МКОУ Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2»
Портфолио
Татарниковой Ольги Семёновны
на школьный конкурс
педагогического мастерства
г. Куртамыш
2021год
Содержание
1.Представление - визитная карточка
2. Эссе «Моё педагогическое размышление»
3.Самоанализ за 2014-2020 учебный год
3.1.Актуальность
3.2. Классный руководитель, какой он?
3.3. Показатели духовно-нравственного развития и воспитания
3.3.1. Принципы воспитательного процесса
3.3.2. Воспитательные технологии
3.3.3. Формы работы
4.Участие в работе
5. Результаты работы
6.Заключение
7.Источники информации
8.Приложения
8.1. Диагностики
8.2.Результаты диагностики
8.2.1.Нравственной мотивации
8.2.2. Нравственной самооценки
8.2.3. «Я и моя семья»
8.3.Фото с мероприятий
8.3.1.праздники
8.3.2.классные часы
8.3.3.экскурсии
8.3.4.походы
8.3.5.встречи с интересными людьми
8.3.6.фестивали
8.3.7.проекты
8.4. План воспитательной работы
8.5.Открытое мероприятие
8.6. Социальный проект
8.7.Педагогический проект
8.8.Грамоты
Визитная карточка
Дата рождения: |
20.04.1956 |
Образование: |
Куртамышское педагогическое училище 1975год Шадринский государственный педагогический институт 1979 год |
Специальность: |
Учитель начальных классов |
Общий стаж: |
41 год |
Педагогический стаж: |
41 год |
Стаж работы в данном учреждении |
41год |
Место работы: |
МКОУКуртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2» |
Должность: |
учитель технологии
|
Категория: |
высшая |
Награды, звания |
Отличник народного просвещения от 30.05.1995 |
классный руководитель |
7б класса |
Эссе «Моё педагогическое размышление»
«Есть только один способ проделать
большую работу — полюбить её».
Стив Джобс
Слова Стива Джобса выражают моё отношение к жизни, к работе.
Любовь… возможна ли без неё полноценная жизнь, полноценная работа?
Любовь очень сложно описать, она естественна, как дыхание, но ее отсутствие ощущается мгновенно и остро, как отсутствие кислорода. Когда мать равнодушна к ребенку, дети не заботятся о стариках-родителях. Когда врачу или медсестре безразлична судьба пациента, учитель ненавидит учеников, сиделка не подойдет лишний раз к больному, муж с женой годами не разговаривают друг с другом. Без любви все – ничто.
Кто-то из русских философов сказал, что в нашем климате любовь воспринимается, прежде всего, как тепло. Нам всем хочется получать любовь. Всем хочется тепла. Но, оказывается, принимать любовь может тот, кто умеет отдавать. Вероятно, в любви действует «закон молока», который хорошо знают женщины, кормившие грудью: чем больше отдашь, тем больше прибудет. И начинать любить не поздно никогда.
Много лет назад я сделала свой выбор – стала учителем. И именно любовь даёт мне возможность вот уже 41 год с большим удовольствием, со всей ответственностью нести это звание.
Родилась в семье, где не было учителей. К этой профессии я не стремилась с детства: не было желания играть в школу, не рассаживала кукол, мишек, не учила их читать, писать. И даже, учась в школе, мыслей, что учительство будет моей жизненной стезей, не было никогда. Но после восьмого класса нужно было продолжать учёбу, родители не хотели, чтобы я уезжала из города, поэтому выбор был один: педучилище или сельхозтехникум. Конечно же, педучилище. Как казалось больше подходит девочке, хотя большого энтузиазма там учиться у меня не было. И вот после первого курса начали открываться мои глаза на эту профессию. Меня учили удивительные, блестящие педагоги, некоторые продолжали династию не в одном поколении. Было очень интересно давать первые уроки под умелым руководством методистов - Колотенко В.А., Майорова М.В.,Кочегиной Г.В., учителей базовой школы- Бажко Е.М., Татарниковой Л.В., Козловой Н.М., Кочариной З.И.,Артёмовой Ф.И., которые передали любовь к детям -веру в себя, и о которых вспоминаю всегда с большим уважением, теплотой и любовью.
