Методическая разработка
урока русского языка
Тема: « И это все о нем… Причастие»
(Обобщение и повторение по теме «Причастие»)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Обобщение и повторение по теме « Причастие»».
Класс: 7 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.
Задачи урока:
Образовательные УУД:
- повторение и обобщение сведений о морфологических особенностях причастия, его синтаксической роли;
- совершенствование пунктуационных навыков при причастном обороте;
- повторение правописания суффиксов причастий;
- орфографический повтор написания причастий;
- закрепление умения работать с текстом.
Развивающие УУД:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Воспитательные УУД:
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Виды деятельности:
- устная и письменная
- индивидуальная и коллективная
-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;
-речевая: учебная
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование и материалы к уроку:
- текст для анализа «Хризантема» (источник: https://culture.wikireading.ru/4388;
- учебник: Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова,
В.И.Капинос и др.; под ред. М. М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.:Дрофа,2019;
- рабочая тетрадь;
- листы бумаги А4, цветные маркеры;
- интерактивная презентация к уроку средствами SMART Notebook.
Этап урока
|
Технологии, методы, формы обучения |
Содержание урока
|
Деятельность учителя ( обоснование деятельности) |
Деятельность обучающихся (ожидаемый результат) |
Организационный этап.
Актуали-зация, целепола-ание, мотивация.
.
Актуализация опорных знаний и умений по теме
Обобще -ние и повторе- ние.
Контроль и самопроверка знаний
Домашнее задание. |
|
- На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Причастие». В заключении нам необходимо подвести итоги. Как это сделать, мы решим вместе (повторить все то, что мы знаем о причастии, обобщить знания об этой части речи и применить их на практике). - Запишите число и тему урока в рабочую тетрадь.
СЛАЙД 1.
- Скажите, а что значит «обобщить»? (показать общие результаты работы, систематизировать полученные знания). - Это нелегкая задача – охватить и систематизировать сразу весь основной материал. Каковы ваши предложения по решению данной проблемы? (составить план действий). « Мозговой штурм».
- Что будет из себя представлять наш план? (распределение знаний о причастии по темам, изученным ранее):
СЛАЙД 2.( цветы выдвигаются) 1. Признаки прилагательного и причастия. 2. Действительные и страдательные причастия. 3. Причастный оборот. 4. Причастия полные и краткие. 5. Н и НН в страдательных причастиях. 6. НЕ с причастиями. 7. синтаксическая роль причастий.
- Так как работа предстоит большая, то я предлагаю разделиться на группы в соответствии с нашим планом, где каждая группа продемонстрирует нам свои знания о причастии. (6 групп по 4 человека(2 парты), в которую входят обучающиеся с разным уровнем обученности). Каждый из вас несет ответственность за всю команду, но вы молодцы, и все у вас получится!
- Скоро весна, а значит, наступит День 8 Марта! Как приятно получить в подарок от родных и близких букет цветов! Не обязательно ждать розы. Я, например, люблю хризантемы. - Что это за цветы? - К сожалению, мы очень мало знаем про этот нежный и красивый цветок. Но я вам помогу. Информацию о хризантеме можно найти в Интернете. По ходу чтения можно отмечать встретившиеся причастия: выделять маркером или подчеркивать ручкой.
СЛАЙДЫ 3,4,5,6. (чтение текста « Хризантема», который раздается каждому).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Одновременное выполнение заданий. Задание 1 (общее). Выпишите причастия из текста на лист бумаги, а также выделите их маркером в тексте для быстрой ориентировки. После выполнения задания примените метод « Синтез идей» (обмен листами с выполненным заданием с другой группой. Ошибки или недостаточное количество причастий в работе «соседей» исправляются или дописываются и возвращается обратно).
СЛАЙД 7(«Шторка», сверху вниз)
Задание 2 для «делегатов» (по 1 от каждой команды. Приглашаются учащиеся с низким уровнем обученности) свериться с интерактивной таблицей.
СЛАЙД 8(признаки распределяются по столбцам, выдвигаются).
Определить и записать на доске признаки прилагательного и причастия.(Любой желающий). Задание выполняется одновременно с работой в группах
Задания по группам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Работа групп, их ответы в качестве сопровождения демонстрируются на слайдах презентации.
1 ГРУППА 1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях? 2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы.
СЛАЙДЫ 10, 11.
2 ГРУППА 1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий? 2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите.
СЛАЙД 10.(работа с маркером)
3 ГРУППА 1. Что вы знаете о причастном обороте? 2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Обозначьте и объясните знаки препинания. СЛАЙД 11.
4 ГРУППА 1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях? 2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.
СЛАЙД 12.
5 ГРУППА 1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями? 2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.
СЛАЙД 13.
6 ГРУППА 1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.
СЛАЙД 10.(работа с маркером)
- Итак, мы завершаем разговор о причастии. В заключении я предлагаю вам устроить «Интервью» на тему «Все о причастии» (принцип работы заключается в диалоге двух учащихся по схеме : вопрос- ответ). В качестве корреспондента и приглашается желающий из каждой группы. «Микрофон».
Скажите, наша цель, поставленная в начале урока, достигнута?
В качестве домашнего задания предлагаю составить кластер «Причастие», тест по теме «Причастие» (презентация или текстовый документ) или выполнить задания к тексту. ( по выбору)
|
Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, задает тон урока проверяет готовность рабочего места ученика, формирует навыки правильной организации труда.
