Пособие «Знакомим старших дошкольников с профессиями» адресовано в качестве методической помощи родителям и воспитателям детских садов. Пособие позволяет приобщать дошкольников к чтению художественной литературы о труде взрослых, содержит методические справочные материалы по трудовому воспитанию, дидактические материалы для проведения занятий, список литературы для чтения детям.
Автор-составитель: Пещерова О.В., преподаватель ГАПОУ ГГК
1. Родителям и воспитателям на заметку 4
2. Художественные произведения о труде для чтения
детям 20
3. Дидактический материал в помощь воспитателям и
родителям 24
• Пословицы о труде 25
• Загадки о предметах труда 28
• Загадки о профессиях 32
Родителям и воспитателям
на заметку
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Труд - это сложный вид деятельности и важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление: ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и
использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения,
дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Труд ребенка-дошкольника специфичен:
1. В силу своих специфических возможностей дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей.
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой.
3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения.
4. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.
5. Несмотря на наличие в детском труде всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития.
Закономерности становления трудовой деятельности своеобразно проявляются на разных возрастных этапах и даже в пределах одного возраста, что дает основание условно выделить специфические компоненты трудовой деятельности.
Компоненты трудовой деятельности
5-7 лет |
Формирование навыков |
Ребенок становится независимым в том случае, если он владеет необходимым объемом трудовых умений и навыков. У детей пяти-семи лет не только сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения. |
Постановка цели |
Дошкольники способны самостоятельно поставить цель труда. |
Мотивы деятельности |
Заметное место начинают занимать социально значимые мотивы в |
простейшей форме (порадовать близкого человека, стремление сделать ему что-то полезное). |
Планирование |
Важным достижением старшего дошкольника является его способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда. |
Отношение к результату |
Главным компонентом трудовой деятельности является результат. Он становится значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен её результат. |
Самостоятельность |
Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда). |
Особая заслуга в разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М.В. Крулехт. Суть педагогической технологии, разработанной М. В. Крулехт, лежит во вхождении ребенка в реальные трудовые связи: формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.
Данная технология выстраивается как поэтапная (пошаговая). Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни ДОО и семьи.
Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру (приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых).
Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда (формирование системы обще трудовых и специальных умений в процессе обучения целостным трудовым процессам).
Третий шаг связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи (приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности).
Основная цель - воспитание у ребенка ценностного отношения к труду. Ведущими принципами достижения цели выступают:
1. Принцип гуманности, что находит свое отражение в личностном подходе к ребенку.
2. Принцип ненасилия подразумевает: добровольность участия детей в труде, эмоциональную насыщенность детского труда.
3. Принцип целостности предполагает: необходимость
рассматривать педагогами личность дошкольника как целостный феномен, учет многоплановости характера трудовой деятельности дошкольника.
4. Принцип субъективности. Реализация данного принципа предполагает осуществлять субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду.
Ценностные ориентиры — помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности.
Основные условия:
1. Помочь ребенку найти интересный для него вид трудовой деятельности.
2. Расширить спектр посильных трудовых обязанностей ребенка.
3. Ориентировать педагогический процесс на освоение минимума социального опыта трудовой деятельности (программа минимум).
4. Создавать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка, зарождающимся половым предпочтениям (программа максимум).
Формы образовательных ситуаций:
• экскурсии;
• включение дошкольников в наблюдаемые доступные трудовые процессы;
• организация работы по подгруппам, составление детской кулинарной книги.
Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности:
• использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;
• домашние задания.
Ведущие средства приобщения к труду: взаимосвязь средств трудового воспитания при предпочтении досуговой по интересам деятельности в кружках.
Организационные формы повседневного труда детей:
• обязанности;
• занятия по интересам.
Доминирующие методы при организации досуговой по интересам деятельности в кружках: методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, введение игрового персонажа.
Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.
В современной теории приобщения дошкольников к труду основаниями для классификации форм организации детского труда выступают:
• сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);
• количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);
• характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);
• позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);
• наличие творческого начала в трудовой деятельности
(репродуктивный, творческий).
Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления дошкольника как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению дошкольника к труду.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:
• самообслуживание;
• хозяйственно-бытовой труд;
• труд в природе;
• ручной труд.
Приобщение дошкольников к труду осуществляется с помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное творчество. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении детей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольники своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощи художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми воспитатель постоянно использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.
Средством воспитания детей выступают и произведения
изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим
ребенком.