Придя работать в школу, я встретила опытных педагогов: Кузнецову Н.С., Демиденко К.И., Жолудеву Р.Г., Карелову Н.А., которые были тоже влюблены в свою профессию. Они были моими наставниками. Захотелось стать такой, как они. Именно у них я приобрела такие качества, как пунктуальность, отзывчивость, терпение, любовь к своей профессии.
Быть учителем очень трудно и ответственно, понимаешь это особенно тогда, когда родители провожают своё дитя в первый класс, когда доверяют тебе самое драгоценное, верят в успешность развития и воспитания их, верят, что будут любить их в школе такими, какие они есть. Любить, любить и любить!!! И чтобы на каждого хватило этой любви.
Главное в моей педагогике – создание условий для раннего духовно - нравственного развития ребёнка. Своей работой подтверждаю закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения, умели любить не только свою семью, родных и близких, но и край, где они живут, свою Родину. Вот такими бы я хотела видеть своих учеников. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Если каждый день ты спешишь в школу, чтобы улыбнуться своим ученикам, вселить в них уверенность и каждой клеточкой ощутить необходимость быть здесь и сейчас, значит, ты сделала правильный выбор.
Размышляя о своём жизненном пути, понимаю, что не могу отделить профессиональную деятельность от личной жизни: где бы я не находилась, мои мысли о школе и своей семье переплетаются. Это и есть мой путь к счастью, моя дорога, моя любовь, где вместе с детьми я познаю мир, учу их и учусь сама, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И этот путь бесконечен, и в этом – счастье и смысл моей жизни.
Самоанализ
работы классного руководителя
за 2014-2020 учебный год
« Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит, вырастить угрозу для общества»
Теодор Рузвельд
Актуальность
Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников сегодня занимает важное место в деятельности классного руководителя. Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня. Изменяется и подход в работе классного руководителя, он приобретает некоторые особенности и строится на основе личностно-ориентированного подхода.
В Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения: и говорится, что воспитание – - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде."
Федеральные государственные образовательные стандарты тоже обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В соответствии со Стандартом образования одной из задач является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик т.е. «портрета выпускника школы», который стараюсь формировать, работая по данной модели.
Часы
часы
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации для того, чтобы совместно обеспечить условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. А духовно нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является главной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно- нравственное развитие и воспитание личности в целом неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит их воспитание. И только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться хороших результатов, которые позволят им уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители, учитель, классный руководитель.
Классный руководитель, какой он?
· Человек, который любит детей? да
· Человек мудрый? Да
· Человек с очень богатой фантазией? Да
· Человек, который не делит детей на хороших и плохих? Да
· Человек, который справедлив? Да
· Имеет организаторские способности? Да
Это человек, который не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, если классный руководитель относится к своему делу неформально, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности.
В ходе работы образуется модель основных значимых отношений – взаимодействий личности школьника.
Семья Педагоги-предметники
Педагоги дополнительного образования
Ребенок
Сверстники Классный руководитель
Данная модель в виде квадрата наглядно иллюстрирует основные значимые отношения – взаимодействия личности школьника. По углам квадрата расположены субъекты, с которыми школьник вступает в повседневное общение: сверстники, классный руководитель, педагоги – предметники, семья. С каждым из них у него складываются определенные отношения.
Выделение классного руководителя как отдельного субъекта взаимодействия обусловлено тем, что его роль отличается от роли педагога – предметника. Последний в основном занимается обучением, формирует знания, умения и навыки в области наук, работает по большей части с когнитивной сферой ученика, а классный руководитель воздействует на эмоционально – волевую сферу, создает условия для развития личности школьника, способствует его самосовершенствованию, оказывает педагогическую поддержку.
Если рассмотреть с теоретической точки зрения, то педагогика говорит о том, что классный руководитель развивает:
· духовно-нравственные знания;
· духовно-нравственные отношения, оценки;
· духовно-нравственные переживания;
· духовно-нравственно-волевые устремления;
· духовно- нравственный выбор целей и средств;
· совершение духовно- нравственных поступков;
· проектирование у самого себя духовно-нравственных черт личности.
С точки зрения практики, система работы, выстроенная нами, позволяет достигать целей, сформулированных мною в плане воспитательной работы.
А как лучше организовать воспитательный процесс? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед любым педагогом. Моя воспитательная работа с детьми начинается с того, что я чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты. И это – неотъемлемая часть работы каждого классного руководителя.
Показателем духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет знание педагогом принципов воспитания, педагогических технологий, форм. Он становится компетентным, способным целенаправленно воздействовать на чувства и поведение воспитанников, формируя у них нравственные качества, соответствующие общественным нормам.
Я, как классный руководитель, стараюсь строить воспитательный процесс
на принципах:
Ø Развитие индивидуальных способностей ребёнка
Ø Максимальное развитие личности
Ø Неформальное общение с детьми
Ø Творчество в содержании процесса воспитания
Ø Совместная деятельность школы и семьи
В процессе работы с детьми использую различные воспитательные технологии:
· игровые технологии,
· технологии саморазвития и самовоспитания,
· технология сотрудничества,
· технология проектного обучения
· технология коллективно-творческого дела (КТД) по И.П.Ивановой
Обычно в практике работы классных руководителей реализуется программа мероприятий, которая выстроена по определённой линии:
Первая: система мероприятий, посвященных «красным» дням календаря, связанным с историческими событиями истории нашей страны.
Вторая: система мероприятий, посвященных традиционным внутри школьным или внутри классным событиям различного характера. В школе проходят линейки, посвященные памятным датам, дни Здоровья, трудовые десанты, песенный фестиваль, акции добра.
Третья: мероприятия на основе новых событий истории или в жизни детского коллектива.
Использую интересные формы работы :
классные часы
праздники
экскурсии
беседы
конкурсы
походы на каток
катание на санках
проекты
трудовые десанты
анкетирование
создание фотоальбомов и фотогазет
видеофильмов
С детьми, которые в настоящее время обучаются в 7б классе, познакомилась в 2014 году, когда набирала 1 класс. Было их тогда 21 человек. Все они из разных детсадов, с разных микрорайонов, с разным уровнем воспитанности и подготовки к школе. В классе 4ребёнка были из неполных семей, 6 семей - многодетные, 9 семей малообеспеченных, с изменённой структурой 4 семьи. Стояла большая задача: сплочение детского коллектива, воспитание сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе. Класс оказался не из лёгких: было много разногласий между детьми, часто ссорились, обижали друг друга.
Встаёт вопрос: как лучше организовать воспитательную работу в классе? Как сплотить класс?
Нравственный мир ребёнка изменчив, сложен и находится в развитии. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, найти такие пути и средства, которые помогут найти конкретные вопросы духовно-нравственного воспитания личности школьника. В своей воспитательной работе учитываю, что дети все разные по характеру, с разными индивидуальными особенностями, способностями и склонностями.
Для достижения поставленной цели наметила план работы, и начала с изучения нравственной мотивации каждого, используя диагностические опросы
(приложение 8.1).
Периодическая диагностика качеств духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет
· повысить его эффективность,
· вовремя исправить допущенные ошибки,
· скорректировать недочеты.
Методика «Диагностика нравственной мотивации».
Нравственная мотивация - это то, что побуждает личность подчинять свое поведение определенным нравственным принципам, причем даже тогда, когда это требует от нее немалых усилий. Анкета состоит из 4 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Учащимся предлагается выбрать свой вариант ответа.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность». Полученные результаты опроса отражены в графике. Здесь мы видим уровень нравственной мотивации, с которой ребенок пришел в первый класс (самый низкий показатель 1 балл, самый высокий 4 балла).
Для того чтобы увидеть динамику этого показателя у каждого ребенка нами запланированы исследования в конце каждого учебного года по этой же методике. И вот какие результаты диагностики.
Если в 1кл. с высоким баллом был -0чел., с низким уровнем -11 , то во 2кл. с высоким-8 чел., с низким-5, 3кл.- высокий уровень у 9 детей и низкий у 3-их.
В 4 классе к нам прибыло сразу 8 новеньких ребят, и результат уровня нравственной мотивации немного изменился: высокий уровень - 13, детей с низким уровнем осталось 3чел. (приложение 8.2.1.)
Нравственное развитие предполагает его стремление и умение объективно оценивать отношение людей к окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения.
В 5 классе решила узнать, как ребята оценивают свои собственные поступки, моральные качества, убеждения, мотивы, насколько они удовлетворенности собой. В этом я обратилась к методике нравственной самооценки, которая показала мне уровень в 5-7 классах (приложение 8.2.2.) .Если в 5 кл. высокий уровень был у 17 чел, с низким-2 чел, 6 класс- высокий из 22-у 18чел, и низкий у-3-х ,то в 7 кл. с высоким уровнем- чел.5, со средним-13 и с низким-1.Это говорит о том, что не все могут дать оценку своим поступкам, не сформированы моральные качества. Над этим будем работать в соответствии с планом воспитательной работы (приложение 8.4.) .
Была проведена ещё одна диагностика «Я и моя семья» (приложение 8.2.3.) для определения уровня сформированности семейных ценностей в 5 и 7 классах. Результаты показали: в 5 кл. из 23 человек с высоким уровнем-7. В семьях этих детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям. С низким-9. А это говорит о том, дети в этой в семье чувствуют себя не комфортно, без желания участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.
В настоящее время в 7б классе 11 человек из многодетных семей, 1 опекаемая, 15 из малообеспеченных, 6 человек из неполных семей. И, хотя дети в основном из многодетных и малообеспеченных семей, уровень сформированности семейных ценностей вырос. С высоким уровнем стало уже 16 чел. из 19, а с низким-1.Это говорит о том, что работа ведётся в правильном направлении.
Одной из главных форм работы по воспитанию в любом направлении является классный час. На каждый год обучения планирую цикл классных часов по данному направлению.
Название мероприятия |
сроки |
ответственный |
«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» «Подросток и правонарушения» |
Сентябрь и теч.года |
Кл. рук, соц.п. |
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» «Я – гражданин России» |
В теч.года |
Кл.рук, соц.п. |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» «Поговорим о нравственности». «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью», «Спешите делать добро», «Умей сказать: нет!» |
В теч.года |
Кл. рук, |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть»,», Чужой беды не бывает», « Мы живем среди людей», «Жизнь - высшая ценность человека» «Поговорим о нравственных ценностях» |
В теч.года |
Кл. рук, |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Все дороги ведут к дому», «Моя семья-моё богатство» «Толерантность - дорога к миру" |
В теч.года |
Кл. рук, педагог-психолог |
Акция «Крылья ангела». Конкурс рисунков, посвящённый дню Матери. Изготовление коллажа «Бабушка, мама и я». Просмотр видео клипа. |
ноябрь |
Кл. рук, |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» «Береги своё здоровье» |
В теч.года |
Кл. рук, род. комитет |
Цикл классных часов по ПДД |
В теч.года |
Кл. рук, инспектор ГИБДД |
Дни здоровья, «Почему мы должны есть здоровую пищу?» |
В теч.года |
Кл. рук, |
Цикл кл.часов, посвящённых ВОВ, героям Отечества«День неизвестного солдата» 3 декабря – Всероссийская акция «День Героев Отечества» «Один день блокадного Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Поклонимся великим тем годам!» День памяти жертв терроризма. |
В теч.года |
Кл. рук, род. комитет
|
Цикл классных часов, посвящённых родному краю: «С чего начинается Родина?» экскурсия, «Край родной, как ты чудесен!», «Служение земле» |
В теч.года |
Кл. рук, род. комитет |
Проведение праздников помогает мне сплочению не только класса, но и их родителей. Проходили праздники посвящённые датам календаря : день Знаний, встреча Нового года, день Отечества, 8 марта, день Победы и такие, которые стали нашей традицией: «День именинника», «Дом, в котором я живу», прощание с прошедшим учебным годом. С 4 класса стало традицией отмечать Новый год на природе: или это лыжная база, или стадион. Здесь тоже мне во многом помогают в организации родители и сами принимают участие в роли разных героев (приложение 8.3.1.).
