Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха.
Тема: «Портфолио как форма представления результатов профессиональной
деятельности учителя»
Во все времена было важно не только обладать широкими знаниями и прочными
навыками, но и уметь "преподнести" себя, показать все знания и навыки, которыми ты
обладаешь. И в точности давно известной всем поговорки "Встречают по одёжке, а
провожают по уму" можно, пожалуй, и усомниться. Вспомним мудрые слова А.П. Чехова: "В
человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в
образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в
«новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и
технологиями образования, приемами психологопедагогической диагностики, способами
самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной
практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно
государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не
случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и
навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность —
умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию,
умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Учитель
является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют
от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою
очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионализма
педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими
навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического
субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом
можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это
показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
У учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное,
интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя.
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”,
пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
1Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собрания работ не
есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом “портфолио” называли
альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой
“портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на
строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не
только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути
претендентов.
Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching
Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии. В свое время в портфолио
воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.
Идея применений портфолио в школе пришла из Соединённых Штатов, где она
возникла в 80х годах, а в конце 80 начале 90х годов начался настоящий бум. Применение
портфолио в школах с середины 80х годов принимает лавинообразный характер. Число
публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко
возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио учителя индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные
профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения,
воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России
за определенный период времени.
Основной смысл «показать всё, на что ты способен».
Основная цель портфолио проанализировать и представить значимые
достигнутые учителем в разнообразных видах
профессиональные результаты,
воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг
профессионального роста учителя.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также
объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам
учебного года;
своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального
мастерства педагога.
Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от
его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся
условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для
педагогического коллектива.
2Поэтому создание своего портфолио, как одного из свидетельств профессионализма
и результатов педагогической деятельности, как нельзя кстати сейчас:
для прохождения очередной аттестации,
для устройства на работу,
для презентации на родительском собрании,
для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.
Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной.
Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде
папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует
инициатива, при единственном требовании удобство хранения.
Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания
образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в
рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной
теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и окружных
методических объединений. В 20122013 учебном году в школе разработано положение о
портфолио учителя. У каждого учителя школы имеется научнометодическая папка
(портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его
достижениях, ходе работы над исследовательской темой. Педагогами школы созданы
паспорта своих кабинетов. Портфолио учителя очень индивидуален. Кроме этого большую
роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой
оно создается.
Портфолио лучше всего делать электронным, чтобы его можно было редактировать и
дополнять.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от
индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою
работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения,
объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и
достижения более высоких результатов.
Составленный мною портфолио имеет комбинированный тип. Его созданию
предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение нескольких
лет, что практически позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем
образовательным сообществом.
3Приступая к созданию «Портфолио», я создала папку, назвав ее «Портфолио». Затем
в этой папке создала несколько папок, назвав их по разделам, систематизируя весь
накопленный материал:
«Общие сведения об учителе»;
«Результаты педагогической деятельности»;
«Научнометодическая деятельность»;
«Внеурочная деятельность по предмету»;
«Работа в качестве классного руководителя».
На первой странице портфолио указаны фамилия, имя и отчество, должность.
Следующая страница содержит содержание портфолио.
В разделе “Общие сведения об учителе” указано образование, квалификация, общий
стаж работы и стаж работы по специальности; помещена уменьшенная копия страницы
диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации; копии
документов о прохождении курсовых переподготовок, награды, участие в различных
конкурсах.
В разделе «Результаты педагогической деятельности» имеются соответствующие
данные за несколько лет, которые я получила при систематическом анализе за четверть,
полугодие и год, указан уровень обученности, % качества.
Раздел “Научнометодическая деятельность” содержит сведения о работе в
методических объединениях (школьных и районных), семинарах, формы и темы курсовой
подготовки, публикации в профессиональных изданиях.
К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету отнесены достижения в
мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном.
В раздел «Работа учителя как классного руководителя» входят:
анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
уровень воспитанности учащихся класса;
информация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях социальных
проектах;
разработки классных часов и родительских собраний.
Разработанный мною портфолио, позволяет учитывать результаты, достигнутые в
разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской.
Он ясно представляет умение решать задачи моей профессиональной деятельности,
выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Материал, представленный в
4портфолио, помогает мне установить связи между прошлым и настоящим опытом, между
настоящими достижениями, «точками роста» и планируемыми результатами в будущем.
Использованные источники:
1.
Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.//
Педагогическая техника 2006 №3
2.
Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в
профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование.
№1, 2007
3.
Журнал «Информатика и образование», «Проблемы и перспективы
использования технологии епортфолио в подготовке педагогических кадров», Иманова О.
А., Смолянинова О. Г. № 6, 2012
4.
http://festival.1september.ru/articles/526399/
5