Цель трудового воспитания в работе со старшими дошкольниками формирование положительного отношения к труду
Задачи:
- Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания. - Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни; формировать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам - Воспитывать бережливость, разумный способ достойного поведения на основе осознания материального достатка семьи, ограниченности ресурсов воды, электричества в современном мире
- Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе (в объеме возрастных возможностей), развивать самостоятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам - Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
Непосредственно образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Произведения детской литературы, используемые в образовательной деятельности |
Блок «Предметный мир» Образовательные ситуации: «Представления об игрушке» Схема последовательности ознакомления с игрушкой: - осмотр и визуальное обследование; - строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей); - назначение; - материал (зависит от назначения); -целостность; - обыгрывание; «Представления об одежде» Схема последовательности ознакомления с одеждой: - осмотр (визуальное и сенсорное обследование); -строение (выделение основных и отдельных дополнительных частей); -назначение; -материал(зависит от |
Беседы, наблюдения, проблемные игровые ситуации, рассматривание и обследование предметов, работа с тематическим и иллюстрациями, создание проблемных игровых ситуаций , игры по темеЧтение художественной литературы
Использование потешек, пословиц, |
Сказки о предметах и свойствах (Е. А. Алябьева): - Приключения бумажной куклы (свойства бумаги);
-История одной варежки (свойства шерсти). -Разговор посуды (свойства посуды);
К.И.Чуковский « Мойдодыр», Е.лагинина «Научу одеваться я братца»,
|
назначение); -назначение(на чем носят); -целостность «Представление об обуви» Схема последовательности ознакомления с обувью: - осмотр, визуальное обследование; -строение(выделение основных и дополнительных частей); -материал; -назначение(где носят: дома, на улице, в праздник); -целостность; -сезонные изменения «Представления о посуде» Схема последовательности ознакомления с посудой: - осмотр, визуальное и сенсорное обследование; -строение (выделение всех частей); -назначение (классификация: чайная, столовая, и т.д.); - материал ( зависимость от назначения); -целостность; «Представления о мебели» Схема последовательности ознакомления с мебелью: -осмотр и визуальное обследование; -строение (выделение основных частей, классификация); -материал (основа, обивка, |
поговорок.
Беседы, наблюдения, проблемные игровые ситуации, рассматривание и обследование предметов, работа с тематическим и иллюстрациями, создание проблемных игровых ситуаций , игры по темеЧтение художественной литературы |
К.И.Чуковский «Федорино горе»
Л.Н.Толстой «Как хлеб на стол пришел», М.М,Пришвин «Лисичкин хлеб» Пословицы о труде -Кто труда не боится, того и лень сторонится. |
отделка); -назначение; Целостность. «Представления о продуктах» Схема последовательности ознакомления с продуктами: -осмотр и сенсорное обследование; -органолептическое обследование (вкус, запах); -определение принадлежности: Овощи-фрукты Бакалея Кондитерские изделия Хлебобулочные изделия Молоко (молочные продукты) Мясо (мясопродукты) Рыба (рыбопродукты) Сок, вода -способ получения продукта ( приготовление, выращивание, покупка) «Представление о транспорте» Схема последовательного ознакомления с транспортом: -осмотр и визуальное обследование; -строение (выделение частей); -определение принадлежности: Городской (пассажирский, грузовой) Железнодорожный (электровозы, паровозы - на земле, метро – под землей) Воздушный (вертолеты, самолеты, ракеты) Речной (морской) плот, лодка, парусник, корабль с двигателем, подводная лодка Механический (мотоцикл) Машины – помощники (скорая |
Использование потешек, пословиц, поговорок.
Беседы, наблюдения, проблемные игровые ситуации, рассматривание и обследование предметов, работа с тематическим и иллюстрациями, создание проблемных игровых ситуаций , игры по темеЧтение |
-Каков работник, такова ему и плата. -На глаз надейся, а отвесом проверяй. -Плотник без топора, что изба без угла. -Без дела сидит да в пустой угол глядит. -Без клина и плахи не расколешь. -Без клиньев и кафтана не сделаешь. -Без косы и сена не накосишь. -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. -Без хорошего труда нет плода. -Терпенье и труд все перетрут. -И швец, и жнец, и на дуде игрец. -Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться. -Не умел шить золотом, так бей молотом. -Сегодняшней работы назавтра не откладывай! -Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит. -Кто не работает, тот не ест. -Трудовая копейка до веку живет. В.Маяковский «Чем пахнут ремесла», С.Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?» «Мастерица» (К. Чашев); «Строители» (Г. Люшнин); |
помощь, пожарная машина, милицейская машина, поливальная машина, асфальтный каток) Техника для полевых работ (трактор с плугом, комбайн) -целостность «Представления о бытовых приборах» Схема последовательности ознакомления с материалом: -осмотр и сенсорное обследование; -определение принадлежности: бумага (писчая), металл (железо), дерево, стекло, глина, песок, пластик, резина, соленое тесто, пластмасса, целлофан, картон; -свойства (опытническая работа): мнется, рвется, горит, тонет, плывет, прозрачное, хрупкое, эластичное, тактильные ощущения, сыпучесть, ломкось, твердеет (высыхая соленое тесто); -места применения материала «Представления об инструментах» Схема последовательности ознакомления с инструментами: -осмотр, сенсорное и визуальное обследование; -определение принадлежности: (зависимость от профессии) Иголки, нитки – швея Топор, рубанок, молоток – плотник Скрипка, баян, дудка – музыкант Мел, указка, доска – учитель Краски, кисти, бумага (холост), палитра - художник Раствор, мастерок – строитель, каменщик |
художественной литературы
Использование потешек, пословиц, поговорок.
