Понятие «социокультурная компетенция» и ее составляющие

  • Лекции
  • docx
  • 08.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Понятие «социокультурная компетенция» и ее составляющие.docx

           Понятие «социокультурная компетен­ция» и ее составляющие

Социокультурная компетенция, с точки зрения Г.В. Елизарова, это прежде всего:

     знание системы универсальных культурных ценностей

     знание родной культуры и культуры изучаемого языка, форм и способов их проявления

     знание принципов взаимодействия культурных представлений

     знание норм при столкновении представителей разных культур

С точки зрения доктора педагогических наук, лингвиста В.В. Сафоновой, если связать вышеуказанные понятия, то социокультурная компетенция - есть готовность и способность к ведению диалога культур. В.В. Сафонова разработала следующую модель формирования социокультурной компетенции, в которую входят: 

     общекультурная

     страноведческая

     лингвокультуроведческая

     социальная

     социолингвистическая компетенции

Социокультурная компетенция предполагает процессы, связанные  с эффективностью межкультурной коммуникации, ускорением социализации личности, её аккультурации и формированием гуманистического планетарного сознания.

Модель формирования социокультурной компетенции, разработанная Е.Н.Елиной  это - изучение языка и культуры посредством языка, использование языка в различных социальных ситуациях, а также достижения культуры, этикет, традиции, ценности и обычаи, язык невербальной коммуникации, сведения о политической, экономической системах.

В структуру социокультурного взаимодействия входят следующие понятия:

      личность как субъект взаимодействия;

      общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

      культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Выделяются три уровня социокультурной компетенции:

        знания - уровень знаний социокультурного контекста использования иностранного языка;

        опыт общения - выбор социокультурно приемлемого стиля общения, верную трактовку явлений иноязычной культуры, прогнозирование восприятия и поведения носителей языка и культуры, повышенную толерантность при обучении на иностранном языке к участникам коммуникации, способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при обучении, создание социокультурного портрета страны изучаемого языка, а также участников коммуникации;

        опыт применения языка - опыт использования языка в различных социокультурных ситуациях.