Понятийный аппарат художественной вышивки и возникновение данного промысла. Материалы и оборудование для вышивки. Основные виды мотивов вышивок. Классификация изделий с ручной художественной вышивкой.

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (15).docx

Понятийный аппарат художественной вышивки и возникновение данного промысла.

Материалы и оборудование для вышивки. Основные виды мотивов вышивок. Классификация

изделий с ручной художественной вышивкой.

Возникновение вышивания, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого

стежка при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы

животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и

драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны археологами

обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам,

подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен

женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего

вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца,

скатерти, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышивальщицы

часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками – традиционный

религиозный жест и языческих, и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания,

символических животных, райских птиц. До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из

знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей

(шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами.

Бесконечно разнообразны виды швов:

для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на

отдельных её участках нитями,

мережка, «перевить», настил, гипюр и др.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют

создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых

(«кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом

нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).

Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:

выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние

золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически

чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;

эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или

контрастным вышивке по фактуре и цвету

Искусство эпохи Возрождения. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи.

Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, границы которого определяют от конца

15 века, до первой четверти 16 века, отмеченной трагическим событием: разграблением в 1527 году. Этот

 

краткий период характеризуется необычайной насыщенностью художественной жизни, созданием многих

шедевров мастерами архитектуры, живописи и скульптуры в Риме. Именно в Вечном городе в это время

сложились уникальные условия органичной контаминации форм античного искусства и нового христианского

мировоззрения. Примерно в одно время наиболее выдающихся художников итальянского Возрождения:

Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

Леонардо да Винчи – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом,

изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека

эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами. Он

также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и

градостроительства.

Работы: «Крещение Христа», «Мадонна Бенуа», Мадонна в скалах» и «Дама с горностаем», фресковой роспись

«Тайная вечеря», «Джоконда», «Иоанн Креститель».

Центры художественной вышивки России. Золотошвейный промысел. Торжокская школа

золотого шитья (золотая вышивка), композиционные особенности орнамента вышивки.

Центры художественной вышивки России: Крестецкая, Ивановская строчка, Нижегородский гипюр, Кадомский

вениз, Владимирский верхошов, русская, цветная и белая гладь, Орловский спис, Олонецкая строчка по письму,

Торжокское золотное шитье, основные традиционные счетные швы.

Промысел известен с XIII века. Наибольшее развитие получил во второй половине XVIII — первой половине

XIX веков. Тогда торжокские мастерицы вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса,

сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода.

В XIX веке для плотных тканей применялся, в основном, «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.

Наиболее характерными были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами,

 

бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного

орнамента к фону. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы

советской символики — звёзды, серп и молот.


 

Посмотрите также