Беседы, наблюдения, проблемные игровые ситуации, рассматривание и обследование предметов, работа с тематическим и иллюстрациями, создание проблемных игровых ситуаций , игры по темеЧтение художественной литературы
Использование потешек, пословиц, поговорок. |
Стихотворения Э. Мошковской; «Портниха» (Б. Заходер); «Повар детского сада» (Б. Заходер); «В кошачьей неотложке» (А. Барто); «Инспектор ГАИ» (Н. Сторожкова); «Мы на посту» (Н. Сторожкова); «Переплетчица» (Н. Сторожкова); «Пограничник» (Н. Сторожкова); «Будем моряками» (В. Малков); «Рыбак» (О. Повещенко); «Комбайнер» (О. Повещенко); «Дрессировщица» (О. Емельянова); «Фотограф» (О. Емельянова); «Писатель» (О. Емельянова); «Продавец» (О. Повещенко); «Сапожник» (О. Повещенко); «Слесарь» (О. Повещенко); «Столяр» (В. Пахомов); «Дворник» (Е. Санин); «Электрик» (О. Повещенко); «Водопроводчик» (М. Пожаров); «Механизатор» (М. Пожаров); «Шахтер» (О. Повещенко); «Мамины профессии» (Настя Доброта); «Папины профессии» (Настя Доброта); «Конструкторы» (А. Павлов) и др. |
Блок «Труд взрослых» Образовательные ситуации: «Профессии» (учитель, библиотекарь, летчик, портной, художник, менеджер, рекламный агент, и пр) Экскурсии на кухню, в прачечную,в кабинет врача, в магазин, библиотеку. Беседы о труде взрослых с использование игровых приемов (например «Кукла Нина хочет стать поваром») Дидактические игры: «Угадай профессию» «Назови профессию» «Кем я буду» |
Наблюдение за трудом взрослых в детском саду и на улице Чтение художественной литературы о труде взрослых Рассказы воспитателя (с использование картин) о труде взрослого
|
Сказки о труде -Маша и медведь (русская народная сказка); -Три совета отца (татарская народная сказка); -Мороз Иванович (В. Одоевский). -«Кем быть?» (В. Маяковский); -«Конь-огонь» (В. Маяковский); -«Мастерица» (К. Чашев); -«Строители» (Г. Люшнин);
|
Блок «Самообслуживание и детский труд «Я сам» (Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) «Самообслуживание»
Умывание. Внешний вид (формировать привычку следить за чистотой тела, самостоятельно чистить зубы) Одевание (быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок) Поведение за столом (продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом)
|
Чтение, беседы по прочитанному (подборка художественной литературы ) Рассматривание картин, на которых изображены предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процедур Рассматривание картин из серии «Здоровье»
Беседа напоминание о правилах поведения во время приема пищи (подготовка к завтраку, обеду, полднику, ужину) Игровое упражнение – «Умело пользуемся столовыми приборами» Дидактические игры, |
«Мойдодыр» К.И Чуковский, «Письмо Неумейке» Я. Аким
|
«Хозяйственно – бытовой труд» Образовательные ситуации: Дежурство Приготовление простейших блюд Как заботиться об одежде (обуви) Экскурсия |
сюжетно – ролевые игры
Дежурство по столовой, в уголке природы. |
А.Барто «Дежурные» |
«Труд в природе» Образовательные ситуации: Дежурство в уголке природы Экскурсии (природоведческие в разные времена года) Экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых
|
Рассматривание иллюстраций к книгам, предметных, сюжетных картинок (подборка художественной литературы) Чтение художественной литературы Использование стихов, потешек, пословиц, поговорок о труде. |
«Молотьба» (Е. Благинина); «Рожь поспевает» (С. Журавин); «В землю бросили зерно» (К. Чашев);
|
«Ручной труд»
|
Изготовление макетов (по сюжету сказок «Гуси – лебеди», «три медведя», «Репка» и др) |
«Гуси – лебеди», «Три медведя», «Репка»
|
Приобщение детей к труду в дошкольной организации не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственнобытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это
способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, работу воспитателя по формированию у детей навыков самостоятельности, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, приготовление печенья, ремонт книг, зарядку и т. п.
Вопросам приобщения дошкольников к труду может быть посвящена специальная беседа, на которую приглашаются родители, особенно нуждающиеся в советах педагога.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком; поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.
Художественные произведения о труде для чтения детям
Сказки о предметах и свойствах (Е. А. Алябьева):
• Приключения бумажной куклы (свойства бумаги);
• Разговор посуды (свойства посуды);
• Стеклянное царство (свойства стекла);
• Волшебная коробочка (свойства хлопка);
• Железный дровосек (свойства металла);
• Старуха Ржавчина (свойства металла);
• Дети Земли (свойства металла);
• Резиновый Гном (свойства резины);
• История одной варежки (свойства шерсти).
Сказки о труде
• Маша и медведь (русская народная сказка);
• Зимовье (русская народная сказка);
• Трудовые деньги (адыгейская сказка);
• Три совета отца (татарская народная сказка);
• Кто не работает, тот не ест (сербская народная сказка);
• Просяное дерево (корейская народная сказка);
• Как птицы научились строить гнезда (китайская народная сказка);
• Мороз Иванович (В. Одоевский).
Рассказы
• Всякой вещи свое место (К. Ушинский);
• Старик и яблоки (Л. Толстой);
• Смородинка (Е. Пермяк);
• Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк);
• Как Маша хотела вырасти (Е. Пермяк);
• Для чего руки нужны (Е. Пермяк);
• Первая рыбка (Е. Пермяк);
• Кто? (Е. Пермяк);
• Заплатка (Н. Носов).
Басни • Стрекоза и Муравей (И. Крылов);
• Лебедь, Щука и Рак (И. Крылов).
