Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области посредством системы дополнительного образования
Оценка 4.6

Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области посредством системы дополнительного образования

Оценка 4.6
Лекции
doc
21.01.2025
Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области посредством системы дополнительного образования
Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области посредством системы дополнительного образования
Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области.doc

                       

Популяризация народных художественных промыслов Вологодской области посредством системы дополнительного образования

 

 

      Север…  Само это слово овеяно романтикой. Своеобразие природы края, богатство недр, растительного и животного мира, лесные и водные просторы, наличие свободных земель с давних пор манили к себе людей. Природные условия требовали выносливости и приспособляемости людей, особых форм хозяйства. Суровый климат осложнял ведение земледелия, поэтому с давних пор подспорьем служили промыслы и ремесла, а отсутствие дорог, замедляя развитие края, способствовало сохранению традиций народной культуры. По выражению академика Б. А. Рыбакова в 19 веке Север России «стал возвращать в целости то, что в центре давно было позабыто». Открытие многочисленных памятников истории, деревянного зодчества и разных видов крестьянского творчества снискали Северу славу своего рода заповедника народной культуры

     Но северная кладовая – не бездонный источник, из которого можно черпать бесконечно. Многое необходимо сохранять и развивать на местах.                   

 

 

                                       Ремесла и промыслы

 

 «Ремесло», «промыслы», декоративно-прикладное искусство». Что  роднит, объединяет эти понятия и в чем разница?

       Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить», т. е. подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим главное – это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу. По-крестьянски расчетливые мастера понимали: сработают совсем просто – люди не купят, будет работа слишком затейлива и трудоемка – себе в убыток, много не сделаешь, необходимо было найти ту меру выразительных средств, чтобы и украсить предмет, и продать не в ущерб выгоде. Делали «как мера и красота скажут».

       Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это, благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому  природа народного искусства – коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих.

      Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы, т. к. для крестьянского мироощущения: красота и польза неотделимы, они органично сливаются.

      Огромную роль в жизни мастеров играли ярмарки. К сельским, уездным, губернским и всероссийским ярмаркам, приуроченным к воскресным дням, престольным храмовым праздникам долго готовились. Успешный сбыт товара закреплял новшества в форме, орнаменте, цветовом строе промысловых изделий. Новшества закреплялись при сохранении  канонов. В отличие от западной цеховой организации ремесла структура русских народных  промыслов была необычайно гибкой и подвижной. Из деревни в деревню переходили артели расписчиков крестьянской избы, домашней утвари, мастера узорной набивки, домовой резьбы.

Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

 

      Новые возможности открылись перед народными промыслами с утверждением в теории и практике(2-я половина 20 века) ценности традиций народного искусства как части духовной культуры.  Интерес общественности, научная деятельность музеев, институтов, финансовая поддержка государств  - все это способствовало сохранению и развитию многих направлений народного искусства. Были открыты ряд специализированных учебных заведений, изданы книги по данной тематике, стали проводиться региональные и всероссийские ярмарки.

 

     Народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» - означает «украшаю». Основа декора – узор, орнамент. Прикладное – предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание – украшают быт, и это очень важно в современном мире.

    Произведения декоративно-прикладного искусства различают

 

          - по типу изделий: предметы быта, одежда, посуда,

          - по материалам: дерево, глина, металл и т. д.,

          - по технике обработки материала: резьба, роспись, ткачество, вышивка и т. д.

 

             В зависимости от наличия местных материалов, от условий жизни, времени, климата, спроса формировались определенные направления промыслов, любимые темы, орнаменты, сочетания цветов, особенности формы изделий.           На территории Вологодской губернии до 1917 года были довольно распространены такие промыслы, как: гончарный, бондарный, столярный, валяльный, кожевенный, кружевоплетение, плетение из лозы, производство деревянной посуды, роспись и резьба по дереву.

