Характер
Понятие о характере. Структура характера. Способы изучения. Как сформировать характер у ребенка, как изменить привычки у взрослых.
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психически свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Черта характера - та или иная особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру.
Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.
Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.
Стороны в структуре сложившегося характера
Содержание
черты, выражающие направленность личности,
систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений
Форма
интеллектуальные,
волевые
и эмоциональные черты характера
Методы изучения:
1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели;
2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает;
3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая;
4. Самонаблюдение;
5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения);
6. Тесты (Роршаха, Люшера, ТАТ)
Формирование характера
Выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от 2-3 до 9 - 10 лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
доброта-эгоистичность
общительность-замкнутость
отзывчивость-безразличие
Позже формируются другие черты характера:
трудолюбие-лень
аккуратность-неаккуратность
добросовестность-злонамеренность
ответственность-безответственность
настойчивость-малодушие
Как изменить привычки взрослых:
1-й этап
4-й этап.
7-й этап.
Социальная поддержка. Исключительно важное значение имеет положительное отношение и повсеместная поддержка со стороны членов семьи, коллег по работе и друзей.
8-й этап.
Предотвращение рецидива. Нужно всегда быть готовым к возможным неудачам и временным срывам. Эти ситуации можно прогнозировать. Важно постараться либо вообще избегать их, либо заручиться помощью других лиц в поисках выхода из такого положения. Рецидивы не следует рассматривать как полное фиаско, напротив, они должны стать стимулом для дальнейшего движения вперед.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.