Портрет Печорина как отражение целого поколения 30-х годов XIX века
Оценка 4.9

Портрет Печорина как отражение целого поколения 30-х годов XIX века

Оценка 4.9
docx
14.12.2022
Портрет Печорина как отражение целого поколения 30-х годов  XIX века
Методическая разработка урока.docx

 

Методическая разработка

урока русского языка

 

Тема: « И это все о нем… Причастие»

(Обобщение и повторение по теме «Причастие»)

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Тема урока: «Обобщение и повторение по теме « Причастие»».

 

Класс: 7  класс.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий.

 

Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.

 

Задачи урока:

Образовательные УУД:

-  повторение и обобщение  сведений  о морфологических особенностях   причастия, его синтаксической роли;

- совершенствование   пунктуационных  навыков  при причастном обороте;

- повторение  правописания  суффиксов причастий;

- орфографический повтор написания причастий;

- закрепление умения работать с текстом.

 

Развивающие УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. 

 

Воспитательные УУД:

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

 

Виды деятельности:

- устная и письменная

- индивидуальная и коллективная

-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная

 

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

 

Оборудование  и  материалы  к  уроку:

- текст для анализа «Хризантема» (источник: https://culture.wikireading.ru/4388;

- учебник: Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова,

  В.И.Капинос и др.; под ред. М. М.Разумовской,  П.А. Леканта. –  М.:Дрофа,2019;

- рабочая тетрадь;

- листы бумаги А4, цветные маркеры;

- интерактивная презентация к уроку средствами SMART Notebook.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

 

Технологии,

методы, формы

обучения

 

Содержание

урока

 

 

Деятельность учителя

( обоснование деятельности)

 

Деятельность обучающихся

(ожидаемый результат)

 

Организационный

этап.

 

 

 

 

 

 

 

Актуали-зация, целепола-ание, мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Актуализация  опорных знаний и умений по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобще -ние

 и повторе-

ние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль и самопроверка знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее

задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Причастие». В заключении нам необходимо подвести итоги.  Как  это сделать, мы решим вместе  (повторить все то, что мы знаем о причастии, обобщить знания об этой части речи и применить их на практике).

- Запишите  число и тему  урока в рабочую тетрадь.

 

 

 

СЛАЙД 1.

 

-  Скажите, а  что значит «обобщить»? (показать общие результаты работы, систематизировать полученные знания).

- Это нелегкая задача – охватить и систематизировать сразу весь основной материал.  Каковы  ваши предложения по решению данной проблемы?  (составить план действий).

« Мозговой штурм».

 

- Что  будет из себя представлять наш план? (распределение знаний о причастии по темам, изученным ранее):

 

СЛАЙД 2.( цветы выдвигаются)

1. Признаки прилагательного и причастия.

2. Действительные и страдательные причастия.

3. Причастный оборот.

4. Причастия полные и краткие.

5. Н и НН в страдательных причастиях.

6. НЕ с причастиями.

7. синтаксическая роль причастий.

 

- Так как работа предстоит большая, то я предлагаю разделиться на группы в соответствии с нашим  планом, где каждая   группа  продемонстрирует нам свои знания о причастии. (6 групп  по 4 человека(2 парты), в которую входят обучающиеся с разным уровнем обученности). Каждый из вас несет ответственность за всю команду, но вы молодцы, и все у вас получится!

 

 

 

- Скоро весна, а значит,  наступит День 8 Марта! Как приятно получить в подарок  от родных и близких букет  цветов! Не обязательно ждать розы. Я, например, люблю  хризантемы.

- Что это за цветы?

- К сожалению, мы очень мало знаем про этот нежный и красивый цветок.  Но я вам помогу. Информацию о хризантеме можно найти в Интернете.

По ходу чтения можно отмечать встретившиеся причастия: выделять маркером или подчеркивать ручкой.

 

СЛАЙДЫ 3,4,5,6.

 (чтение текста « Хризантема», который раздается каждому).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

 

Одновременное выполнение заданий.

Задание 1 (общее).

 Выпишите   причастия из текста на  лист  бумаги, а также  выделите  их маркером в тексте для  быстрой ориентировки.  После  выполнения задания примените метод « Синтез идей» (обмен  листами  с выполненным заданием с другой группой. Ошибки   или недостаточное  количество причастий  в работе «соседей» исправляются   или  дописываются и возвращается обратно).

 

СЛАЙД 7(«Шторка», сверху вниз)

 

Задание 2 для «делегатов» (по 1 от каждой команды. Приглашаются учащиеся с низким уровнем обученности)

свериться с интерактивной таблицей.