        Сейчас в Вологде более всего представлены ремесла, связанные с деревом – изготовление деревянных предметов, резьба, роспись; с тканями – кружевоплетение, вышивка, изготовление тканых предметов (куклы, лоскутное шитье); керамическое производство.  В настоящий момент мастера народных промыслов изготовляют изделия, которые находят применение в быту современного человека, а также многочисленные сувениры на память. 

 

                                    Изделия из дерева

        

      Русский человек всегда должен был обустраивать свой быт самостоятельно,  уже с детства ребенок, глядя на старших, перенимал навыки того или иного ремесла, поэтому и неудивительно, что каждый хозяин мог и избу срубить, и мебель смастерить, изготовить прялку для жены, выстругать игрушку для ребенка. Все пробовали делать всё, среди этих многих рождались мастера. Мастерство же – та почва, на которой вырастали художники.

        Дерево на севере в избытке, оно легко в обработке, его можно резать, строгать, гнуть, расщеплять, точить, окрашивать, т. е. изготовлять из него  самые разнообразные предметы, утварь.  Этот материал относительно недолговечный, но мастера работали в основном на повторе, поэтому мы можем говорить о вековых традициях народного искусства.

     Очень многие предметы в крестьянском жилище имели не только практическую ценность, но и несли особую охранительную функцию. Мастер,  изготовляя солонку, прялку,   обязательно наносил определенный узор. Все эти ромбы, свастики, розетки, стилизованные изображения растений, животных – все это была запечатленная «азбука», из которой складывались, можно сказать, «молитвы», оберегающие человека и этот мир. Прочитать многое мы уже не можем, но в том-то и состояло золотое правило мастера: перенести без изменения то, что он уже видел.

     Тут следует сделать одно отступление. Древний человек бессчетно раз воспроизводил один и тот же обряд, орнамент, песню, сознательно избегая изменений, т. к.  по древним верованиям изначально нашим предкам было дано божественное знание и следующие поколения должны это повторять. Повторение закрепляет мироустройство.

     Конечно, что-то менялось. Мастера находили  и новые варианты, но это было движение вглубь, а не вширь. «Я работаю как отец, да не совсем так. И мой отец работал, как дед, да не совсем, как дед. У нас у каждого свое есть, но ниточку-то мы держим». Ниточка и есть традиция.

         

                                                Береста

        

      Особенно хочется остановиться на изделиях из бересты. Эластичность, водонепроницаемость, устойчивость к гниению, и красота позволяли использовать бересту от строительства домов до посуды, обуви. Есть такая поговорка: «Кабы не лыко да береста, и мужик бы развалился».

        Береста состоит из множества слоев (каждый год нарастает новый). Наружный, белый, называют изнаночный и практической ценности не имеет, а внутренний бывает различных оттенков, от желтого до темно-коричневого. Кроме цвета, особую привлекательность бересте придают «чечевички» (небольшие узкие полоски черного цвета. Летом они раскрыты, через них осуществляется газообмен).

      Берестяные изделия, посуда, обувь, хороши тем, что работают как термосы. В такие короба (показ) закладывали ягоды, сметану, творог – сок не уходит (как в деревянных), продукты не гниют, не портятся. В них хоть рыбу засоли – песком вымыл, запаха никакого.

       Берестяные лапти (показ) не только легки, но и полезны: нога дышит, не преет. Говорят, что такие бедные были крестьяне, только лапти и надевали. Нет, была и кожаная обувь, ее, конечно, берегли, но она не всегда была уместна. В лес, на сенокос надевали лапти, они очень удобны в долгих переходах: воздух циркулирует, нога дышит.

            

                                                 Роспись

         

     Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись. По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по дереву. И на это были свои причины: трудоемкость резьбы, частичная утрата обрядовых функций изображений и приобретение новой – декоративной. Предметы быта, орудия труда и даже целые интерьеры, окрашенные в яркие цвета и расписанные орнаментом, делали  их праздничными и нарядными.

     Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Только сочетание ремесленных навыков и умение мыслить образно отличает мастера от подмастерья.

Существует большое разнообразие видов росписи, но всех их можно разделить на две большие группы: графические и живописные.

     Графическая манера пошла от переписчиков книг. Графика творится черной контурной линией, а затем раскрашивается внутри (показ).

      В основе живописной техники – мягкий красочный мазок (показ).

 

      По виду росписи делятся на: орнаментальные – это условность, декоративность

                                                        сюжетные – изображение событий, людей.

 

   На территории современной Вологодской области широко бытовали росписи в свободно-кистевой манере, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Мастера расписывали заборки, двери, мебель, прялки. Цветущие букеты и вазоны горели и переливались, превращая крестьянское жилище в подобие княжеских палат. В отсутствии достаточных средств мастерам заказывали роспись прялок, т. к. красивая прялка поднимала престиж девушек, когда они ходили на вечерки.

      Прялки отличались по форме. Они были или корневыми (изготовлены из единого куска древесины – высокого пня сосны или ели, с отходящим корнем), или составные. Росписью украшали лопастку, ножку и часть донца, на оборотной только нижнюю часть.

       На Вологодчине большая часть прялок расписывалась в свободно-кистевой манере. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки. Мастера накладывали разноцветные мазки друг за другом, рисунок строился без предварительной разметки. Самый распространенные мотивы – букеты цветов, композиционно напоминающие древо жизни, виноград – символ плодовитости, лев – страж, оберегающий хозяйское добро.

      Сюжетная роспись – выезды на санях, гуляния, чаепития,  встречается нечасто, т. к. она требовала большого мастерства и времени.

       Современные мастера в своих работах используют и традиционные сюжеты, и новые.

                

 

                                       Кованые изделия

 

    В природных богатствах Севера не последнее место занимают различные металлы, их обработка шла на уровне народного мастерства, удовлетворявшего главным образом повседневные нужды населения. Но, может быть, именно это повлияло на создание и широкое распространение художественных металлических изделий.

    Древними традициями, высокой культурой ремесла, веками отработанной технологии отличалось искусство кованого железа. Основой его послужило широкое развитие кузнечного дела. Запасы болотных руд и дешевого леса на севере способствовало повсеместному распространению кузнечного ремесла. Изделия кузнецов глубоко проникали в народный быт: без ножа, топора, косы, серпа, светцов и других предметов и орудий труда не смогло обойтись ни одно крестьянское хозяйство.

    Почти в каждой деревне стояла кузница, где выполнялись разнообразные работы по заказу жителей. Подковывая лошадей, наводя косы и ножи, вырезая замки, кузнец нередко совмещал профессии металлурга, доменщика-литейщика и слесаря. Преодолевая природную твердость и прочность материала, кузнецы придавали раскаленному металлу любую форму, подчиняли его воле человека. О кузнецах слагали сказки и легенды, ибо ремесло это, связанное с огнем, приравнивалось в народе к волшебству, к общению с нечистой силой.

    Расцвет кузнечного искусства пришелся на17- 18 века. Только в Устюге в 1620 –х годах насчитывалось 47 кузниц, а через 60 лет их было уже 68. документы свидетельствуют, что искусных устюгских мастеров, которые «умели всякое кузнечное дело делать», отзывали на работу в Москву, города Сибири. А в самом городе можно было увидеть множество узорных решеток окон, оград, ворот, подвесов. Динамичные завитки, закрученные спирали, пучки лучей, копьевидные мотивы и растения – и в каждой детали, их чередовании заключены недюжинная сила и мощь мастерства, одухотворившего холодный черный металл.

    К 19 веку искусство кованого железа продолжало бытовать на Севере, но уже не достигало такого единства стиля и узорного богатства. Оно все больше и больше заменяется заводскими и фабричными изделиями.