Концентрирует внимание и подготавливает к работе; Мотивирует к учебной деятельности, обеспечивает понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, способствует решению проблемной ситуации и применение ситуации выбора, активизирует логическое мышление, повышает речевую активность, увеличивает степень самостоятельности и ответственности в принятии решений в работе, Формирует способность к самостоятельному умозаключению.
Положительно подкрепляет учащихся, дает оптимистический настрой для дальнейшей работы, обеспечивает благоприятный психологический фон, стимулирует познавательную активность, способствует созданию ситуации успеха, вовлекая каждого обучающегося в процесс урока.
Предотвращает усталость и утомляемость, реализует межпредметные связи, повышает интерес и активность на уроке, осуществляет практическую деятельность, активизирует зрительное и слуховое восприятие, меняет речевую деятельность, формирует навык устной монологической речи. концентрирует внимание, активизирует мыслительные процессы.
Развитие критического мышления; развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач; формирует навык самоконтроля, совершенствует наблюдательность, активизирует навык анализа текста.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированный подход.
Активизирует произвольное внимание, осуществляет положительное эмоциональное подкрепление.
Формирует самостоятельность мышления, способность к самостоятельному умозаключению. Повышает интерес к работе, формирует навыки диалогического общения. Развивает регулирующий компонент учебной деятельности.
Учит задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока и изучаемого раздела.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу
Предлагают разные варианты приходят к общему выводу.
Записывают в рабочую тетрадь число и тему урока.
Определяют значение слова.
Предлагают варианты систематизации, выслушивают мнения одноклассников, доказывают свою точку зрения и совместно определяют план дальнейших действий.
Объединяются в группы, настраиваются на работу.
Принимают похвалу.
Включаются в беседу, показывают знания из другой области, свое общее развитие.
Читают текст, отмечают или выделяют встретившиеся причастия.
Работая в группе, выполняют задания.
Работая в группе, выполняют задания.
Проверяют выполненные задания и сверяют с материалом на интерактивной доске.
Выполняют задания, озвучивают результаты и сверяют с доской, принимают помощь в случае затруднений или ошибок.
Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе
Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе
Выбирают корреспондента из желающих, принимают участие в интервью, отвечают на заданные вопросы по теме.
Соглашаются с выполнением поставленной задачи. Записывают задания на дом, уточняют правила выполнения.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ХРИЗАНТЕМА.
Хризантема.
Этот осенний цветок поистине царского происхождения. На Востоке в его честь устраивают
роскошные пиры, изображение хризантемы служит символом знатности, счастья и
считается священным. Вряд ли можно назвать другой цветок, так часто
встречающийся в волшебных строчках поэзии Японии. Слова Еса Бусона отражают
чувства, видимые сердцами только истинных ценителей прекрасного:
«Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем,
Воспетых тобою!».
Его
солнцеподобная форма позволила древним японцам сравнить красоту цветка ярко
- желтого цвета, с сиянием солнца. Хризантема по-японски так и называется —
«кику» («солнце»), и эти два понятия обозначаются одним и тем же иероглифом.
Существует много легенд об этом цветке. Одна из них связана с происхождением
самой Страны восходящего солнца –Японии.
«Много веков назад правил в Китае император, мечтавший о бессмертии. Это
позволило бы ему навечно сохранить власть в своих руках. Ощутив приближение
старости, император призвал своего главного лекаря и приказал приготовить
снадобье, которое продлило бы его молодость.
«О, могучий повелитель, — промолвил нерастерявшийся подданный. — Я мог бы
приготовить такой эликсир. Для него нужны чудесные цветы, растущие на
востоке, на далеких островах. А прикоснуться или сорвать их может только
человек с добрым сердцем. И тогда растение отдаст свою нерастраченную силу».
Задумался император: ни он сам, ни его придворные явно не годились для того,
чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и
300 девушек. Наверное, среди них найдется хотя бы один человек, не имеющий
дурных мыслей и не желающий никому зла.
Снарядили в путь множество кораблей к островам — туда, где теперь находится
Япония. В этих землях действительно рос прекрасный, еще не тронутый руками
человека цветок — хризантема. Мудрый лекарь хорошо знал нрав своего
императора, негодовавшего в своем дворце. Он принял решение не возвращаться
обратно. Приплывшие на кораблях молодые люди остались жить на островах и
основали там новое государство. Неизвестно, удалось лекарю создать излечивающий
от всех болезней эликсир или нет, но хризантема стала символом этой новой
прекрасной страны».
В Японии цветок изображен на государственном гербе страны. А 9-й день 9-ого месяца по лунному календарю празднуют День хризантем. Считается, что цветы, сорванные или купленные в этот день, наделены магической силой. Если дом японца не украшен икебанами, гирляндами из хризантем, счастье и здоровье покинет его.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.
1 ГРУППА
1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?
2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы.
2 ГРУППА
1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?
2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите.
3 ГРУППА
1. Что вы знаете о причастном обороте?
2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Объясните знаки препинания.
4 ГРУППА
1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?
2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.
5 ГРУППА
1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?
2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.
6 ГРУППА
1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.
2. Найдите примеры в тексте, подтверждающие ваши знания.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. – М.: Дрофа, 2010.
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 3-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, В.И.Муштавинская. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 2011.
5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс/ под ред. М. М.Разумовской, П.А.Леканта. - М., изд. «Дрофа», 2007.
6. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О.А.Касперская. – Волгоград : Учитель, 2011.
7.https://culture.wikireading.ru/4388
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.