ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И ВЗАИМОПРОВЕРКА НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Анцыбор Вера Алексеевна.
Должность: учитель начальных классов.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.И.Кондратенко посёлка Молодёжного муниципального образования Белореченский район.
Возраст: 1-4 класс.
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Раньше работа учителя основывалась на принципе «Делай, как Я!». В основе лежали методы: рассказ, показ, повторение. В соответствии с новыми ФГОС, учителю пришлось выстраивать новую модель работы, взаимодействия и оценивания обучающихся. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Принципиально новым становится сам порядок действий, выполняемых обучающимися на уроке. Теперь они сами должны вычленить проблему, поставить цель и определиться со способами и методами достижения желаемого результата. При этом ребята учатся анализировать выполняемые действия, то есть обучаются самооценке и взаимооценке. Особенно важна эта работа в начальной школе, т.к. до середины второго класса практикуется безот- меточное обучение.
С начала первого класса учитель начинает учить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу (он говорит, что у него получилось хорошо, что особенно хорошо, где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание). Особо важным в учебном процессе является заблаговременное определение критериев или показателей, по которым в дальнейшем ребенок будет анализировать результаты учебной деятельности, своей и одноклассников.
Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.
Как показывает опыт, научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. Важно не допускать сравнения детей на основе односложных выводов: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля, когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.
Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, учитель просит детей обменяться тетрадями и проверить выполненное упраж нение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения. Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Приемы взаимоконтроля
Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
При выполнении письменной работы на группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2 - 3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
При выполнении проекта группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.
В чем особенность? Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять - таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1 - 2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный -, за недочеты - ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверку знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях. К изготовлению карточек для проверки можно привлечь самих обучающихся. Например, попросить подготовить дома карточки по какой - то теме. На одной стороне карточки ребята пишут свое задание. На другой стороне записывается то же задание, но уже выполненное. Естественно, все карточки проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны. Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3 - 4). Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.
Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во - первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во - вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа, способствует их продвижению в личностном развитии.
Список литературы
1. Акатова, Н.И. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России [Текст] / Н.И. Акатова// Материалы педагогической конференции. - Хабали, 2002. - 420 с.
2. Аксамидова, И.Г. Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся [Текст] / И.Г. Аксамидова // Управление школой. - 2003. - №8. - С. 18.
3. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А.Б. Воронцов. - М.: Издатель Рас- сказовЪ., 2002. - 303 с.
4. Куимова, Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников в условиях модернизации образования. [Текст] / Н.С. Куимова // Управление школой. - 2002. - № 1.
5. Липкина, А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» [Текст] / А.И. Липкина // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971.
6. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст] / А.Г. Цукерман.
- Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. - 276 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.