются, выходят к доске, забирают фигуру и читают стихи).
Квадрат |
Треугольник Треугольный треугольник |
Овал С высоты кружок упал. |
Прямоугольник |
Круг |
Ромб |
У- Спасибо вам. Ребята, о каких же фигурах мы с вами сегодня говорим? Правильно. Давайте мы с вами с ними познакомимся поближе и узнаем чем же они похожи и как их можно отличить. (На парте каждого лежит пластилиновая палочка)
-На какую геометрическую фигуру она похожа? (прямая линия).
-Вместе со мной вы медленно замыкаете линию.
-Что получилось? (круг)
-А теперь я медленно растяну бока круга.
-Что получилось на этот раз? (овал).
- На парте у вас есть заготовки (из бумаги) круга и овала, возьмите их, внимательно посмотрите и ответьте, чем похожи круг и овал? (нет углов)
Сделаем вывод: У овала и круга нет углов, этим они и похожи.
-А теперь я вас попрошу найти отличие этих двух фигур, наложите круг на овал, какие отличия вы заметили?
-Вы правы – овал как бы удлинён, вытянут.
Сделаем вывод: У круга и овала нет углов, овал немного вытянут, удлинен.
У- Молодцы! Ребята в природе, во всем что нас окружает, все предметы могут чем-то отличаться, формой, цветом, размерами. Даже мы с вами отличаемся, взгляните на доску, что есть общего у этих предметов и чем они отличаются? Давайте закрепим наши знания и выполним задание. Рассмотрите картинки и скажите, какой предмет лишний и почему. (Дифференциация фигуры)
У-Правильно, умницы. Давайте наши знания закрепим физминуткой!
У- Мы с вами говорили о круге и овале, о том, что они похожи на различные предметы, расположенные вокруг нас. Ребята, для приобретения новых знаний, предлагаю вам сделать опыт. Посмотрите-ка, я поставлю на стол фигуры овал и круг. Что с ними стало? (Их не видно.) Почему же это произошло? (Потому что они плоские.) А теперь я поставлю на стол фигуры овальной и круглой формы, что случилось? (Мы их видим?) Почему? (Потому что они объемные.) Верно. Значит, круг и овал могут быть плоскими и объемными. Следующий опыт. Поставьте на стол фигуру круглой формы (круг), как вы думаете, что с ним произойдет? (Он укатится.) Верно. А сейчас поставьте на стол предмет овальной формы. Что с ним произойдет? (Он не катится.) О каких свойствах круга и овала говорит наш опыт? (Круг может катиться, а овал нет.) Что ему мешает катиться? (То, что он вытянут.)
У- (Объединенная игра «Волшебный мешочек» и «Накорми животное». Ребенок должен достать из мешка предмет, описать его, затем бросить в нужный ящик с изображение голодного животного. На ящике прикреплено изображение животного круглой формы и овальной.) А теперь давайте закрепим наши знания с помощью игры. Ребята, к нам в гости пришли зверушки, пока мы с вами беседовали, они успели проголодаться. Давайте мы их с вами покормим. Только я вас попрошу быть внимательными, один зверь есть еду овальной формы, другой зверь есть еду круглой формы. (детям предоставляются фрукты и овощи, их они должны вложить в рот к голодным зверям) (Звери сделаны из картона)
У- Садимся ребятки, сколько всего мы с вами успели сделать, поиграли, ставили опыт. Пора нам немного размять наши пальчики. Работа над мелкой моторикой рук.
У и Д 1. Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит. (Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)
2. Надуваем шарик быстро
Он становится большой
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал шар тонкий и худой.
Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит» – хлопок, и пальцы принимают исходное положение.
Вот мы подготовили наши пальчики а теперь приступаем к работе. Возьмите карточки, закрасьте круги синим, а овалы зелёным цветом. (работа с карточками). Сосчитай круги и овалы. Найди и закрась цифру которая обозначает количество кругов в синий цвет, цифру количества овалов в зеленый цвет.
III. Итог урока.
Выставляются все работы, оцениваются.
У – Какие мы сегодня использовали геометрические фигуры? К какому выводу мы сегодня пришли на уроке?
Д – Предметы, которые нас окружают – похожи на геометрические фигуры.
У – На этом наш урок окончен. Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге
(5), Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки (6), Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных (4), Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков (7), Столько сделаем прыжков.
Кто больше увидит?»
На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.
Самоанализ
урока развития психомоторики и сенсорных процессов
Тема: Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
Цели: Формировать представления детей об овале, упражняться в сравнении овала и круга; в соотнесении предметных картинок с формой овала и круга.
Развивать мыслительные процессы через сравнение предметов, внимание, речь, воображение.
Развивать мелкую моторику через специальные упражнения, творческие способности.
Урок проведён в 3 «А» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. В классе 13 человек: 5 девочек и 8 мальчиков. Простакишин Дима находится на домашнем обучении.По типу - урок изучения нового материала.
Все этапы урока логически связаны между собой и выстроены в зависимости от особенностей возрастного и психологического развития детей данного класса.
Содержание изучаемого материала позволило выделить ключевые понятия урока: Овал. Объем выполненных упражнений соответствует необходимому количеству и соответствует структуре построения от простого к сложному.
На всех этапах урока осуществлялась коррекция внимания. На этапе актуализации опорных знаний по теме осуществлен прием концентрации внимания через название геометрических фигур, прием переключения внимания отрабатывался через смену видов деятельности фронтальной, самостоятельной форм работы, при проведении физминуток.
Объектом восприятия учеников являлась речь учителя, предметные картинки, слова-опоры, индивидуальные карточки, доска. Количество наглядных средств соответствовало нормам и требованиям методики.
На данном уроке ведущим методом организации учебно-познавательной деятельности являлся словесный: рассказ и беседа. На протяжении всего урока в соответствии с этапом урока использовала рассказ-вступление (актуализация опорных знаний), целью которого было проверить наличие имеющихся знаний учащихся о геометрических фигурах; ознакомление с новой темой, целью которого было последовательно познакомить учащихся с особенностями различия овала и круга с применением иллюстраций, самостоятельной работы по различению овала и круга. Самостоятельной работы( работа с аппликацией), заключение (закрепление), целью которого было резюмировать главные мысли, сделать выводы и обобщение.
В ходе применения метода рассказа использовала такие методические приемы, как: изложение информации в доступной форме; активизация внимания через использование дидактических индивидуальных карточек с заданиями, которые давались от простого к сложному; приемы ускорения запоминания через использование средств устной речи, речедвигательные физминутки, релаксацию ; логические приемы сравнения с использованием имеющихся знаний о овале и круге, подведение итога.
Для большего достижения образовательного и развивающего эффекта рационально использовала оформленные средства наглядности.
На уроке применяла и метод самостоятельной работы под руководством учителя (работа по индивидуальным карточкам).
Применяла здоровьесберегающие технологии, которые способствовали активности учащихся на протяжении всего урока.
В уроке применяла коммуникативную технологию обучения, при которой учащиеся
класса становятся активными, сознательными, равноправными участниками учебно
процесса, развивающихся по своим возможностям психологического и физического
характера.
Так же использовала игровые технологии развивающего характера.
С моей точки зрения урок прошел в комфортной
эмоционально-психологической атмосфере, соответствуя принципам
коррекционно-развивающего обучения: динамичности, продуктивности, развития
психических функций, мотивации к учению, добивалась достижения поставленных
целей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.