Портфолио как форма представления результатов профессиональной деятельности учителя

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 06.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности. Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха.
Иконка файла материала Портфолио как форма представления результатов профессиональной деятельности учителя».doc
Тема: «Портфолио как форма представления результатов профессиональной деятельности учителя» Во все времена было важно не только обладать широкими знаниями и   прочными навыками,   но   и   уметь   "преподнести"   себя,   показать   все   знания   и   навыки,   которыми   ты обладаешь.   И   в   точности   давно   известной   всем   поговорки   "Встречают   по   одёжке,   а провожают по уму" можно, пожалуй, и усомниться. Вспомним мудрые слова А.П. Чехова: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".  Общее   среднее   образование   является   основным   приоритетным   направлением   в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями   образования,   приемами   психолого­педагогической   диагностики,   способами самостоятельного   конструирования   педагогического   процесса   в   условиях   конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.  Проблема   становления   и   развития   профессионализма   является   общественно­ государственной   проблемой,   решению   которой   отводится   приоритетное   направление.   Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.  Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионализма педагогов — формирование исследовательской культуры. Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками   выступает   обязательным   условием   его   формирования   как   педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно   говорить   о   качественном   образовании,   так   как   качество   образования   —   это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. У   учителя   должно   быть   «досье   успехов»,   в   котором   отражается   все   радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя.  Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса. 1Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть  изобретение  ХХ  века.  В  прошлом  веке   итальянским  словом   “портфолио”  называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только   составить   себе   впечатление   о   качестве   работы,   но   и   о   профессиональном   пути претендентов.  Портфолио   учителя,   по   мнению   Питера   Зелдина,   автора   книги   «The  Teaching Portfolio»,   есть   очередной   этап   в   развитии   профессии.   В   свое   время   в   портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.  Идея   применений   портфолио   в   школе   пришла   из   Соединённых   Штатов,   где   она возникла в 80­х годах, а в конце 80 ­ начале 90­х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80­х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций   и   книг,   посвященных   идее   портфолио   в   обучении,   за   короткий   срок   резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым. Портфолио учителя ­ индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные   достижения   в   образовательной   деятельности,   результаты   обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Основной смысл ­ «показать всё, на что ты способен». Основная   цель   портфолио   ­   проанализировать   и   представить   значимые   достигнутые   учителем   в   разнообразных   видах профессиональные   результаты, воспитательной,   творческой,   самообразовательной   деятельности,   обеспечить   мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:  повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;  своевременной   фиксации   реальных   изменений   и   роста     профессионального мастерства педагога. Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его   способности   овладевать   новыми   технологиями,   адаптироваться   к   изменяющимся условиям   труда,   поэтому   важно   использование   технологии   «портфолио   учителя»   для педагогического коллектива. 2Поэтому создание своего портфолио, как одного из свидетельств профессионализма и результатов педагогической деятельности, как нельзя кстати сейчас:      для прохождения очередной аттестации,  для устройства на работу,  для презентации на родительском собрании,  для саморазвития, самообразования и повышения самооценки. Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде папок,   картотек,   коробок,   то   есть   предоставляется   полная   свобода   и   присутствует инициатива, при единственном требовании ­ удобство хранения. Педагоги   нашей   школы   ведут   постоянную   работу   по   обновлению   содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме.   Результаты   этой   работы   обобщаются   на   заседаниях   школьных   и   окружных методических объединений. В 2012­2013 учебном году в школе разработано положение о портфолио   учителя.   У   каждого   учителя   школы   имеется   научно­методическая   папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях,   ходе   работы   над   исследовательской   темой.   Педагогами   школы   созданы  паспорта своих кабинетов. Портфолио учителя очень индивидуален. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Портфолио лучше всего делать электронным, чтобы его можно было редактировать и дополнять. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных   особенностей   учителя.   Важно,   чтобы   учитель   проанализировал   свою работу,   собственные   успехи,   обобщил   и   систематизировал   педагогические   достижения, объективно   оценил   свои   возможности   и   увидел   способы   преодоления   трудностей   и достижения более высоких результатов. Составленный   мною   портфолио   имеет   комбинированный   тип.   Его   созданию предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение нескольких лет,   что   практически   позволяло   идти   в   ногу   со   временем,   меняться   вместе   со   всем образовательным сообществом. 3Приступая к созданию «Портфолио», я создала папку, назвав ее «Портфолио». Затем в   этой   папке   создала   несколько   папок,   назвав   их   по   разделам,   систематизируя   весь накопленный материал:      «Общие сведения об учителе»;  «Результаты педагогической деятельности»;  «Научно­методическая деятельность»;  «Внеурочная деятельность по предмету»;  «Работа в качестве классного руководителя». На   первой   странице   портфолио   указаны   фамилия,   имя   и   отчество,   должность. Следующая страница содержит содержание портфолио.  В разделе “Общие сведения об учителе” указано образование, квалификация, общий стаж   работы   и   стаж   работы   по   специальности;   помещена   уменьшенная   копия   страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации; копии документов   о   прохождении   курсовых   переподготовок,   награды,   участие   в   различных конкурсах.  В   разделе   «Результаты   педагогической   деятельности»   имеются   соответствующие данные за несколько лет, которые я получила при систематическом анализе за четверть, полугодие и год, указан уровень обученности, % качества.  Раздел  “Научно­методическая   деятельность”   содержит   сведения   о   работе   в методических объединениях (школьных и районных), семинарах, формы и темы курсовой подготовки, публикации в профессиональных изданиях. К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету отнесены достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном.  В раздел «Работа учителя как классного руководителя» входят: ­  анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса; ­  уровень воспитанности учащихся класса; ­информация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях     социальных проектах; ­ разработки классных часов и родительских собраний. Разработанный   мною   портфолио,   позволяет   учитывать   результаты,   достигнутые   в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской. Он   ясно   представляет   умение   решать   задачи   моей   профессиональной   деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Материал, представленный в 4портфолио, помогает мне установить связи между прошлым и настоящим опытом, между настоящими достижениями, «точками роста» и планируемыми результатами в будущем. Использованные источники: 1. Новикова   Т.Г.   Использование   портфолио   в   практике   российской   школы.// Педагогическая техника ­2006 №3 2. Новикова   Т.Г.,   Прутченков   А.,   Пинская   М.   Портфолио   учащихся   в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. ­ №1, 2007 3. Журнал   «Информатика   и   образование»,   «Проблемы   и   перспективы использования технологии е­портфолио в подготовке педагогических кадров», Иманова О. А., Смолянинова О. Г. ­ № 6, 2012 4. http://festival.1september.ru/articles/526399/ 5

Посмотрите также