Стихи о труде
• «Кем быть?» (В. Маяковский);
• «Конь-огонь» (В. Маяковский);
• «Что такое хорошо и что такое плохо?» (В. Маяковский);
• «Однажды, в студеную зимнюю пору…» (Н. Некрасов);
• «Веселая работа» (Б. Белова);
• «Пчелка» (Б. Белова);
• «Помощник» (П. Жанэ);
• «Песня чабана» (А. Гафуров);
• «И мы трудиться будем» (С. Михалков);
• «Папа к зеркалу садится» (С. Михалков);
• «Каравай» (Я. Дягутите);
• «Руки человека» (Я. Дягутите);
• «Не мешайте мне трудиться» (Е. Благинина);
• «Научу обуваться и братца» (Е. Благинина);
• «Молотьба» (Е. Благинина);
• «Рожь поспевает» (С. Журавин);
• «Шоферы» (К. Чашев);
• «Врач» (К. Чашев);
• «В землю бросили зерно» (К. Чашев);
• «Наша Аленушка» (К. Чашев);
• «Стирка» (К. Чашев);
• «Мастерица» (К. Чашев);
• «Строители» (Г. Люшнин);
• Стихотворения Э. Мошковской;
• «Портниха» (Б. Заходер);
• «Повар детского сада» (Б. Заходер);
• «В кошачьей неотложке» (А. Барто);
• «Инспектор ГАИ» (Н. Сторожкова);
• «Мы на посту» (Н. Сторожкова);
• «Переплетчица» (Н. Сторожкова);
• «Пограничник» (Н. Сторожкова);
• «Будем моряками» (В. Малков);
• «Рыбак» (О. Повещенко);
• «Комбайнер» (О. Повещенко);
• «Дрессировщица» (О. Емельянова);
• «Фотограф» (О. Емельянова);
• «Писатель» (О. Емельянова);
• «Продавец» (О. Повещенко);
• «Сапожник» (О. Повещенко);
• «Слесарь» (О. Повещенко);
• «Столяр» (В. Пахомов);
• «Дворник» (Е. Санин);
• «Электрик» (О. Повещенко);
• «Водопроводчик» (М. Пожаров);
• «Механизатор» (М. Пожаров);
• «Шахтер» (О. Повещенко);
• «Мамины профессии» (Настя Доброта);
• «Папины профессии» (Настя Доброта);
• «Конструкторы» (А. Павлов) и др.
Дидактический материал в помощь воспитателям и родителям
Пословицы о труде Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Каков работник, такова ему и плата.
На глаз надейся, а отвесом проверяй.
Плотник без топора, что изба без угла.
Порядок дела не портит.
По крыльям - полет, по делам - почет.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Без дела сидит да в пустой угол глядит.
Без клина и плахи не расколешь.
Без клиньев и кафтана не сделаешь.
Без косы и сена не накосишь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
Кто не работает, тот не ест.
Трудовая копейка до веку живет.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
В рабочее время - язык на засов.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
Встать раньше - шагнуть дальше.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
Работа - с зубами, а лень - с языком.
Плуг от работы блестит.
За все браться - ничего не сделать.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без труда и отдых не сладок.
Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
Всякий человек у дела познаётся.
Кто рано встает, тому Бог дает.
В труде рождаются герои.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Всякое уменье трудом дается.
Доход не бывает без хлопот.
Бог труды любит.
Кончил дело - гуляй смело.
Любовь к труду - у людей на виду.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не боги горшки обжигают.
Делу - время, потехе - час.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Поле труд любит.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний час дарит золотом нас.
Хлеб даром не даётся.
Хозяин тот, кто трудится.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение и труд всё перетрут.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Труд кормит, а лень портит.
Лень не родит героя.
Всякое мастерство нелегко.
Лучше день подумать, чем целую неделю трудиться впустую.
Настойчивый дорогу осилит.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.
Без работы день годом кажется.
Какова земля, таков и хлеб.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Коню — овёс, а земле — навоз.
Кукушка закуковала — пора сеять лён.
Лягушка с голосом — сей овёс.
Овёс любит ходить в воду да в пору.
Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.
Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору.
Волка ноги кормят.
Заря золотом осыпает.
Золото — не золото, не быв под молотом.
Золото познаётся к огне, человек — в труде.
Куй железо пока горячо.
Уменье работать дороже золота.
Загадки о предметах труда
Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин, На охоту не пойдешь.
Что же это?.. (Нож)
Если заточен,
Всё легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (Ножницы)
Инструмент бывалый - Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы)
Смотрите, мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела, Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила) Едет-едет взад-вперёд,
В зубы возьмёт,
На две части разоймёт. (Пила)
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки
Умчались бы
И больше со мной
Никогда не встречались бы,
Потому что - скажу вам,
Не хвастая, -
Я стальная и злая. (Пила)
Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок. (Пила)
Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой. (Отвёртка)
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
Он целый день звенел в бору
Густом, от инея белесым,
А ночью, подойдя к костру Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)
Идёт мужик из лесу,
Зеркало за поясом. (Топор)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой - растянется. (Топор)
В лес иду - домой гляжу,
Домой иду - на лес оглядываюсь.
(Топор)
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок. (Топор)
Он у плотников в почете,
Каждый день с ним на работе.
(Топор)
Хоть и ростом невелик, А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
Тит на работу вышел, Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит - крепко станет.
(Молоток)
Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук. (Гвоздь)
Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
Молоток стук-стук - Торчит на стене сук.
Постучал опять -
Будет не видать. (Гвоздь)
Толстый полного побьёт - Тонкий что-нибудь прибьёт.
(Молоток и гвоздь)
Самый бойкий я рабочий В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка
Чуть видна его фуражка.
(Молоток и гвоздь)
Железный некто
По нему ударил крепко,
И он пропал,
Осталась кепка. (Молоток и гвоздь)
Телом вертким, как змея,
В доску вкручиваюсь я. (Сверло)
У конька у горбунка Деревянные бока.
Как зажмешь его в руке -
Заскользит он по доске. (Рубанок)
По деревянной речке Бежит кораблик новый, Свивается в колечки
Дымок его сосновый. (Рубанок)
Я по лысине бегу -
Кудри с лысины стригу. (Рубанок)
На зеркальном катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок,
И распался весь каток. (Стеклорез) На поляне шерстяной Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной Выползает стежка. (Швейная машина)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
Держится подружка
За моё ушко,
Стёжкою одною Век бежит за мною. (Иголка с ниткой)
Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу, Как мал её шажок! Зовётся он – стежок. (Иголка с ниткой)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну. (Иголка с ниткой)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он - шарф для Петеньки.
(Спицы)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся - чистый пол. (Веник)
Стоит Ероша
Лохмат и взъерошен!
По избе запляшет - Прутиками машет.
Для лихого пляса
Лыком подпоясан. (Веник)
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько, По полу скок-скок -
И сел в уголок. (Веник)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол. (Веник)
Коль сожмешь ее сильней, — Больше будет силы в ней.
(Пружина)
Я — молодец,
Я так хорош, Лучше меня ты не найдешь! Так сдружу я деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь! (Клей)
Жесткая, грызучая, Дырявая, колючая:
Что на спину ей положат,
Все она тотчас изгложет. (Терка)
Сама дубовая, а пояс — ивовый.
(Бочка)
Зубы имеют, А зубной боли не знают. (Грабли)
Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастухи.)
За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадочка о ком? (Пастух.)
Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Пастух.)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
(Каменщики.)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
На работе день-деньской Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик.)
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Но кто же он, ответьте на вопрос,
Не космонавт, а ходит среди звёзд?
(Водолаз.)
В акваланге, в маске, в ластах Тот, кто плавает прекрасно.
Он герой такой один В тишине морских глубин. (Водолаз, подводник.)
По морскому ходит дну, Беспокоя глубину. Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище, Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода. (Водолаз.)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Счастливо жили люди в нём.
(Строители.)
Педиатра ты не бойся, Не волнуйся, успокойся, И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ... (Врач.)
Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист? (Терапевт.)
Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай. (Хирург.)
Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … ! (Хирург.)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь. А он между тем разглядел сквозь неё Не только меня, но и сердце моё.
(Рентгенолог.)
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер.)
Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый. (Ткачиха.)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки, И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук. (Сапожник.)
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг.
(Токарь.)
Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает. (Шахтёр.)
Мы землю глубоко копаем
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.
(Окулист.)
Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад.
(Водопроводчик.)
Он на вахте трудовой в час любой:
В шахте уголь добывает под землёй,
Ремонтирует машины в автопарке, Плавит сталь в цехах он жарких.
У печатного станка стоит все ночи.
Самый главный он и важный, он - …
(Рабочий.)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр.)
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землёй.
Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.)
Его работы ждёт земля,
Чтоб дом топить могли. (Шахтёры.)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Полицейский)
По вагону он пройдёт – Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит. (Контролёр.)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(Кондуктор.)
Он где-то в студии сидит
И в микрофон свой текст читает.
А слышат, что он говорит,
Лишь те, кто радио включает.
(Диктор.)
Кто в дни болезней
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт.
(Фермер.)
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница. (Агроном.)
Он науку изучил. Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ... (Агроном.)
Для нас он землю улучшает:
Где топи и болота — осушает,
От засухи где почва погибает — Успешно ирригацию внедряет.
И расцветает обновленный край!
Становится богаче урожай,
Его благодарит земля
За сеть каналов, новые поля.
(Мелиоратор.)
Он похож на капитана,
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач.)
Ему на станции отдашь
Ты свой увесистый багаж.
Он на тележку груз уложит,
Домчит, в вагон войти поможет.
(Носильщик.)
Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,
Чаем потчует в пути. (Проводник.)
Он – вежливый, добрый, но строгий – Работник железной дороги. Встречает он нас на перроне И с нами поедет в вагоне.
(Проводник.)
На тренировках каждый день Попасть старается в мишень.
Как называется стрелок,
Что асом стать в итоге смог?
(Снайпер.)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Но ведет корабль степной. Спорит он с волной упрямо, Только с золотой волной.
(Комбайнёр.)
Он, собираясь в свой обход,
Халат врачебный надевает,
Лекарства в саквояж кладёт,
На скотный двор потом шагает.
(Ветеринар.)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - … (Ветеринар.)
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр.)
Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофёр.)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу Костюм стальной. (Электросварщик.)
Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый
Нитью белой
Небо сшил, да поспешил:
Хвост у нитки распушил? (Лётчик.)
Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ... (Лётчик.)
Он вернулся из полёта,
Ведь летать – его работа.
Всех, кто в воздухе, ребята,
Называют… (Авиатор.)
Как называются пилоты
В одной команде самолёта?
(Экипаж.)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт, А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
Сначала его в центрифуге крутили, А после в тяжёлый скафандр
И рукой крутя баранку. (Шофёр.)
Кто по адресу любому
Подвезёт вас прямо к дому На авто зеленоглазом?
Отвечайте, дети, сразу! (Таксист.)
Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся. (Парашютист.)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар.)
В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам!
(Библиотекарь.)
Он работает, играя
(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия … (Актёр.)
Может он с коня свалиться И ничуть не ушибиться. нарядили.
Отправился он полетать среди звёзд.
Я тоже хочу! Говорят, не дорос.
(Космонавт.) Вот из тире и точек слово.
Кому же это всё знакомо?
В эфир кто чаще всех выходит
И дни и ночи там проводит? (Радист.)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя.) Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
(Учитель.)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
Тонкой палочкой помашет,
Как играть, оркестру скажет.
(Дирижёр.)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Трюки все он исполняет,
В них актёров подменяет. (Каскадёр.) В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех. Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун.)
Так его комичен вид – Даже плаксу рассмешит!
На арене выступает,
Скуку быстро разгоняет. (Клоун.) Самолёт он долго создавал,
Сколько раз менялись очертания!
Скоро сядет лётчик за штурвал, Труд его закончит испытанием.
(Конструктор.)
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник.)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
(Пограничник.)
Он готов в огонь и бой,
Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)
Коль про чудо весь свой век
Пишет этот человек,
Вы должны, конечно, знать, Как писателя назвать. (Сказочник.) Где дорогу проложить?
Из чего деталь отлить?
Как конфеты начинить?
Сколько пуговиц пришить?
Кто на это даст ответ,
Чей поможет нам совет? Первым кто найдёт решение, Кто проверит исполнение?
Знай, малыш, бери пример,
Заводской он … (Инженер.)
Он – друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий, Крепко держит поводок. Учит он в собачьей школе, Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать. (Кинолог.)
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Пограничник.)
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост … (Солдат.)
Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать. (Офицер.) Художник без кисти?!
Бывает такой:
Творит в темноте
У себя в мастерской.
А если проникнет
Не вовремя свет,
Испортиться может
Хороший портрет. (Фотограф.)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помнит вас.
(Фотограф.)
Он по ночам не может спать,
Он должен звёзды сосчитать
И в телескоп увидеть свет
Всех неизведанных планет.
(Астроном.)
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
У офицера-новичка
Всего две звёздочки пока.
До капитана не дорос.
В каком он звании, вопрос.
(Лейтенант.)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (Моряки.)
Малолетний морячок Любит море горячо.
Может лишь пока мечтать
За штурвалом постоять! (Юнга.)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж, - Если снимка не пришлёшь!»
(Фотограф.)
Есть и глина, и кирпич, А теперь его покличь.
Знает только он один,
Печь сложить как и камин. (Печник.) Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. (Гончар.)
Он знает правила игры
И всех, кто вдруг их нарушает,
Он в виде штрафа до поры
Всех на одну скамью сажает.
(Спортивный судья.)
В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет. (Тренер.)
Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче
Метр за метром Поднимается с трудом — На спине несёт свой дом.
(Альпинист.)
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Наяву, а не во сне Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Он по крышам ходит смело – У него такое дело.
В дымоход с ершом ныряет
И от сажи нас спасает. (Трубочист.)
Назубок законы зная,
Все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает,
А виновных осуждает. (Судья.)
На ринге он не может драться, И ни к чему ему перчатки. Привычней на ковре встречаться Ему с соперником для схватки.
(Борец.)
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился – Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
(Кондитер.)
Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт, И на все ответ найдёт. (Гид, экскурсовод.)
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
Кто же он, скажи? (Пилот) И всё родное, родину любить.
С огнём бороться мы должны, (Воспитатель)
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны, Скажи, кто так вкусно
Ответь скорее, кто же мы? Готовит щи капустные,
(Пожарники) Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
На часах настенных стрелки Все завтраки, обеды? (Повар) Стали прыгать словно белки.
Мастер тут на них взглянул, Что это у Галочки? — Круглый винтик подтянул Ниточка на палочке.
И сменил пружину срочно, Палочка — в руке, Чтоб часы ходили точно. (Часовщик) Ниточка — в реке.
Наклонилась над рекой —
Чистит мастер башмаки, Уговор у них такой:
Прибивает каблуки. Обменяет ей река
Чинит туфли и сандалии, Окунька на червяка. (Рыбак с
Чтоб как новенькие стали. удочкой)
(Сапожник)
Дети должны знать:
-названия и назначение разных профессий;
-то, что профессия — это дело, работа, основной род занятий; -атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
-профессии своих родителей.
Дети должны уметь:
-понимать значение труда людей разных профессий;
-ценить результаты труда людей разных профессий; -использовать активный словарь по теме.
МАТЕРИАЛЫ
Картины и картинки, изображающие труд людей разных профессий; элементы профессиональной одежды; атрибуты разных профессий; оборудование для сюжетно-ролевых игр; символы и знаки, обозначающие деятельность людей разных профессий; куклы, одетые в одежду людей разных профессий (в том числе и бумажные); книги с иллюстрациями о профессиях; альбом с фотографиями родителей детей группы на рабочем месте; фотографии коллектива ДОУ. Речевой и наглядные материалы по теме см. [12], [14].
Королева страны профессий, Незнайка, Ленивица, профессор из Института профессий.
Первая половина дня
Утро
Вводная беседа
Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; собрать внимание; совместно спланировать основные этапы дня.
Оформление страны профессий
Цели: знать особенности разных профессий, их атрибутику; уметь группировать профессии по назначению (службы быта, военные, творческие, обучения и воспитания, охраны и спасения, строительные и др.); объяснять объединение профессий в одну группу, выбор атрибутики.
Утренняя гимнастика
Цели: знать действия, выполняемые людьми разных профессий; уметь выполнять физические упражнения в образе, эмоционально окрашивать его, выполнять движения красиво, ритмично.
Ходьба — как военные, как балерины; бег — как пограничники за нарушителем границы, милиционеры за нарушителем порядка; лесорубы; каменщики кладут кладку; маляры красят; часовщики починили часы; рыбаки закидывают и вытягивают сеть — сидя; космонавты проверяют приборы — лежа; акробаты — прыжки; дробный ход — трактористы, комбайнеры; широким шагом — экскаваторщик на гигантском экскаваторе; потянуться вверх — садовник обрезает сухие ветки плодовых деревьев.
Занятия
(ознакомление с окружающим )
Цели: знать названия разных профессий, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определенные действия, атрибуты, результаты деятельности, способности человека; понимать, что овладение профессией требует от человека упорства, дисциплины, знаний, умений; определять род деятельности человека по орудиям труда, фирменной одежде, результатам труда; высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей, их необходимости в разных жизненных ситуациях; использовать активный словарь по теме.
* * *
1.Конкурс «Кто больше назовет профессий?». Назвавший получает фишку. В конце подводятся итоги.
2.Конкурс «Кто лучше расскажет о своей профессии?». Дети выбирают разные профессии, отбирают необходимое оборудование (картинки), знаки внешнего отличия или фирменную одежду, рассказывают о том, что делает человек этой профессии, показывают ее важность, объясняют, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.
3.Конкурс «Кто больше выделит в стихотворении и запомнит профессий и действий?».
Для запоминания дети могут пользоваться фишками, символами.
Нужно сшить — зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть — поможет повар, Блюдо у него проси. Если хочешь быть красивым, К парикмахеру иди.
Украшение на праздник
Ювелиру закажи-
Туфли подобьет сапожник, Разрисует все художник.
И цветочница цветы
Срежет вам для красоты.
Часовщик часы починит,
Массажист усталость снимет,
Врач больного исцелит,
Словно доктор Айболит.
Тренер сильным стать поможет,
Вас заснять фотограф может,
А кондитер вкусный торт К дню рожденья испечет.
Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон. И таксист домчит вас быстро, Все дороги знает он.
Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день и ночь.
Все профессии важны.
Все профессии нужны.
4.Конкурс «Угадай профессию по движениям». Каждая команда выбирает профессию и показывает какие-то действия, по которым другие дети должны отгадать ее. Побеждает команда, наиболее выразительно показавшая действия и отгадавшая профессии, которые показывали другие команды.
5.Конкурс «Кому что надо для работы?». Команды получают задание из общего количества картинок отобрать только те, которые нужны для заданных им профессий (3—4), объяснить, для чего эти предметы используются.
6.Конкурс «Кто больше вспомнит сказок, рассказов, стихов, в которых говорится о профессиях?». («Пожар» С. Маршака, «Айболит» К. Чуковского, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «А что у вас?», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Разноцветный мальчик» О. Дриз, «Возьми с собой» Г, Виеру,
«Звездолетчики» В. Бороздина и др.)
Прогулка.
Цели: знать содержание деятельности изображаемых в игре профессий; уметь подбирать необходимое оборудование к игре, распределять роли, развивать сюжет игры; связывать несколько игровых сюжетов.
Цели: знать действия, совершаемыми людьми разных профессий; уметь ловить мяч, не прижимая его к груди; быстро находить правильный ответ.
Правила. Педагог говорит начало предложения и кидает ребенку мяч (дети стоят в кругу), а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение. Если ребенок отвечает неправильно, то это задание выполняет следующий.
Врач людей... (лечит).
Учитель детей... (учит).
Пожарный пожар... (тушит).
Повар обед... (варит, готовит).
Парикмахер волосы... (укладывает, причесывает,
накручивает).
Милиционер за порядком... (следит).
Портниха одежду... (шьет, кроит, чинит).
Пекарь хлеб... (печет).
Писатель книги... (пишет, сочиняет).
Доярка коров... (доит, кормит).
Тракторист в поле... (пашет).
Подвижная игра «Классики»
Цели: знать действия, совершаемые людьми разных профессий; уметь быстро реагировать на вопрос педагога; скакать на одной ноге и двух ногах.
Правила. Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нарисованным квадратам только тогда, когда ответит правильно на вопрос педагога. Усложняется и способ прыжков.
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.) 1
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на подъемном кране? (Крановщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Вторая половина дня
Цели: знать, кем работают родители, что они делают на работе; уметь рассказывать о профессиях родителей.
Цели: знать, люди каких профессий работают в детском саду, что они делают, чтобы детям жилось хорошо; уметь называть работников ДОУ по имени и отчеству, рассказывать о значимости их работы для жизни и здоровья детей, их развития.
Цели: знать, что профессии можно разделить в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям (с техникой, людьми, животными, растениями, документами и другими бумагами); уметь группировать профессии, объяснять принцип группировки.
Правила. Педагог показывает детям картинки с изображением людей разных профессий и картинки-символы с изображением техники, людей, животных, растений, документов. Просит внимательно рассмотреть все картинки и разложить их по группах, которые обозначены картинкамисимволами, рассказать, почему та или иная профессия отнесена к данной группе. Дети, отбирающие определенную группу, могут рассказывать о ней от лица человека конкретной профессии. Например: «Я — врач, я работаю с людьми, лечу их от болезней. Я — воспитатель, работаю с детьми в детском саду, воспитываю их и учу. Я — учитель, учу детей в школе» и т.п.
Варианты содержания тематического дня
Дидактическая игра
Цели: знать, какие машины и электрооборудование помогают людям разных профессий делать свою работу быстрее и качественнее; уметь отбирать картинки с оборудованием к конкретной профессии и рассказывать о том, как оно используется
Материалы: картинки с изображением людей разных профессии и специальных машин, электрооборудования
Правила. Ребенку называется определенная профессия, он должен выбрать картинку с ее изображением и подобрать к ней необходимое оборудование, рассказать о его применении
Цели: знать отличительные особенности профессий- уметь выделять характерный отличительный признак, изображать его символом в рисунке; объяснять, что обозначает этот символ.
