Конспект ООД по звуковой культуре речи. Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».
Программное содержание:
1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.
2. Упражнять в определении позиции звука в слове.
3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
4. Воспитывать внимание, активность
Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.
Ход ООД:
1 Мы сегодня рано встали, пришли в сад, успели сделать зарядку. А наш язычок размять и приготовить к работе забыли. Выполняем упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Загадки.
1) Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон)
- С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.
- Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)
(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)
- А теперь послушайте другую загадку:
2) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)
- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)
- На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)
- Давайте все пострекочем, как кузнечики.
- Придумайте слова со звуком ц.
(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)
4. Чистоговорки.
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.
Са-са-са – в лесу живёт лиса.
Си - си - си - в пруду живут караси.
Со - со -со - покатилось колесо.
- С каким звуком чистоговорка? (с)
Ца - ца - ца - это наша курица.
Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо.
Цу - цу -цу - мы похлопали певцу.
- С каким звуком чистоговорка? (ц)
СОК-ЦОК
ЦЕЛИ-СЕЛИ
СВЕТ-ЦВЕТ
ЛИСА-ЛИЦА
(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)
6. Работа с карточками (за столами)
- Ребята, послушайте загадку.
Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки
А скажите ласково?
1 и много???
- В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)
- Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)
(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.
- Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?
- Ребята, отгадайте загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку (заяц)
А скажите ласково?
1 и много???
- В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)
- Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)
7. Физкультминутка. (картинка)
8. Работа с картинками (пазл)
: На доске много картинок. Назовите, что изображено на них
Найдите в названиях предметов наши звуки. Устроим соревнование: девочки собирают картинки со звуком «С», а мальчики – со звуком «Ц».
9. Продолжи предложение.
- Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.
К нам в оконце светит… солнце
Слышу, лиса, про твои… чудеса.
На болоте живёт длинноногая… цапля.
На лужайке прыгают длинноухие… зайцы.
У машины четыре… колеса.
. Игра «Слушай – и не ошибись! »
- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.
(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)
10. Скороговорки.
- Послушайте и повторите скороговорку:
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
- По одному (2-3 человека)
- Давайте повторим хором.
- Громко.
- Тихо.
12. Подведение итогов:
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вам понравилось?
- Молодцы, ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.