Понятийный аппарат художественной вышивки и возникновение данного промысла.
Материалы и оборудование для вышивки. Основные виды мотивов вышивок. Классификация
изделий с ручной художественной вышивкой.
Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого
стежка при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы
животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и
драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны археологами
обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам,
подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен
женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего
вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца,
скатерти, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышивальщицы
часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками – традиционный
религиозный жест и языческих, и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания,
символических животных, райских птиц. До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из
знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей
(шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на
отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют
создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых
(«кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.
Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом
нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние
золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически
чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или
контрастным вышивке по фактуре и цвету
Искусство эпохи Возрождения. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи.
Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, границы которого определяют от конца
15 века, до первой четверти 16 века, отмеченной трагическим событием: разграблением в 1527 году. Этот
краткий период характеризуется необычайной насыщенностью художественной жизни, созданием многих
шедевров мастерами архитектуры, живописи и скульптуры в Риме. Именно в Вечном городе в это время
сложились уникальные условия органичной контаминации форм античного искусства и нового христианского
мировоззрения. Примерно в одно время наиболее выдающихся художников итальянского Возрождения:
Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.
Леонардо да Винчи – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом,
изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека
эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами. Он
также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и
градостроительства.
Работы: «Крещение Христа», «Мадонна Бенуа», Мадонна в скалах» и «Дама с горностаем», фресковой роспись
«Тайная вечеря», «Джоконда», «Иоанн Креститель».
Центры художественной вышивки России. Золотошвейный промысел. Торжокская школа
золотого шитья (золотая вышивка), композиционные особенности орнамента вышивки.
Центры художественной вышивки России: Крестецкая, Ивановская строчка, Нижегородский гипюр, Кадомский
вениз, Владимирский верхошов, русская, цветная и белая гладь, Орловский спис, Олонецкая строчка по письму,
Торжокское золотное шитье, основные традиционные счетные швы.
Промысел известен с XIII века. Наибольшее развитие получил во второй половине XVIII — первой половине
XIX веков. Тогда торжокские мастерицы вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса,
сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода.
В XIX веке для плотных тканей применялся, в основном, «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.
Наиболее характерными были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами,
бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного
орнамента к фону. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы
советской символики — звёзды, серп и молот.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.