    В 20 веке кузнечное ремесло, требовавшее больших физических усилий, почти ушло в прошлое. Замененное мощными машинами, новыми технологиями, оно стало достоянием лишь отдельных мастеров и художников, сознательно развивающих приемы ковки железа вручную.

    В 21 веке началось возрождение этого искусства. Это связано со строительством отдельных самостоятельных домохозяйств в городах. Вновь потребовались кованые лестницы, заборы, ворота, приспособления для каминов. Наряду с этим кузнецы стали выполнять заказы и на мелкие интерьерные вещи в виде ключниц, запорных устройств, вешалок и т. д. приобщается к кузнечному делу и молодежь, что позволяет ждать от мастеров дальнейших успехов в развитии традиционного северного искусства.

 

 

                               Гончарный промысел

 

     Изделия из обожженной глины называют керамикой. Слово «керамика» происходит от греческого «керамос», что значит глина. Этот природный материал обладает удивительными свойствами. Во влажном состоянии ему можно придать любую форму. А после обжига он становится твердым и не поддается разрушительному действию времени, воды, огня.

     Глина – символ жизни, воскрешения и перевоплощения. Если верить мифам, мы возникли из глины, земли, в неё же и вернемся. Гончар создает мир как Бог.  Горшок  –начало миротворения. У горшка есть «тулово», «горлышко», «ручка».  Стоит вспомнить загадки: «Стоит молодец по колено в золоте» (горшок в углях), «Стоит горшок, семь дырок в нем» (человек), или выражение про умного человека: «Голова у него хорошо варит».

       Гончарство на территории Вологодской области развивалось в виде небольших локальных центров, т. к. мастерам требовалась хорошая глина неподалеку от места их проживания. Поначалу формовка изделий производилась методом налепа из глиняных жгутов. Эти кольца-жгуты прочно скреплялись между собой и бока сформированного горшка выравнивали. Позднее стали использовать гончарный круг.

     В руках мастера мягкая податливая глина обретает нужную людям форму. Быстро крутится гончарный круг, и с каждым его поворотом на ваших глазах из бесформенной глиняной массы рождается кувшин или  миска. Сняв готовый сосуд с круга, гончар ставит его на просушку, а, спустя несколько дней, покрывает глазурью и обжигает в горне. Закаленное в огне изделие обретает прочность, цвет и красоту поверхности. Такова внешне простая, но полная специальных знаний и приемов технология керамического производства.

      В прошлом в каждом доме не обходились без глиняной посуды. Кринки, кувшины, рукомои, огромные сосуды для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, многочисленные горшки разных размеров и назначения, миски и жаровни для приготовления пищи на огне, латки для холодца были в повседневном употреблении.          Внешняя простота и скромность народной керамики сочетаются с удивительной пластичностью форм, то крутобоких приземистых, то вытянутых обтекаемых, но всегда пропорциональных и соразмерных. Отслужившую свой срок глиняную посуду заменяли новой, поэтому спрос на неё был  повсеместен и постоянен. Соответственно спросу развивалось и росло количество гончарных мастерских.  В России керамика стала одним из самых распространенных видов народного ремесла. Складывались свои особые традиции в технологии изготовления керамических изделий, передаваемые от деда к отцу, от отца к сыну.

          На Вологодчине также существовали гончарные промыслы. Не очень масштабные и известные, но со своими традициями и мастерами. Развитие гончарных промыслов происходило в тех местах, где были залежи подходящей глины и необходимые дороги для транспортировки изделий.  С  внедрением железной, стеклянной посуды промысел практически исчез.

     Сегодня  усилиями энтузиастов-мастеров возрождается древнейший вид народного искусства. По-разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – бережное отношение к прошлому, творческий поиск и мастерство.

        Лопатенко С. А. изучал гончарный промысел села Воскресенское (Ерга) в Череповецком районе. Благодаря его усилиям возрожден один из крупнейших промыслов Вологодчины.     