Педагог загадывает детям загадки.
• Причесываю, стригу, Модную прическу Сделать могу. (Парикмахер.)
• Целый день кручу баранку, Чтоб людей всех развезти. Нужно
их доставить быстро, Адрес правильно найти. (Таксист.)
• Веду отважно самолет. Людей и груз беру на борт. (Пилот.)
• На границе я служу.
Службой очень дорожу. (Пограничник.)
• Вам продам любой товар, Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам, предложу. (Продавец.)
• Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной.)
• Я работаю в саду,
Но не где деревья.
Я всему детей учу.
Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)
• Почему меня боятся Взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина
Людям зубы лечит! (Стоматолог.)
• Пропишу очки и капли, Если плохо видит глаз.
Зрение свое проверит Каждый у меня не раз. (Окулист.)
• Помогаю я врачу: Делаю уколы,
Раздаю больным таблетки,
Ставлю банки и компресс.
Всем помочь готова. (Медсестра.)
• Учу я детишек читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
• Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота — Всех отвозить по утрам
На работу. (Водитель.)
• Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз — И помнит вас. (Фотограф.)
• С огнем бороться мы должны — С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
• Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.) Дидактические упражнения
Что будет, если...
Цели: понимать значимость профессий в жизни людей; уметь рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий.
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
• Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
• Что будет, если врачи перестанут лечйть людей/
• Что будет, если учителя перестанут учить детей?
• Что будет, если строители перестанут строить дома.'
• Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые про-
екты зданий?
• Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
• Что будет, если дорожная служба перестанет следить за со-
стоянием дорог?
Найди причину
Цели: знать, какими умениями и знаниями должны обладать люди разных профессий (доступных пониманию детей данного возраста); уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением,'
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Сшитое платье было слишком длинным, потому что...
После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что...
Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что...
В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что...
Дом сгорел до основания, потому что...
Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что...
Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что...
Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что...
Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что...
Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что...
Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что...
Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что...
Дидактические игры
Кто нас лечит
Цели: знать, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка; уметь сотрудничать со сверстниками в игре.
Школа
Цели: знать, чем занимается учитель в школе, как взаимодействует с учениками; уметь проявлять интерес к теме, желание учиться.
Библиотека
Цели: знать правила пользования библиотекой, поведения в библиотеке; уметь использовать знания литературных произведений.
На почте
знать о различных формах связи (телеграф, телефон, почта,
радио), о труде почтовых работников; уметь использовать знания в игре.
Школа пожарных
Цели: знать правила противопожарной безопасности; уметь их быстро применять в экстремальных ситуациях, проявлять чувство ответственности перед товарищами.
Кто делает игрушки?
Цели: знать о профессии игрушечника; уметь понимать значимость профессии для детей; рассказывать об изготовлении разных игрушек.
Швейная фабрика
Цели: знать о профессиях людей, работающих на швейной фабрике; уметь использовать эти знания в игре; сотрудничать со сверстниками, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за качеством работы.
Что кому надо для работы на стройке?
Цели: знать об особенностях труда строителей; уметь применять эти знания в разнообразных ситуациях игры; сотрудничать со сверстниками, своевременно включаться в рабочий процесс.
Когда это бывает?
Цели: знать о профессиях людей, которые работают в разное время суток; уметь отбирать картинки с изображением профессий по деятельности в разное время суток, рассказывать о профессиях.
Кем быть?
знать о содержании и особенностях труда людей разных
профессий, о том, что они производят; научиться понимать значимость труда взрослых, бережно относиться к вещам.
Кто важнее?
Цели: знать об особенностях труда рабочих заводов по производству машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; уметь выражать интерес к рабочим профессиям, уважение к человеку труда, его результатам; строить рассказ по цепочке в соответствии с этапами изготовления машины.
Ателье
Цели: знать о содержании труда разных работников ателье: модельера, закройщика, швеи, гладильщиц; научиться рассказывать о труде работников ателье в какой-то роли.
Кто, что, из чего и чем?
Цели: знать об особенностях профессии столяра, специфике работы с деревом, о том, какими инструментами можно обрабатывать дерево; уметь отгадывать загадки.
Кто растит хлеб для всех людей?
Цели: уметь понимать значимость хлеба для человека; знать о труде хлеборобов, машинах, помогающих им; выражать свое отношение к труду хлеборобов.
Стеклодув и гончар
знать об особенностях работы стеклодувов и гончаров, о
материалах, с которыми они работают; уметь отличать предметы из стекла и керамики; устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
Металлургический завод
Цели: знать об особенностях труда металлурга, свойствах алюминия, чугуна, стали, их назначении; уметь производить несложные опыты, делать выводы.
Вопросы и задания для проверки знаний детей по теме:
1. Что такое профессия?
2. Назовите профессии своих родителей.
3. Для чего нужны профессии?
4. Для чего нужно учиться профессиям?
5. Почему про хорошего профессионала говорят, что он мастер своего дела?
6. Почему нужно бережно относиться к результатам труда людей разных профессий?
7. Почему для овладения многими профессиями нужны определенные способности, черты характера, физическая подготовка?
8. Как можно оценить работу человека определенной профессии?
9. На какие группы можно разделить все профессии?
10. Люди каких профессий носят форменную одежду? Для чего она им нужна?
11. Какие чисто женские и чисто мужские профессии вы знаете?
Дидактический материал для проведения игр о профессиях:
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» 2019 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.