Познавательные экскурсии, (приложение 9.3.3.) направленные на развитие познавательных интересов, приобщение их к культурным ценностям прошлого нашего города:
· экскурсия на конный двор в с. Шмаково: знакомство и с профессией коневод, и с породами лошадей, и разнообразием животных;
· на швейную фабрику познакомиться с профессией швеи и продукцией изготовления;
· в село Верхнее с целью знакомства развития животноводства и растениеводства в районе;
· в пожарную часть.
Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни. Поэтому одно из главных мест в плане воспитательной работы занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Это и Дни здоровья, весёлые старты и прогулки в парк, на природу, совместные катания на санках, коньках с родителями, курсы «Полезные привычки», «Правильное питание», направленные на оздоровление, воспитание у них ценностного отношения к своему здоровью и стремление вести здоровый образ жизни.
Походы на природу в начале каждого учебного года тоже стали уже традицией и с большим нетерпением ждём их (приложение 8.3.4.)
Встречи с интересными людьми (приложение 8.3.5.)
· Запомнились ребятам встречи с Артёмом Юровым из Юргамыша. Мальчик с ограниченными возможностями, увлекается вырезыванием из бумаги любых животных по воображению и создал свой театр теней. Он добился уже больших успехов в этом направлении. Встречу организовала бабушка нашей ученицы Лолиты Ласкутниковой. Цель- показать ребятам, что жизнь прекрасна и можно найти увлечения даже в том случае, если у тебя есть ограничения по здоровью.
· встречи и с ветеранами и неожиданная мимолётная встреча с губернатором нашей области Шумковым В.М.
Песенный фестиваль (приложение 8.3.6.)
С каким воодушевлением идёт подготовка: продумывание песни, костюмы, инсценирование. И вновь на помощь идут родители. И опять все вместе.
В 1 классе фестиваль - «Нас песня к победе вела», посвящённый 70-летию Победы.
2 класс – посвящён году кино
3класс - «Это наша с тобою страна, это наша с тобой биография»
4 класс – «Родительский дом, начало начал»
5 класс – «Школьные годы чудесные»
6 класс - «Поклонимся великим тем годам», к 75 –летию Победы.
Принимали участие в районном фестивале «Рождественская звезда». Получили грамоты в номинации чтение стихов и пение.
Технология исследовательской и проектной деятельности широко применяется в воспитательной работе, при которой учащиеся самостоятельно приобретают знания. Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время, оказалось наиболее эффективным. И здесь проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей (приложение 8.3.7.).
На уроке окружающего мира познакомились с растениями нашего края. Ребята очень удивились, что у нас растёт клюква. Решили написать проект по данной теме и представить его в районном конкурсе. А потом уже появился сам праздник, к которому готовились все дети вместе с родителями. Получилось очень интересно.
В 5 классе стала замечать, как взаимопонимания между детьми и их родителями в классе становятся более сложными. Дети, да и сами родители, теряют значение семейных ценностей.
