ПОРТФОЛИО КАК МЕХАНИЗМ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Анцыбор Вера Алексеевна.
Должность: учитель начальных классов.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.И.Кондратенко посёлка Молодёжного муниципального образования Белореченский район.
Возраст: 1-4 класс.
Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения образовательной программы сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Какие же существуют механизмы фиксации планируемых результатов?
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформи- рованности основных учебных умений. Для фиксации всех видов результатов учителя - предметники, классные руководители используют оценочные листы, листы индивидуальных достижений обучающихся, Портфолио и т.д., используя следующие типы оценки: уровне- вая, бальная, рейтинговая оценка, самооценка и взаимооценка.
В своём выступлении я хочу поговорить о Портфолио. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, его способности, интерес, склонности, знания и умения.
Задачи портфолио:
- обеспечение высокой учебной мотивации уч - ся, в том числе мотивации достижения успеха;
- развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
- развитие умения обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
- формирование умения учиться: ставить цель, планировать и осуществлять собственную деятельность.
Функции портфолио:
- информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период;
- обобщающее-аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;
- развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения;
- активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенций обучающегося;
- воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; потребность в активной познавательной деятельности.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
“Портфолио документов” - похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, и т.п.)
“Портфолио работ” - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы - в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, 1 - 4 классов).
“Тематический портфолио” - создается в процессе изучения какой - либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.
Каждый из перечисленных видов портфолио влияет на развитие самооценки школьников и является инструментом фиксирования их индивидуальных достижений.
Структура портфолио может состоять из различных разделов по желанию учителя и учащихся. Девиз работы с портфолио: «Каждый творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. С самого начала нужно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов, подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Нужно помнить главное: портфолио не несёт идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Список литературы
- Баранов, С.П. Педагогика учебное пособие [Текст] / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластёнин. - М.: Просвещение, 1987.
- Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя учебно - методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: 2000.
- Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе [Текст] // Профильная школа. - 2004. - № 5.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание 1974.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.