Портфолио учащегося
Оценка 5

Портфолио учащегося

Оценка 5
Работа в классе
doc
20.11.2021
Портфолио учащегося
Портфолио.doc

 

ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ

Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания.

   Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.

   Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.

   Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

   Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

1.                       C чего все началось.
Приказом Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Завершающий этап этой программы - начало массового перехода на профильное обучение в X классах общеобразовательных школ в 2006/2007 учебном году. Итак, с первого сентября 2006 года профильное обучение стало обязательным для всех российских школ. На сегодняшний день в IX классах ведется предпрофильная подготовка. Другими словами, профиль - это учебный уклон. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.


2. Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
3. Философия портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

·  Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

·  Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
4. Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
5. Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

·   поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·   формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
6. Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. \

Портфолио школьника
Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет. В школах разработан и введен Портфолио-9 (для учеников 9 классов), который поможет определиться при выборе профильного класса. Рассмотрим его поподробнее для того, чтобы иметь представление о том, к чему же мы должны будем в конечном итоге стремиться.

                            Портфолио ученика начальной школы
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.
1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.
2. Цели и задачи. (в своем листе)
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
3. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует!

Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

5. Возможный вариант составления портфолио. (в своем листе)
6. Переходя в старший класс.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
7. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ ПОРТФОЛИО

Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь "презентовать себя" - неплоха. Но, к сожалению, очень часто ученик получает указание, что делать, но не получает рекомендаций, как это делать. И что в итоге? "Хотели как лучше, а получилось как всегда"...
1. Мама или я - Новиков Илья?
Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.
2. Лучше меньше, да лучше.
Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметила что многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио. Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
3. Процесс или результат?
Позволю себе еще раз вернуться к важной теме выбора названия для портфолио. Чтобы не быть голословной, предлагаю вам провести простой эксперимент. В его основе простой и надежный способ оценить тип мышления и восприятия действительности человеком - слушать его речь. Но при этом надо обратить внимание не на содержание, а на форму (построение фраз).
ИТАК, ЭКСПЕРИМЕНТ!
Задайте вашему классу простой вопрос: "Представь себе, что приближается твой день рождения. Как ты хочешь, чтобы он прошел?"
Внимательно выслушайте их ответы. Проанализируйте.
Важно! Не предлагать ребенку варианты ответа (это не тестирование) и не задавайте наводящих вопросов.
Возможные варианты ответов детей:
а) "Я бы хотел (хотела) провести его так, чтобы осталось много ярких впечатлений, чтобы остались хорошие воспоминания, чтобы надолго запомнить праздник, чтобы веселья и радости хватило до следующего дня рождения!.."
б) "Я хочу на своем дне рождения увидеть своих лучших друзей, поиграть с ними в интересные игры, чтобы был какой-нибудь сюрприз, чтобы было весело, чтобы был большой вкусный торт со свечами, чтобы мне подарили хорошие подарки!.."
Если вы сравните эти два примера, то увидите, что по сути оба ребенка хотят провести свой день рождения примерно одинаково, но "а" ориентирован на то, что будет в результате, в для "б" больше важен сам процесс.
Проанализируйте ответ вашего ребенка. О чем он говорит? Описывает процесс или ожидает получить результат?
Предположим, что ребенок ориентирован в большей степени на процесс. Тогда не трудно представить, какую реакцию может вызвать у него необходимость постоянно "выдавать результат".
Решение проблемы:
1. Назвать папку просто "Портфолио".
2. Разделы не нумеровать, предложить структурировать портфолио по желанию (в произвольном порядке).
3. Для ребенка, ориентированного на процесс, раздел "Мои достижения" переместить в конец папки, для ребенка, ориентированного на результат - в начало.
4. Информационный вакуум.
Ученики младшей школы обычно с большим удовольствием откликаются на приглашения принять участие в конкурсе, поучаствовать в выставке, выступить на празднике. Но, к сожалению, выбор подобных мероприятий для них не велик. Чаще всего информация доводится до детей через учителя, причем однократно! Простой пример: известная в городе фабрика по производству молочных изделий к своему юбилею объявила конкурс рисунков и сочинений. Информацию раздали по школам. При этом администрация школы, вместо того, чтобы повесить на видном месте объявление, обязала классного руководителя сообщить детям о конкурсе. В результате о мероприятии узнали только те дети, которые в тот момент находились в классе. Остальные пребывали в полном неведении, хотя могли стать потенциальными участниками!
Некоторые рекомендации:

·   Добейтесь (через родительский комитет или попечительский совет), чтобы в школе появился специальный информационный стенд, анонсирующий и освещающий общешкольные, городские и областные мероприятия.

·   Поговорите со школьным библиотекарем. Договоритесь о том, чтобы школьнику была доступна информация о мероприятиях литературные чтения, выставки и конкурсы (рисунков, поделок, сочинений), которые могут быть интересны вашим детям.

·   Найдите в Интернете официальный сайт мэрии города и официальный сайт областной администрации и подпишитесь на рассылку новостей.

·   Предлагайте ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними). Подпишитесь на новостную рассылку и следите за анонсами., проводимых школьной и ближайшей городской детской библиотекой. Очень часто в библиотеках проводятся

Это важно знать
         И в заключение хочу познакомить с информацией, взятой из официальных источников
Тем, кто будет учиться на первой ступени общеобразовательной школы (1-4 классы).
Ко всему сказанному  хочу добавить, что введение портфолио в начальной школе, скорее всего, является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения портфолио и четко определить:

а) цели и задачи портфолио;

б) структуру портфолио и возможность ее изменения по желанию ребенка (родителя);

в) возможность отказа ребенка (или родителя) от ведения портфолио по тем или иным причинам.

Тем не менее, в школы был разослан Приказ Управления Образования от 25.03.10 г., в котором есть информация о том, что руководителям общеобразовательных учреждений необходимо внедрить процедуру учета индивидуальных достижений обучающихся с 01.09.2010 года, а так же разработать процедуру учета индивидуальных достижений обучающихся в электронном виде. Настоящее положение регулирует обязательные требования к портфолио обучающихся 9 классов, материалы портфолио включаются в суммарный образовательный рейтинг обучающегося и  учитываются при зачислении в 10 профильный класс.

Особенности портфолио на первой системе обучения (начальная школа). Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной, творческой, спортивной и прочей деятельности обучающихся.


Скачано с www.znanio.ru

ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания

ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания

Для чего ученику портфолио? "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие…

Для чего ученику портфолио? "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие…

Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией

Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией

Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности

Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности

Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами

Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами

Решение проблемы: 1. Назвать папку просто "Портфолио"

Решение проблемы: 1. Назвать папку просто "Портфолио"

Тем не менее, в школы был разослан

Тем не менее, в школы был разослан
Скачать файл