Понятие «социокультурная компетенция» и ее составляющие
Социокультурная компетенция, с точки зрения Г.В. Елизарова, это прежде всего:
• знание системы универсальных культурных ценностей
• знание родной культуры и культуры изучаемого языка, форм и способов их проявления
• знание принципов взаимодействия культурных представлений
• знание норм при столкновении представителей разных культур
С точки зрения доктора педагогических наук, лингвиста В.В. Сафоновой, если связать вышеуказанные понятия, то социокультурная компетенция - есть готовность и способность к ведению диалога культур. В.В. Сафонова разработала следующую модель формирования социокультурной компетенции, в которую входят:
• общекультурная
• страноведческая
• лингвокультуроведческая
• социальная
• социолингвистическая компетенции
Социокультурная компетенция предполагает процессы, связанные с эффективностью межкультурной коммуникации, ускорением социализации личности, её аккультурации и формированием гуманистического планетарного сознания.
Модель формирования социокультурной компетенции, разработанная Е.Н.Елиной это - изучение языка и культуры посредством языка, использование языка в различных социальных ситуациях, а также достижения культуры, этикет, традиции, ценности и обычаи, язык невербальной коммуникации, сведения о политической, экономической системах.
В структуру социокультурного взаимодействия входят следующие понятия:
• личность как субъект взаимодействия;
• общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
• культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Выделяются три уровня социокультурной компетенции:
• знания - уровень знаний социокультурного контекста использования иностранного языка;
• опыт общения - выбор социокультурно приемлемого стиля общения, верную трактовку явлений иноязычной культуры, прогнозирование восприятия и поведения носителей языка и культуры, повышенную толерантность при обучении на иностранном языке к участникам коммуникации, способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при обучении, создание социокультурного портрета страны изучаемого языка, а также участников коммуникации;
• опыт применения языка - опыт использования языка в различных социокультурных ситуациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.