Понятие родительские отношения виды критерии

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия “семья”, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие). Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни. В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: “Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений”
Иконка файла материала Понятие родительские отношения виды критерии.doc
Понятие родительские отношения виды  критерии    Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.     Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков,   социологов,   педагогов,   психологов   во   все     времена.   Но   на сегодняшний   день   в   современной   науке   так   и   нет   единого   определения понятия   “семья”,   хотя   попытки   сделать   это   предпринимались   великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).     В   психологическом   словаре   для   родителей   находим   следующее     определение семьи:       “Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно­психологических отношений” (40).        По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семья – это социально­ педагогическая   группа   людей,   предназначенная   для   оптимального удовлетворения   потребностей   в   самосохранении   (продолжении   рода)   и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена” (39,  210).     В социологии семья рассматривается как: ­первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека; ­основной фактор в социализации; ­социальный   институт,   регулирующий   различные   стороны   жизни   на   основе принципов и правил, принятых в обществе; ­социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;­общность,   для   которой   характерна   особая   система   межличностных отношений.     По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи  (И.М.   Балинский,   А.И.   Захаров,   И.А.   Сихорский   и   другие),   семья   может выступать   в   качестве   положительного   или   отрицательного   фактора   в воспитании ребёнка.     Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.     По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семейное воспитание” – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.        Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых   принципах   и   иметь   определённое   содержание,   которое направлено   на   развитие   всех   сторон   личности   ребёнка.   Оно   должно основываться на определённых принципах: ­гуманность и милосердие к растущему человеку; ­вовлечение   детей   в   жизнедеятельность   семьи   как   её   равноправных участников; ­открытость и доверительность отношений с детьми; ­оптимистичность взаимоотношений в семье; ­последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); ­оказание   посильной   помощи   своему   ребёнку,   готовность   отвечать   на вопросы.     Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:        Автократический  –  когда   все   решения,  касающиеся   детей,  принимают исключительно родители.Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.       Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.        Хаотический  –   управление   осуществляется   непоследовательно:   иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.       Основой   семейного   микроклимата,   по   мнению   исследователей   А.С.   Макаренко,   А.В.   Петровского,   А.И.   Захарова,   А.Б.   Добрович   и   других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.         Именно  по   отношению   родителей  к   своему   ребёнку,  как   считает   Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.        По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, “родительские отношения” – это система   разнообразных   чувств   к   ребёнку,   поведенческих   стереотипов, практикуемых   в   общении   с   ним,   особенностей   восприятия   и   понимание характера и личности ребёнка, его поступков.     Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи   как   А.В.   Петровский,   А.И.   Захаров,   И.М.   Балинский,   В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.        С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой   психологической   напряжённостью   и   многообразны   в   своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются:   раздражительное, внимательное,   тщеславное,   боязливое,   сердитое, приспособляющееся,   общительное,   сенсационное,   настойчивое,   постоянное, уверенное, обнадёживающее.        П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка: 1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях   дети   часто   вырастают   лицемерными,   лживыми,   у   них   часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.2.Родители   постоянно   восхищаются   своими   детьми,   считают   их   образцом совершенства. Дети чаще  всего  вырастают  эгоистичными,  поверхностными, самоуверенными. 3.Гармоничные   отношения,   построенные   на   любви   и   уважении.   Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. 4.Родители   постоянно   не   довольны   ребёнком,   критикуют   и   порицают   его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым. 5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми. 6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.         А.С.   Макаренко   обращает   внимание   на   такие   отношения   в   семье   как сосуществование, конфронтация, содружество.     В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.     Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.     А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.     Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:     Диктат – систематическое подавление инициативы другого.        Опека  – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.    Невмешательство   –  предполагает   сосуществование   двух   миров:     “взрослых” и “детей”.      Сотрудничество  –   предполагает   опосредованность   межличностных   отноше­ний общим целям и задачам совместной деятельности.        Паритет  – ровные “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: “кумир семьи”, “мамино сокровище”, “паинька”, “болезненный ребёнок”, “ужасный ребёнок”, “Золушка” (7, 46).        В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений: 1.“Принятие – отвержение”.      Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.     Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ­ ленным,   неудачливым,   по   большей   части   испытывает   к   ребенку   злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. 2.“Кооперация” – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. 3.“Симбиоз” – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему   маленьким   и   беззащитным.   Родитель   не   предоставляет   ребенку самостоятельности. 4.“Авторитарная   гиперсоциализация”   –   родитель   требует   от   ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему   свою   волю,   за   проявление   своеволия   ребенка   сурово   наказывают. Родитель  пристально следит за  социальным  поведением  ребенка  и  требует социального успеха. 5.“Маленький неудачник” – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать   ребёнка,   приписать   ему   личную   и   социальную   Ребёнок   представляется   неприспособленным, несостоятельность. неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.      Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можнозаметить,   что   родительское   отношение   по   своей   природе   противоречиво. Е.О.Смирнова   и   М.В.Быкова   выделяют   два   противоположных   момента   в родительских   отношениях:   безусловный   (содержит   такие   компоненты,   как принятие,  любовь,  сопереживание  и  т.д.)  и  условный  (объективная  оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).       Таким   образом,   у   нас   есть   все   основания   сделать   вывод   о   том,   что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско­ родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.    Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что   психическое   развитие   ребенка   определяется   его   эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.       Следовательно,   логично   рассмотреть   вопрос   о   влиянии   родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка.