Краткие сведения:
Я, Борисенко Венера Яввятовна, окончила Свердловский педагогический институт в 1988 году по специальности «Учитель начальных классов».
Работаю учителем начальных классов и классным руководителем 2 «Б» класса. Педагогический стаж 31 год. Имею высшую категорию.
Электронный адрес:
borisenko.venera@mail.ru
Учебное учреждение:
МБОУ СОШ№ 32 с углубленным изучением английского языка, г. Озерска, Челябинской области
Краткая аннотация:
В наше время компьютер не редкость, большинство информационных ресурсов сети Интернета можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Организация учебного процесса с использованием ИКТ и ЦОР выражается в учебных и личностных достижениях учеников, поскольку нацелено не на простое запоминание информации, а на активную интеллектуальную деятельность учащихся. В работе представлены методы формирования у учащихся творческого отношения к предметам, мотивация их к обучению, исследовательской деятельности, определены пути повышения познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время, вследствие использования современных педагогических технологий. Основная задача учителя – это научить обучающихся самостоятельно добывать и перерабатывать информацию через исследовательскую деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. В своей работе я привожу конкретные проекты, рассказываю, как реализую их на уроке и во внеурочной деятельности, как идёт усложнение проектов от класса к классу.
Название, цели и задачи: .
Методическая разработка по теме:
«Проектное обучение в урочной и во внеурочной деятельности, при работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися». Работа была представлена на городском методическом объединении учителей начальных классов, как обобщения педагогического опыта.
Цели:
- Развитие личности
младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной
компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и
активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика
начальной школы.
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной
школе.
- Максимальное использование всех возможностей информационных технологий
обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной
деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и
воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей
Задачи:
1. Познакомить школьников с основными свойствами информации, обучить их приёмам
организации и планирования деятельности, при решении поставленных задач.
2. Дать первоначальное представление о компьютере, современных
информационных технологиях, современном информационном обществе.
Ожидаемые результаты:
Активизация интереса к знаниям; развитие представлений о межпредметных связях; научного мышления, коммуникативной направленности осознание возможности применения полученных знаний в реальной жизни; развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности
Полученный результат:
Благодаря использованию данной технологии обучения повысилось творческое развитие учащихся; естественным образом произошло соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развилась активность учащихся, которая привела их к большей самостоятельности; укрепилось чувство социальной ответственности, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли
«Проектное обучение
в урочной и во внеурочной деятельности,
при работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися»
Борисенко Венера Яввятовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 32»
2020 год
(Слайд 1) Моя методическая тема по самообразованию:
«Проектное обучение в урочной и во внеурочной деятельности, при работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися»
Работа по методической теме была начата в 2014-2015 учебном году. Хотя методами проектов и исследований начала заниматься ещё в прошлых выпусках обучающихся начальной школы.
(Слайд 2) При работе над темой основной целью для себя определила: включение младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Эта тема актуальна ведь, как говорили древние мудрецы «Человек рожден для мысли и действия»
(Слайд3) Приступая к работе над этой темой, я прослушала вебинары по организации проектной и исследовательской работы, прочитала много литературы и интернет ресурсов.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Оказалось, это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности – проектной.
(Слайд 4) Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Кил Патриком.
(Слайд 5) Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
(Слайд 6) Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
· Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
· Формулирование цели и задач деятельности.
· Составление плана и программы.
· Выполнение плана.
· Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
(Слайд 7) Формируются УУД младших школьников
· Определять цель деятельности
· Планировать
· Выполнять действия и операции
· Соотносить результат деятельности с целью
· Контролировать свои действия
· Проводить наблюдения
· Ставить эксперименты
· Строить простые модели объектов
Несомненно, проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение.
Безусловно, польза проекта заключается в том, что младший школьник имеет право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Ребёнок сам добывает знания, сопоставляет, соединяет разрозненные сведения. Обучающийся черпает необходимые сведения из разных предметных областей и использует их в той деятельности, которая ему интересна. А задача учителя – помочь ему это сделать. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками.
И еще с ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Как же я над этим работаю?
Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Отличительной чертой данного курса является и то, что возможности заниматься проектной деятельностью заложены уже в самой программе. (Программа «Школа России»)
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом, должна, последовательно увеличивается от 1 класса к 4.
Я использую проектно – исследовательскую деятельность в урочной, во внеурочной и домашней работе.
Работу по внедрению данной деятельности я разбила на 3 этапа. 1 этап: Проектно-творческая деятельность учащихся. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам
Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности. Благодаря этому большинство обучающихся, моего класса участвуют в проектной работе, поисковой деятельности.
Стараюсь привлечь всех учащихся: одни работают индивидуально, некоторые - в парах, остальные – командой.
По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов, использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению.
Творческие задания дети выполняют на уроках литературного чтения: ищут материал о писателях, готовят викторины, инсценируют и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)
(Слайд 8) Обучение грамоте. «Жили – были буквы» Актуальность выбранной темы объясняется поиском решения для создания условий адаптации первоклассников, формирование самооценки у младших школьников. Цель и задачи видите в паспорте проекта
(Слайд 9- 11) (Проект на столе) Проект по русскому языку «Рассказ о семье слов» представлен в виде рисунков. Дети подбирали из разных источников информацию о слове, учились составлять словарную статью.
(Слайд 12) Проект по литературному чтению «Потешки, прибаутки, загадки»
(Слайд 13, 14) Проект по окружающему миру «Мои домашние животные»
(Слайд 15,16) Так учащиеся подготовили сочинения, доклады и презентации в проекте по окружающему миру «Богатства, отданные людям», посвящённом людям, прославившим нашу страну, а также о своих близких (бабушках, дедушках), которые наделены богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим
(Слайд 17) На уроках труда выступают в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве), такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности
(Слайд 18) Важным фактором на 1 этапе проектной деятельности является работа с родителями, и дальнейшая деятельность строится в сотрудничестве с ними. В 1-2 –х классе я проводила родительские собрания по теме: «Исследовательская деятельность в начальной школе». Приглашаю на родительские собрания детей с выступлением перед родителями со своими проектами. На собраниях рассказываю родителям о том, что собой представляет исследование, как сформулировать цель работы и поставить задачи, предлагаю помочь ребенку с выбором темы для исследования, фотографировании результатов, ведь родители лучше знают своих детей (особенно это касается 1 класса), их интересы иногда для меня неожиданные. Тему предлагаю выбрать интересную для всей семьи - общее хобби, увлечение, творчество. Постоянно провожу индивидуальные консультации для родителей по исследовательским проектам, особое внимание уделяю обучению родителей исследовательской деятельности, ведь они – первые помощники детям при проведении наблюдений, опытов, экспериментов и исследований. Я учу сначала родителей всему тому, чего хочу добиться от ребенка.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний, творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
2 этап.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
2 этап завершается проектными работами, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций
(Слайд 19) Приведу пример. Посмотрите, как с помощью взрослых дети сделали свои проекты. Проект «Моя семья». Цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребёнка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; интервьюировать членов семьи; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, проявляют творчество и создают свои семейные гербы
(Слайд 20-29) А в ходе подготовки исследовательского проекта «Подари чудо!» в 4 классе дети уже использовали ИКТ технологии и создали презентации «Моя семья».
(Слайд 30- 51) Интересной была работа над проектом по окружающему миру «Школа кулинаров». В ходе работы применялись различные формы работы и в группах и парами, и всем классом. Ребята узнавали из разных источников информацию о полезных и вредных продуктах, самостоятельно покупали продукты и готовили блюда. Выходом проекта были презентации своих работ, дегустация блюд и Дипломы 1 степени в интернет конкурсах
(Слайд 47 - 56) По внеклассной работе, в преддверии Дня 8марта, дети решили написать сочинения о своих мамах, выразить свою любовь к ним подбором и заучиванием стихов, искали пословицы и поговорки, старались узнать, как можно больше о профессиях своих мам. Получился Проект «Моя мама лучшая на свете», который был представлен на классном празднике посвящённому Международному Женскому дню, с приглашением родителей
(Слайды 57 - 60). В канун празднования 70-летия Победы в ВО войне мы решили создать проекты «Ветераны, которыми мы гордимся», «Пионеры - герои», Эти проекты были использованы на классном часе «Наша Победа». Итогами проекта стали: возложение цветов к Мемориалу «Вечный огонь», Торжественная линейка и парад инсценированной песни, работы приняли участие в муниципальном конкурсе «Мир дому твоему»
(Слайды 61) А презентации двух учениц моего класса, стали победителями муниципального конкурса «Герои отечества – наши земляки»
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
Очень важным при организации практической работы я считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё мнение, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. При этом учу отмечать, прежде всего, положительно в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Я не возражаю против оценивания ответов аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. Учу ребят вести диалог друг с другом и с учителем. В классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя анкету: (она у Вас представлена в методической копилке)
При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего.
(Слайд 64 - 66) Групповые проекты детям больше всего нравятся. Так в Проекте при изучении басен И. Крылова, дети заучивали басни и выбирали группу товарищей для инсценирования и изготовления костюмов.
(Слайд 67 - 75) А при работе над следующим Проектом «Сочиним сказку», были поставлены цели: учиться сочинять сказки; учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность, умение работать группой, выступление перед одноклассниками. Так, проект «Сочиним сказку» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде сказочного представления.
(Слайд 76-78) На слайдах представлен Проект «По сказкам А.С. Пушкина», который завершился праздником с театрализованным представлением.
(Слайд 79) Проект «по сказкам Братьев Гримм»
(Слайд 80) Проект «Математическая сказка»
(Слайд 81- 82) В 4 классе на литературном чтении проект «Летописи. Былины. Жития», после изучения данной темы ребята, разделившись на группы, выбрали различные темы для создания проектов «Создание календаря исторических событий», «Жития и летописи Нестора», «Былины об Илье Муромце». Последняя группа обозначила, что Актуальность и практическая значимость проекта заключается в том, что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Выдвинули Гипотезу: что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Богатырь – это пример великого духа русского человека. Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри. Задачи: - научиться работать коллективно; изучить и рассмотреть различные источники информации на тему «Русские богатыри»; дать определение «былины, богатырь»; изучить историю богатырей; подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 4го класса с помощью защиты стендового доклада.
(Слайд 83-84) На уроках ОРКСиЭ также применяем метод проектов, например, при изучении тем «Добро и зло», «Что такое дружба», дети искали сказки, в которых существует добро и зло, сочинили свои сказки о дружбе и представили в виде инсценированного спектакля.
(Слайд 85) 3 этап. Проходит на кружке по ФГОС «Юный исследователь».
В течение 3 лет я веду проектно-исследовательскую деятельность и обучаю её основам своих учеников в рамках кружка «Юный исследователь». Интерес к этому курсу повышается на протяжении всего периода обучения.
Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению
При проведении кружка используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем.
Желание детей узнавать новое выливается в желании участвовать и побеждать в различных конкурсах.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита и презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Для того чтобы обучающиеся могли презентовать результаты своей проектной или исследовательской деятельности в нашей школе разработано положение о школьной конференции школьников.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе носит стимулирующий характер. Обучающиеся получают дипломы участников и победителей в различных номинациях. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городской научной конференции школьников им. Курчатова, которая традиционно проходит в нашем городе
(Слайд 85) На муниципальных Х Курчатовских чтениях, ученица моего 3 - го класса, представила проект: «Поможем вместе», и заняла 1 место. Но этому предшествовала большая работа. На кружке «Юный исследователь» при определении темы для работы над проектом, ею была предложена тема бездомных животных. И началась работа над проектом. На классном часе «Поможем животным», приуроченному сбору корма, для бездомных животных, дети заинтересовались проблемой животных. Начали собирать материал, пословицы, стихи, фотографии, читать литературу, искать объявления от волонтеров.
(Слайд 86 - 87) На уроках технологии были сделаны поделки Оригами кошек и собак, которые были подарены, младшим братьям и сёстрам.
(Слайд 88 - 89) Ребята с удовольствие рисовали плакаты, писали сочинения, и от имени хозяев домашних животных и от имени самих животных. Беседовали со взрослыми о проблемах бездомных животных, активно вместе с родителями принимали участие в сборе кормов
(Слайд 90) И группа детей вместе с родителями решила сама побывать в Озёрском приюте для бездомных животных.
(Слайд 91) На собранном материале, благодаря проектам учеников класса, Машей был разработан, социальный проект «Поможем вместе». На основе этого проекта и добавления материала о новых благотворительных акциях, проведённых в нашем классе и школе, таких как «Организация Новогоднего концерта в детском Озёрском доме», сборе игрушек для онкобольных детей г. Челябинска, сборе макулатуры. Маша написала творческую работу, на Муниципальный журналистский конкурс «Прошу слова!» и заняла 2 место.
В новом учебном году на примере успеха ученицы, уже 10 человек детей моего класса захотели посещать кружок «Юный исследователь» и участвовать в научной конференции. Четверо из них дошли до логического конца и подготовили свои исследовательские работы, которые отличались своими темами, затронутыми в них проблемами, и смогли помочь одноклассникам поучаствовать в мероприятиях организованных для реализации этих проектов.
(Слайд 92 - 94) другой проект «Ход конём по доске школьной программы», заинтересовал детей класса тем, что Маша провела мастер – класс, по обучению детей игры в шахматы. Были проведены в классе соревнования по шахматам и организована встреча с одним из тренеров шахматного клуба и экскурсия. На уроках математики и кружка, Машей были предложены задачи, повышенной трудности с применением игры в шахматы, где, разделившись на мини – группы ребята пытались их решать. А ученик класса после этих мероприятий записался и начал посещать шахматную секцию. На Курчатовских чтениях работа заняла 3 место, а в Международном творческом конкурсе исследовательских работ, проводимом на сайте «Солнечный свет» заняла 1 место.