 

СЛАЙД 8(признаки распределяются по столбцам, выдвигаются).

 

Определить    и записать на доске признаки прилагательного и причастия.(Любой желающий).

Задание выполняется одновременно с работой в группах

 

 

 

 

 

Задания по группам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 Работа групп, их ответы в качестве сопровождения демонстрируются на слайдах презентации.

 

1 ГРУППА

1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?

2.  Распределить причастия на 2 группы, указывая  их суффиксы. 

 

СЛАЙДЫ 10, 11.

 

2 ГРУППА

1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?

2. Определить форму страдательных причастий, доказать  и образовать  соответствующую полную или краткую. Суффиксы  причастий выделите.

 

СЛАЙД 10.(работа с маркером)

 

3 ГРУППА

1. Что вы знаете о  причастном обороте?

2. Укажите  предложения с причастными оборотами в  Легенде о хризантеме. Обозначьте и объясните знаки препинания.

СЛАЙД 11.

 

 

4 ГРУППА

1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?

2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.

 

СЛАЙД 12.

 

 

5 ГРУППА

1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?

2.  Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.

 

СЛАЙД 13.

 

 6 ГРУППА

1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.

 

СЛАЙД 10.(работа с маркером)

 

- Итак, мы завершаем разговор о  причастии. В заключении я предлагаю вам устроить «Интервью» на тему «Все о причастии» (принцип работы заключается в диалоге двух учащихся по схеме : вопрос- ответ).  В качестве корреспондента и приглашается желающий из каждой группы.

«Микрофон».

 

Скажите, наша цель, поставленная в начале  урока, достигнута?

 

 

 В качестве домашнего задания предлагаю составить кластер

«Причастие»,  тест по теме «Причастие» (презентация или текстовый документ) или выполнить задания к тексту.

( по выбору)

 

 

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, задает тон урока проверяет готовность рабочего места ученика, формирует навыки правильной организации труда.

 

Концентрирует внимание и подготавливает к работе; Мотивирует к учебной деятельности, обеспечивает понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, способствует решению проблемной ситуации и применение ситуации выбора, активизирует логическое мышление, повышает речевую активность, увеличивает степень самостоятельности и ответственности в принятии решений  в работе,

Формирует способность к самостоятельному умозаключению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительно подкрепляет учащихся,  дает  оптимистический настрой для дальнейшей работы, обеспечивает благоприятный психологический фон, стимулирует познавательную  активность, способствует созданию ситуации успеха, вовлекая каждого обучающегося в процесс урока.

 

 

 

Предотвращает усталость и утомляемость, реализует межпредметные связи, повышает интерес и активность на уроке, осуществляет практическую деятельность, активизирует зрительное и слуховое восприятие, меняет речевую деятельность, формирует навык устной монологической  речи. концентрирует внимание, активизирует мыслительные

процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  критического мышления;

развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач; формирует навык самоконтроля,  совершенствует наблюдательность, активизирует навык анализа текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет индивидуальных особенностей  обучающихся и дифференцированный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизирует произвольное внимание, осуществляет положительное эмоциональное подкрепление.

 

 

 

 

 

 

 

Формирует самостоятельность мышления, способность к самостоятельному умозаключению. Повышает интерес к работе, формирует навыки диалогического общения. Развивает регулирующий компонент учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учит  задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока  и изучаемого раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают разные варианты приходят к общему выводу.

 

 

Записывают в рабочую тетрадь число и тему урока.

 

 

 

Определяют значение слова.

 

 

 

Предлагают варианты систематизации,

выслушивают мнения одноклассников, доказывают свою точку зрения и  совместно определяют план дальнейших действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединяются в группы, настраиваются на работу.

 

 

 

 

Принимают  похвалу.

 

 

 

 

 

Включаются в беседу, показывают знания из другой области, свое общее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают  текст, отмечают или выделяют встретившиеся причастия.

 

 

 

 

 

 

Работая в группе, выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

Работая в группе, выполняют задания.

 

 

 

 

 

Проверяют  выполненные задания и сверяют с материалом на интерактивной доске.

 

 

 

 

Выполняют задания, озвучивают результаты и сверяют с доской, принимают помощь в случае затруднений или ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа работает над своим индивидуальным  заданием и

 демонстрирует  его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа работает над своим индивидуальным  заданием и

 демонстрирует  его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают корреспондента из желающих, принимают участие в интервью, отвечают на заданные вопросы по теме.

 

 

 

 

Соглашаются с выполнением поставленной задачи.

Записывают задания на дом, уточняют правила выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ХРИЗАНТЕМА.

Хризантема. Этот осенний цветок поистине царского происхождения. На Востоке  в его честь устраивают  роскошные пиры, изображение хризантемы служит символом знатности, счастья и считается  священным. Вряд ли можно назвать другой цветок, так  часто встречающийся в волшебных строчках  поэзии Японии. Слова Еса Бусона отражают  чувства, видимые сердцами  только истинных ценителей прекрасного:
«Любитель цветов!

Ты стал неприметно

Рабом хризантем,

Воспетых тобою!».

Его солнцеподобная форма  позволила древним японцам сравнить красоту цветка   ярко - желтого цвета, с сиянием солнца. Хризантема по-японски так и называется — «кику» («солнце»), и эти два понятия обозначаются одним и тем же иероглифом.
Существует много легенд об этом цветке.  Одна из них связана с происхождением самой Страны восходящего солнца –Японии.
«Много веков назад правил в Китае император, мечтавший о бессмертии. Это   позволило бы ему навечно сохранить власть в своих руках. Ощутив приближение старости, император призвал своего главного лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость.
 «О, могучий повелитель, — промолвил нерастерявшийся подданный. — Я мог бы приготовить такой эликсир.  Для него нужны чудесные цветы,  растущие на востоке, на далеких островах.  А  прикоснуться    или сорвать  их может только человек с добрым сердцем. И  тогда растение отдаст свою нерастраченную  силу».
Задумался император: ни он сам, ни его придворные явно не годились для того, чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек.  Наверное, среди них найдется хотя бы один человек, не имеющий дурных мыслей и не желающий  никому зла.
Снарядили в путь множество кораблей к островам — туда, где теперь находится Япония. В этих землях действительно рос прекрасный, еще не тронутый руками человека цветок — хризантема. Мудрый лекарь хорошо знал  нрав своего  императора, негодовавшего в своем дворце. Он  принял решение не возвращаться обратно. Приплывшие на кораблях молодые люди остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, удалось лекарю создать излечивающий от всех болезней эликсир или нет, но хризантема стала символом  этой новой прекрасной страны».

В  Японии цветок изображен на государственном гербе страны.  А  9-й день 9-ого месяца по лунному календарю празднуют День хризантем. Считается, что цветы, сорванные или купленные в этот день, наделены магической силой.  Если  дом японца не  украшен икебанами, гирляндами из хризантем,  счастье и здоровье покинет его.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.

1 ГРУППА

1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?

2.  Распределить причастия на 2 группы, указывая  их суффиксы. 

2 ГРУППА

1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?

2. Определить форму страдательных причастий, доказать  и образовать  соответствующую полную или краткую. Суффиксы  причастий выделите.

3 ГРУППА

1. Что вы знаете о  причастном обороте?

2. Укажите  предложения с причастными оборотами в  Легенде о хризантеме. Объясните знаки препинания.

4 ГРУППА

1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?

2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.

5 ГРУППА

1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?

2.  Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.

 6 ГРУППА

1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.

2. Найдите примеры в тексте, подтверждающие  ваши знания.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. – М.: Дрофа, 2010.

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 3-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

3. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.  – М.: Просвещение, 1991.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, В.И.Муштавинская. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 2011.

5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс/ под ред. М. М.Разумовской,  П.А.Леканта. - М., изд. «Дрофа», 2007.

6. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О.А.Касперская. – Волгоград : Учитель, 2011.

7.https://culture.wikireading.ru/4388


 

Методическая разработка урока русского языка

Методическая разработка урока русского языка

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий

Этап урока Технологии, методы, формы обучения

Этап урока Технологии, методы, формы обучения

Актуализация опорных знаний и умений по теме

Актуализация опорных знаний и умений по теме

Актуализация опорных знаний и умений по теме

Актуализация опорных знаний и умений по теме

Обобще -ние и повторе- ние

Обобще -ние и повторе- ние

Контроль и самопроверка знаний

Контроль и самопроверка знаний

Контроль и самопроверка знаний

Контроль и самопроверка знаний

Контроль и самопроверка знаний

Контроль и самопроверка знаний

Организационный этап.

Организационный этап.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ХРИЗАНТЕМА. Хризантема

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ХРИЗАНТЕМА. Хризантема

А прикоснуться или сорвать их может только человек с добрым сердцем

А прикоснуться или сорвать их может только человек с добрым сердцем

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

Найдите примеры в тексте, подтверждающие ваши знания

Найдите примеры в тексте, подтверждающие ваши знания

ЛИТЕРАТУРА 1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык

ЛИТЕРАТУРА 1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык

7.https://culture.wikireading.ru/4388

7.https://culture.wikireading.ru/4388
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022