       Феньвеши С. Г. работает в технике «чернолощения».

       Мишенцева Н. Г. работает в деревне Куракино Кирилловского района. Ею разработана авторская игрушка ручной лепки из белой глины.

    В Вологде возрождение гончарства началось с Владимира Холщагина. Вологжанин, он учился гончарному мастерству в Омской керамической мастерской, преподавал в Центре дополнительного образования и заинтересовал своим творчеством многих людей.  Человек увлеченный и активный, Владимир Васильевич, изучал местные традиции, ездил в экспедиции по районам Вологодской области. Его заслуга  в том, что он возродил и восстановил традиции Закуштского гончарного промысла. Наряду с работой и восстановлением местных особенностей, Владимир Холщагин занимается и авторскими разработками. Талант и мастерство позволяют ему художественно переосмыслять уже существующие в традициях силуэты сосудов и создавать на их основе авторские произведения, не менее гармоничные и притягательные. Он свободно экспериментирует с обработкой материала, декорированием предметов, придавая изделиям особую живописно-поэтическую красоту.

      Сегодня у активно работающих вологодских гончаров много учеников. Гончарная посуда, изготовленная современными мастерами, наделена чертами своего времени. Но в ней живет творческий труд многих поколений, сохраняется непрерывная преемственность традиционного мастерства, вечно живого источника гончарного искусства. 

 

                              Текстильные ремесла

 

       Ремесла, кроме всего прочего, делились на женские и мужские, и все, что было связано с тканью,  принадлежало  женщине: прядение, ткачество, шитье и вышивка.  Любая женщина знала весь процесс производства тканых вещей: умела обработать растение до нити, соткать полотно и скроить рубаху, вставить вышивку в изделие.

 

                                       Ткачество

     

                  Ткать в старину умели практически все женщины, т. к. без этих умений семье было бы не прожить. Поэтому и не зря в свадебном обряде обязательно присутствовал элемент передачи «даров» родне будущего мужа, и чаще всего это были холсты, изготовленные самой невестой.

           Ткачество – производство ткани на специальных станках, «станах», одно из древнейших ремесел. Существуют 2 вида ткацких станков: вертикальный, древнейший, на нем изготовлялись ковры и горизонтальный – для ткани. Повсеместно используют разного рода ручные приспособления: дощечки, бёрдышки. На ткацком станке  натягивали  вдоль нити-основы, сквозь них, с помощью челнока или руки протаскивали поперечные нити. Переплетение цветных ниток давало возможность изготовления изделий, украшенных разнообразным орнаментом.

          Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому, и большой спрос наблюдается в рамках обществ военно-исторической реконструкции. Кроме этого, по этим же технологиям современные мастерицы ткут великолепные половики, на которых есть свой спрос.

 

 

                                           Вышивка

 

  

        Вышивка   относится к очень архаичной  форме работы. Занятия эти не требуют больших затрат, условий для работы, сложного оборудования. Терпение, аккуратность, точность, чистота, разнообразие техник, специальных приемов – необходимые условия для мастерицы.

          Архаика сказывается и в самой системе орнаментов. Вышитый узор, как и в резьбе, представлял собой древнюю знаковую систему. Особо вышивка использовалась на предметах, употребляемых в определенных обрядах (рождение, свадьба, поминки), т. к. эти знаки или оберегали, или магически воздействовали, как просьбы или пожелания. Язык народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать», «изображать».»Строчить письмо» означало вышивать «строкой» один за другим ряд символических знаков.

        -    Дерево – это древо жизни, здесь представлена модель жизни, где соединены вертикалью миры небесные, земные и подземные.

        -    Рожаницы – древнеславянские женские божества – символы плодородия, изображены в виде рожающих женщин.

         -    Конь – символы солнца, тепла, движения, т. е. жизни.

          -   Птица – знак памяти об усопших, вестники иного мира, дающие помощь живым.