(Слайд 95 - 98) Например, Ярослава заинтересовалась темой о жизни детей детского дома, прочитав статью в газете «Озерская панорама», «Ау, родители!», обсудив эту проблему, мы решили провести среди учеников 4 классов благотворительную акцию по сбору новогодних подарков и организации Новогоднего концерта. Ярослава составила выступление и презентацию о детском доме и вышла на параллель 4 классов для привлечения учащихся. Акция была поддержана учителями, родителями и детьми. И началась подготовка, в ходе которой были собраны подарки, проведён классный час с представлением проектов «Моя семья», подготовлен концерт, для которого ученики, разбившись на группы, искали стихи, песни, разучивали танцы, составляли сценарий. Концерт состоялся и получился исследовательский проект «Подари чудо!», с которым Ярослава выступила на научной конференции и заняла 2 место. Затем проект и презентация были отправлены на всероссийские конкурсы «Классная работа» и «Педагогика 21 века» исследовательских проектов, получил высокую оценку экспертов и занял 1 место.
(Слайд 99 - 100) Интересный и актуальный проект «О компьютерной зависимости» возник после того, как перейдя в 4 класс, дети все поголовно начали на переменах играть в игры на своих сотовых телефонах. На классном часе была разобрана проблема этой зависимости и ребята начали искать материал - группами, поделились своими мыслями в мини – сочинениях и рисунках. А Кирилл индивидуально занялся изучением возникновения компьютеров и всех проблем, связанных с зависимостью от компьютерных игр. И это дало свои результаты. После прослушанной исследовательской работы и чтения подаренных буклетов ½ ребят класса перестала играть на переменах. Данная работа получила 1 место на муниципальных Курчатовских чтениях и на всероссийских интернет конкурсах «Классная работа» и «Педагогика 21 века» исследовательских проектов, получил высокую оценку экспертов и занял 1 место
(Слайд101-103) Другой проект «Танцы в моей жизни» возник после того как дети класса узнали об увлечении Мирры танцами и были приглашены ею на отчётный концерт студии «Вдохновение», где и танцует Мирра уже 7 лет. Тогда она и захотела рассказать, что значат танцы в её жизни. Проведя классный час «Наши увлечения» детям класса так понравился рассказ Мирры, что они захотели нарисовать рисунки, и разделившись на группы, узнать о видах танцев, собранный материал был помещён в исследовательскую работу. На Курчатовских научных чтениях работа получила 2 место, а на всероссийском конкурсе «Классная работа» исследовательских проектов сама работа и презентация к ней получила высокую оценку экспертов, и занял 1 место.
(Слайд 104) Итак, подводя итоги, можно сказать, что проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем. Благодаря использованию данной технологии обучения повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность, в сочетании с групповой работой в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетается коллективная и индивидуальная деятельность в педагогическом процессе. В классе увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение четырёх лет обучения приняли участие в различных проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов. В классе изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
§ учащиеся класса отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»;
§ 68% учащихся отмечают, что проект был им интересен потому, что выполнялся самостоятельно;
§ 70% стали выше оценивать свои возможности;
§ 23% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе;
§ 12% повысили качество своих знаний;
§ 40% выделяют самым интересным исследовательский этап;
§ 33% - этап обработки материала;
§ 25% - презентацию.
§ На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» младшие школьники отвечают: распределять правильно время, анализировать собственные действия, доводить начатое дело до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.
(Слайд 105) И своё выступления я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
(Слайд 106) Спасибо за внимание. Всем творческих успехов!
(Слайд 107) Изученная методическая литература по теме самообразования
Ø «Учебный проект» Сборник материалов для изучения и анализа. ВИПКРО, 2000г.
Ø «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С.Сергеев, Москва, 2005г.
Ø «Проектная деятельность учащихся в начальной школе» М. К. Господников, Волгоград, 2008г.
Ø «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н. Ю.Пахомова, Москва, 2005г.
Ø «Проектный метод в деятельности учащихся начальной школы» Н. С. Голицина, Москва, 2004г.
Ø «Проектная деятельность и тематическое обучение» Е.В.Козина, доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО
Ø «Метод проектов в рамках курса «Программа здорового питания» С.А. Исаева, Т. А. Ловкова, ВИПКРО
Ø «Метод проектов в начальной школе. Система реализации» Н. В. Засоркин, Волгоград, 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.