Почему это происходит? И поняла, родители больше погружаются в рутину своих семейных забот и проблем, стали меньше интересоваться школьной жизнью своих детей.
Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
От того, какие взаимоотношения сложились в семье, зависит мировоззрение человека, его жизненные принципы, его взаимодействие с окружающим миром, отношения с людьми. Не случайно немецкий гуманист 15 века Себастьян Брандт писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему».
Родители - первые воспитатели, наставники своего ребенка. И от того, какой пример они покажут, какие ценности сформируют, чему научат своего ребенка, напрямую будет зависеть его счастливое будущее. Очень важно именно в детстве сформировать у детей отношение к семье как основе основ, научить уважать старшее поколение и заботиться о младшем, быть ответственным за себя и за членов своей семьи, совершать лишь добрые поступки, быть достойным членом общества.
Появилась идея: подготовить проект по теме «Семейные ценности и традиции в семье – неотъемлемая часть духовного воспитания», цели которого: формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности.
Наметила задачи:
· повысить престиж и ценности семейного образа жизни путём совершенствования информационной, просветительской, социальной деятельности, направленной на освоение семейных ценностей;
· для определения путей формирования семейных ценностей у школьников необходимо определить понятие ценностей; значимость семьи в жизни каждого человека, определить их роль в семье;
· узнать, как традиции влияют на взаимоотношения в семье;
· постараться привлечь и приблизить родителей к школьной жизни своих детей;
· способствование культуре общения членов семьи;
· развивать интерес к истории своей родословной, составить генеалогическое древо.
А когда узнали о районном конкурсе социальных проектов, то решили принять в нём участие по теме «Семейный герб», в результате 1 место (приложение 8.6.)
А в 6 классе решила всё это объединить и подготовить «Педагогический проект» (приложение 8.7.)
Эффективность воспитания ребенка будет зависеть ещё и от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. И поэтому для выполнения основных задач духовно – нравственного воспитания очень важно в школе сделать родителей и членов семей школьников соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Работа с родителями - это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Ведь именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Регулярно проводятся родительские собрания на актуальные темы: «Школа-дом-одна семья», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!», «Семейные традиции и способность ребенка трудиться», «Семейные ценности - основа школьной успешности».
Часто проводились совместные дела родители и дети:
· помощь в подготовке и проведению праздников, походов, экскурсий;
· участие в городском конкурсе на лучшую снежную фигуру;
· на лучшую ёлочную игрушку (фото в приложении);
· организация встреч с интересными людьми, походов и экскурсий;
· семья Макаровых приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса « Семья года» в номинации «Молодая семья» 2020г. (представлен альбом)
Принимаю участие в работе
v методического объединения классных руководителей школы
v педагогическом совете
v ШМО
v РМО
v В конкурсах проектов и исследовательских работ
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен «За всё» и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию.
Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами: (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2)
https://infourok.ru/ , «ПроШколу», https://multiurok.ru/invormasia/ «Открытый класс» и т.д. с методическими разработками различных мероприятий.
Каковы же критерии успешности нравственного образования
§ Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
§ Результаты исследования формирования классного коллектива – рост активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
§ Снижение агрессивности поведения учащихся детей и подростков, профилактика криминализации подростково - юношеской среды.
§ Повышение компетентности детей и подростков в области нравственности.
§ Формирование у детей и подростков ответственности за свое здоровье
Результаты работы
Важным направлением моей работы является выявление и поддержка талантливых и одарённых учеников. Наиболее распространенными и отработанными формами отбора талантливых и одарённых школьников остаётся внеурочная деятельность. Достижения в конкурсах различного уровня, конференциях стали стимулом для моих учащихся, поддержкой серьёзного интереса к проводимым мною занятиям.