             Геометрические фигуры: ромбы, розетки – обереги, заклинания на урожай,   плодоношение.

Таким образом, в вышивках отражались не только верования древних славян, но просьбы о помощи. Со временем эти знания были утеряны, и вышивальщицы трактовали узор лишь как пожелание добра.

        Расположение узора и приемы вышивки были органично связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, передник, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

      В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

       К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

       Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур вышивались синей, желтой или темно-красной шерстью.

   В Вологодской области характерным для народной вышивки был линейно-геометрический узор. Бесконечная лента из повторяющихся элементов –его особенность. Она состоит из меандров, треугольников, косых крестов, различных модификаций свастик и ромбов.

      В течение веков женщины экспериментировали с материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, но при этом базовые сюжеты оставались неизменными. Даже не понимая знаковой системы,  вышивальщицы переносили их без изменения, поэтому можно видеть на полотенцах, рубахах, передниках, поясах начала 20 века  узоры тысячелетней истории.

     Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. И по сей день - вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.

     Несмотря на то, что народная вышивка  - трудоемкий, протяженный по времени процесс, современные мастерицы продолжают заниматься этим рукоделием, их основным источником знаний о законах этого искусства остаются этнографические вещи, музейные коллекции.

 

                                          Кружевоплетение

       

 

              Поистине мировую славу снискало вологодское кружево. С конца 18 века начинает  развиваться промысел в Вологде. В 80-е годы 19 века, благодаря деятельности матери и дочери Брянцевых, сотни вологжанок занимаются кружевоплетением, ремесло давало неплохой доход.  Главное качество кружева  - ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, сплетенному из прочных льняных нитей, ему присуща плотность и весомость. Лен, то неотбеленный, то белоснежный сплетается по особым рисункам-сколкам. В проколы вставляются булавки и оплетаются нитями, которые прикрепляются к коклюшкам. Рисунки имеют своеобразные народные названия: «денежки», «паучок», «пуговка», «березки».

        Кружевоплетение – один из самых трудоемких видов народного искусства, здесь требуется напряженная долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных образов и новых сюжетов делает кружевоплетение явлением не только русского, но и мирового искусства.   

  

                                         Новое

 

                                                      Сувениры

 

    Сувениры:       - оформляют пространство,

                               -  это памятный знак,      

                               -  соединяют времена, напоминают о прошлом в настоящем, радость               

                               -  наполняют энергией

 

       Безличностная штамповка – это функция копии. С наступлением 2000-х годов вновь появляется интерес к ручным изделиям. Возрождается любовь к уютному дому с небольшими предметами. Атмосфера милых мелочей наполняет абстрактное пространство живыми человеческими эмоциями.(«Вологодское кружево в интерьере» Вологда, 2011г. Н. А. Кутекина)

 

 

                                                  Катанки

 

 

         Безгрешная обувь, валенки. Никакое животное убивать не надо, чтобы кожу взять. Овца даже благодарна, что ее от лишней шерсти освободили. И ест она только чистую, зеленую траву, да сено.

        В валенках из-за того, что они дышат, нога не потеет, нет угрозы грибка, неприятного запаха. В настоящих валенках ноги не устают абсолютно, можно пройти километров 15, устанет спина, поясница, колени, но не стопы. В обычной, кожаной, обуви ноги устают через 3-5 километров. Из-за чего и дома на босу ногу полезно валенки носить – ноги отдыхают. Только в валенках, даже если они промокли, пойдешь и не замерзнешь. Валенки дышат и в эксплуатации прочнее и долговечнее любой кожаной обуви.

        Здоровье и валенки неразделимы. Овечья шерсть – лечебная. Пояса из шерсти делают от радикулита, аже веревочка из шерсти при растяжении связок, например, помогает. В большинстве дорогих женских кремов, чтобы кожа эластичней стала, используется, как основной ингредиент, жировая вытяжка из шерсти овцы.

