Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
МАОУ «Туртасская СОШ» УМР
Понятийно-терминологическая
карта как одна из технологий
развития критического
мышления обучающихся
Презентацию составила
учитель русского языка и литературы
Филатова Т.С.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
(Конфуций)
Одной из образовательных технологий,
которая отвечает всем требованиям ФГОС
и способствует формированию УУД, является
технология развития критического мышления,
посредством интерактивного включения
обучающихся в образовательный процесс.
целью которой является развитие
критического мышления
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Формы организации
учебного занятия по технологии
развития критического мышления
отличаются от уроков в
традиционном обучении. Ученики не
сидят пассивно, слушая учителя, а
становятся главными действующими
лицами урока.
Они думают и вспоминают
про себя, делятся
рассуждениями
друг с другом,
ищут нужную информацию
в словарях и учебниках,
обсуждают прочитанное.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Тексту отводится приоритетная роль:
его читают, пересказывают,
анализируют, трансформируют,
интерпретируют, дискутируют, наконец,
сочиняют.
Роль учителя в основном
координирующая.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Акцент при работе с текстом
в технологии развития
критического мышления смещается
на индивидуальное
осмысление
и принятие
предлагаемой
учителем
информации.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Таким образом,
правомерно сделать вывод о
том,
что формирование понятий —
одна из основных целей
мыслительной деятельности,
а умение критически мыслить
— средство для достижения
этой цели.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Одним из приемов демонстрации
процесса мышления
является
ПОНЯТИЙНО-
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Данный прием может эффективно
использоваться на уроках гуманитарного
где особенно важна работа с текстом и
цикла,
словом
как на стадии осмысления материала,
так и для систематизации знаний
обучающихся.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
5-6 человек
Работа в рамках данного приема ведется в группах по
Учащимся выдается мини-словарик или карточки
(примерно 10 определений) с определениями тех
понятий, которые должны быть усвоены.
Затем учащиеся должны в течении 10 минут
усвоить эти понятия в группе, выделив в них
отличительные признаки.
Необходимо сформулировать определения
этих понятий своими словами
и записать в группе,
что получилось.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Затем по кругу задаются вопросы по
вопросы”.
данным понятиям.
При этом используется прием
“Толстые и тонкие
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Толстые вопросы предполагают
развернутые ответы, тонкие вопросы
требуют односложные ответы или ответы,
требующие знания фактов.
Толстые вопросы
Дайте 3 объяснения,
почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете...?
Почему Вы считаете...?
Что, если...?
Предположите, что будет,
если...?
В чем различие...?
Тонкие вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может...?
Могли...?
Как звать...?
Было ли?
Согласны ли Вы?
Верно ли?
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
После того, как понятия
усвоены, каждая группа
должна составить, используя
их, связанный текст,
по предложенному жанру
(например:
лингвистическая сказка,
детектив и т.п.).
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Текст оценивается по следующим критериям:
• Количество использованных понятий,
вошедших в понятийно-
терминологическую карту;
• Точность в употреблении понятия;
• Занимательность текста и
исполнительское мастерство в его
демонстрации;
Составление текста должно занять не более 10-15
минут.
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Как можно использовать
прием понятийно-
терминологической карты
на уроке?
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Мы провели исследование
на уроке русского языка
опытом!
в 6 «а» классе
и готовы поделиться
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
При изучении новой темы «Причастие», я
предложила обучающимся разбиться на
группы по 5 человек. Каждой группе были
предложены по три термина с понятийными
карточками, перепутанными между собой.
См.
приложение
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Первая задача для команд
Путем исключения и обобщения знакомого материала
нужно было систематизировать предложенные понятия
так,
чтобы
в конечном
результате
осталась
только
новая
информация
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Понятийно-терминологическая карта как одна из технологий развития критического мышления обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.