Результаты участия обучающихся в конкурсах по данному направлению
Учебный год |
Название мероприятия |
Статус мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный,) |
Ф.И.О. обучающегося |
Результат участия
|
2018 |
Фестиваль «Рождественская звезда» |
районный |
Баркова Виктория |
2 место |
2018 |
Фестиваль «Рождественская звезда» «Пение» |
районный |
группа класса |
2 место |
2018 |
Конкурс чтецов «Россия-Родина моя» |
районный |
Баркова Виктория |
2 место |
2018 |
Конкурс снежных фигур |
городской |
5б класс |
Благодарственное письмо |
2018 |
Конкурс социальных проектов |
районный |
5 б класс |
1 место |
2019 |
Конкурс ёлочных игрушек |
районный |
6б класс |
Благодарственное письмо |
2020 |
Онлайн фотоконкурс «Краски осени» |
районный |
Макаров Роман |
лауреат |
2020 |
Онлайн конкурс рисунков «Мы против наркотиков» |
районный |
Макаров Роман |
участник |
2020 |
Конкурс детского творчества «Портрет любимой мамочки» |
муниципальный |
Макаров Роман |
участник |
2020 |
Фотоконкурс «Первый снег» |
районный |
Макаров Роман |
1 место |
2020 |
Онлайн марафон «Доброту сердца – людям» |
муниципальный |
Макаров Роман |
Диплом участника |
Практическое представление собственного педагогического опыта
по данному направлению
Год |
Форма представления |
Тема опыта |
Статус мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный, международный) |
2018 |
Выступление |
Проект как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника" |
Региональный |
23.102018 |
проект из опыта работы |
N 1054599 Победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Конкурсная работа: проект по ОРК и СЭ. Тема «Моя семья-моё богатство». |
Всероссийский |
29.062018 |
Методическая разработка |
Награждается победитель Всероссийского конкурса в номинации Внеклассное мероприятие Конкурсная работа: Праздник «Дом, в котором я живу». Диплом N 875440 Результат участия в конкурсе по заявке N 874209 |
Всероссийский |
29.062018 |
Из опыта работы |
победитель Всероссийского конкурса в номинации Лучшее из опыта работы Конкурсная работа: Из опыта работы "Проект как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника" Диплом N 875439 Номер заявки 874199 |
Всероссийский |
30.092018 |
Методическая разработка |
Инфоурок Конкурс к 8 марта «А, ну-ка, девочки»" № ЦЯ89248097 |
Всероссийский |
Результаты профессионального саморазвития
по данному направлению
Наименование учреждения и сроки прохождения курсов |
Форма курсов (ТК, ДК, ИК) |
Тема курсов (наименование программы повышения квалификации) |
Результат участия в курсах (в том числе «продукты», созданные в рамках курсов) |
26.12.2018 |
педагогический-кубок.рф Всероссийской блиц-олимпиады |
участие в олимпиаде: Портфолио педагога в условиях ФГОС |
победитель (I место) |
08.10.2018 |
Образовательный форум «Знанио» |
Педагогический медианар по теме «Здоровье педагога, как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса |
свидетельство |
13.02.2019
|
|
Олимпиада «Самообразование педагога – необходимый ресурс педагогического мастерства» |
победитель (1 место
|
03.01.2019 |
Номер участника: 1274692 |
Тест: Портфолио педагога – эффективный метод оценки его профессионализма |
Результат: 1 место |
2019 |
ГАОУ ДПО ИРОСТ Дружинин |
Курсы классных руководителей |
Сертификат ? |
Участие в вебинарах муниципального, регионального и федерального уровней.