        Белые, из светлой шерсти, валенки обеспеченные люди носили. Светлая шерсть качественнее, теплее и мягче, смотрится благороднее, а темная – грубее, колючая и менее прочная.

        Производство катанков – трудоемкое производство. Некоторые мастера начали на машинах валять, но это не то. Это дело ручной работы с секретами мастерства!

                                                    У Сайкина Н. А.

       Начинается производство – с  шерстобитной. Это единственный механизированный процесс. На трансформаторной ленте миллионы иголок расчесывают шерсть и на приемном барабане выходит ровным пушистым серым слоем.( Пробить шесть вручную можно только для нескольких валенок, для десятков – это нереально).

      В следующем цеху делают закладки будущих валенок. Полосы взбитого полотна укладывают ровно, плотно, на подошву более толстым слоем, чтобы дольше не изнашивалось. Затем закладчики прокладывают тряпочки между полотнами, промачивают, укладывают всю заготовку в полотно и долго прокатывают его и деревянной палочкой, и руками, чтобы шерстинки сцепились друг с другом, в результате чего получаются «колпаки» - заготовки будущих валенок для каталей.  

     Катали несколько раз в процессе катания окунают заготовки в чан с горячей водой, чтобы лучше садилась шерсть. Затем катают – и здесь многое зависит от умений и  «секретов». Одни названия чего стоят: «обход» руками, «прутуют» прутком, «баян» растягивает морщины и «ротики» на заготовке. Далее заготовка насаживается на колодки разных размеров, и опять же каталь очень тщательно разглаживает. В производстве у Николая Алфеевича не обрабатываются заготовки химикатами, и в шерсти сохраняется овечий жиропоток, который содержит полезное вещество – ланолин, который широко используется в косметической промышленности.

      Посаженные заготовки просушиваются, затем обрабатываются на наждачном круге, чтобы  убрать пушистось ( на пушистых валенках дольше  держится снег).

      А теперь изделия остается снять, обрезать голенища – и валенки готовы.

       Фабричные валенки колкие, они обожжены кислотой, а при таком производстве сохраняются все натуральные качества шерсти, поэтому не забывайте, что их  любит моль. 

        Сколько войн Россия выиграла,  в том заслуга и  валенок. И Наполеона, и Гитлера валенком выпнули!

 

 


Популяризация народных художественных промыслов

Популяризация народных художественных промыслов

Новые возможности открылись перед народными промыслами с утверждением в теории и практике(2-я половина 20 века) ценности традиций народного искусства как части духовной культуры

Новые возможности открылись перед народными промыслами с утверждением в теории и практике(2-я половина 20 века) ценности традиций народного искусства как части духовной культуры

Тут следует сделать одно отступление

Тут следует сделать одно отступление

Прялки отличались по форме. Они были или корневыми (изготовлены из единого куска древесины – высокого пня сосны или ели, с отходящим корнем), или составные

Прялки отличались по форме. Они были или корневыми (изготовлены из единого куска древесины – высокого пня сосны или ели, с отходящим корнем), или составные

Наряду с этим кузнецы стали выполнять заказы и на мелкие интерьерные вещи в виде ключниц, запорных устройств, вешалок и т

Наряду с этим кузнецы стали выполнять заказы и на мелкие интерьерные вещи в виде ключниц, запорных устройств, вешалок и т

Лопатенко С. А. изучал гончарный промысел села

Лопатенко С. А. изучал гончарный промысел села

Вышивка относится к очень архаичной форме работы

Вышивка относится к очень архаичной форме работы

Кружевоплетение

Кружевоплетение

В большинстве дорогих женских кремов, чтобы кожа эластичней стала, используется, как основной ингредиент, жировая вытяжка из шерсти овцы

В большинстве дорогих женских кремов, чтобы кожа эластичней стала, используется, как основной ингредиент, жировая вытяжка из шерсти овцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2025