Черта характера - та или иная особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру.
Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.
Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.
Стороны в структуре сложившегося характера
Содержание
черты, выражающие направленность личности,
систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений
Форма
интеллектуальные,
волевые
и эмоциональные черты характера
Методы изучения:
1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели;
2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает;
3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая;
4. Самонаблюдение;
5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения);
6. Тесты (Роршаха, Люшера, ТАТ)
Формирование характера
Выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от 2-3 до 9 - 10 лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками
Позже формируются другие черты характера:
трудолюбие-лень
аккуратность-неаккуратность
добросовестность-злонамеренность
ответственность-безответственность
настойчивость-малодушие
Как изменить привычки взрослых:
1-й этап
Подготовка. Человек накапливает определенные знания и информацию относительно нового стиля жизни и поведения.
2-й этап.
Постановка целей и задач. Следует обозначить цели и задачи, соответствующие жизненным условиям самого человека. Цели должны быть достаточно конкретными, хотя одновременно и гибкими.
3-й этап.
Постепенное изменение привычек. Следует придерживаться принципа постепенности и умеренности. Попытка поменять несколько привычек одновременно, как правило, приводит к неудаче и разочарованию. Это, в свою очередь, может вызвать неуверенность и сомнения в реальной осуществимости подобных перемен.
4-й этап.
Усиление мотивации. Ряд поставленных целей реализуются человеком в установленные сроки, при этом нужно обязательно поощрить его усилия — либо самим человеком, либо членами его семьи.
5-й этап.
Поддержание стимула. Это означает создание условий, необходимых для закрепления новых привычек здорового образа жизни.
6-й этап.
Стратегия познания настроя. Можно составить список преимуществ и недостатков изменения образа жизни и привычек и периодически возвращаться к их рассмотрению и анализу. Человеку нужно сконцентрировать свое внимание на ощущении здоровья, самоуважении, радости от достигнутых успехов
7-й этап.
Социальная поддержка. Исключительно важное значение имеет положительное отношение и повсеместная поддержка со стороны членов семьи, коллег по работе и друзей.
8-й этап.
Предотвращение рецидива. Нужно всегда быть готовым к возможным неудачам и временным срывам. Эти ситуации можно прогнозировать. Важно постараться либо вообще избегать их, либо заручиться помощью других лиц в поисках выхода из такого положения. Рецидивы не следует рассматривать как полное фиаско, напротив, они должны стать стимулом для дальнейшего движения вперед.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.