дата |
Название темы |
Статус мероприятия(муниципальный, региональный, федеральный, международный |
08.10.2018 |
Образовательный форум «Знанио» Педагогический медианар по теме «Здоровье педагога, как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса |
федеральный |
15.01.2021 |
«Внеурочная деятельность в дистанционном формате: проблемы, перспективы, решения». ГАОУ ДПО ИРОСТ старший преподаватель кафедры педагогики Кеппер Н.Н. |
региональный |
15.01. 2021 |
«Организация работы с родителями в дистанционном режиме». ГАОУ ДПО ИРОСТ старший преподаватель кафедры педагогики Кеппер Н.Н. |
региональный |
Работа по самообразованию учителя по данному направлению
Тема по самообразованию |
Содержание деятельности |
Сроки работы над темой |
Форма представления (результат) |
«Нравственное воспитание – основа духовного развития человека» |
Всероссийская блиц олимпиада «Портфолио педагога в условиях ФГОС»
|
26.12.2018
|
1 место диплом №1251499
|
|
Всероссийская блиц олимпиада «Самообразование педагога – необходимый ресурс педагогического мастерства» |
Дата участия 26.12.2018 |
Победитель 1 место № диплома 1251623 |
|
«Знанио» Всероссийские педагогические тестирования "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: метод проектов" |
12.06.2018 |
Сертификат отличия I степени №238156 |
|
Всероссийская педагогическая олимпиада«Проектная деятельность учителя основного общего образования» |
14.02.2019 |
Победитель 1 место диплом No 1392327 |
|
Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» «Педагогические технологии для реализации требований ФГОС» |
13.02. 2019 |
Победитель 1 место № диплома ДО986784 |
|
Разработка педагогического проекта по теме «Семейные ценности – часть духовно-нравственного воспитания» |
ноябрь 2018- май 2019 |
Педагогический проект. Разработка праздника «Дом, в котором я живу». Результаты диагностики обучающихся 5б класса и их родителей. |
Заключение
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что работа в рамках духовно-нравственного воспитания в нашем классе ведётся:
- результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников показывают, что есть положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям, снижается агрессивность поведения детей, повышается компетентность подростков в области нравственности.
Но, несмотря на планомерную работу, есть проблемы, которые ещё предстоит решать. Не все ребята в моём классе являются успешными, относятся к «трудным детям». Этим детям стараюсь уделять особое внимание, привлекаю их обязательно к участию в классных и школьных мероприятиях, посещаю их семьи, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Как классный руководитель стараюсь помочь им в преодолении трудностей.
Есть проблемы и в работе с родителями: чем старше становятся дети, тем меньше они идут на контакт общения, реже посещают школу. Поэтому работа с родителями тоже будет продолжаться.
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка», - отмечал В.А. Сухомлинский. Такого принципа придерживаюсь и я в своей работе.
Есть работы естественные и неестественные из повести («Отчаянная осень» Галины Щербаковой). Есть работы, которые вытекают из самой природы человека. Они самые радостные, их приятно делать. Наша работа из всех естественных самая естественная. Ибо каждый человек уже от природы немного учитель. В каждом из нас есть педагогическая жилка. Она дана нам как голос, как слух, как способность мыслить. И вот мы с вами хитрецы, взяли на себя радость всего-навсего управлять этим прекрасным процессом передачи знания и опыта. Мы взяли на себя труд открывать двери тому, что само уже пришло. И нет на свете ничего легче, чем открывать двери. Нам повезло во времена сложные и путанные делать человеческую работу – учить и воспитывать, открывать двери и показывать путь… .
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами известного английского педагога Александра Нейлла: «Я не лидер и не хочу им быть, моя награда - не в похвалах, не в титулах, а просто в радости, которую мне доставляет работа, выполняемая мною с душой и энергией».
Источники информации
1.Булкина Л. С. Классный руководитель и духовно-нравственное воспитание школьников ООО ≪Издательство Молодой ученый≫, 2017
2.Горшкова Т. В. Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы) ООО ≪Издательство Молодой ученый≫, 2017
3.Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Сyberleninka.ru. URL: http://cyberlen-inka.ru/article/n/klassnyy-rukovoditel-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov
4.Методика диагностики нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева)
5. Методика диагностики нравственной мотивации (С. Ф. Сироткина)
6.(http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2)
https://infourok.ru/ «ПроШколу», «Открытый класс»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.