Пособие для логопедических групп "Картотека сюжетно-ролевых игр"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • docx
  • 13.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игры по темам, которые помогают ребенку, развиваться в игре. Это пособие учит детей выбрать для себя индивидуальную роль и суметь ее обыграть в предлагаемой ситуации. Также это пособие поможет воспитателю сделать каждый день ребенка увлекательным, интересным и поможет раскрыть в каждом ребенке свой талант.
Иконка файла материала rol_i_syuzhet.docx
Картотека сюжетно­ролевых игр В подготовительной группе                                             Карточка­1                            «Детский сад»     Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Закреплять знания детей о работе  медсестры, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитывать  интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых  для них, желание оказать им посильную помощь. Способствовать формированию  доброжелательности между детьми, умения считаться с желаниями и интересами  товарищей. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой  игре.                                                Карточка­2                                «Магазин»   Цель: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний   на занятиях и в повседневной жизни. Расширять знания детей о труде работников магазина. Дать представление о разных отделах в магазине. Расширять словарный запас,  совершенствовать навыки речевого общения. Продолжать учить до начала игры  согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.  Совершенствовать навыки счета,  диалогическую форму речи.  Воспитывать дружеские  взаимоотношения в игре.                                                 Карточка­3                                 «Магазин игрушек»  Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами.  Формировать дружеские взаимоотношения и культуру во время общения. Формировать  связную речь, её выразительность.Карточка­4                           «Магазин цветы»  Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о  функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Учить  создавать условия для творческого самовыражения; помочь детям  налаживать взаимодействия в совместной игре. Развивать интерес и уважение к профессии  продавца.                                                  Карточка­5                            «Игрушки у врача»  Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспи­ тывать в детях внимательность, чуткость. Способствовать развитию умения считаться с  желаниями и интересами товарищей. Продолжать развивать самостоятельность в создании  игры, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению  словаря и культуры речи.                                                   Карточка­6                           «Поликлиника»  Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать  смысл деятельности медицинского персонала.  Воспитание уважения к профессии врача.  Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген,  процедуры, градусник, рецепт.                                               Карточка­7                                     «Аптека»           Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства,  кассир­продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие  препараты для изготовления лекарств. Продолжать развивать самостоятельность в  создании игровой  среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.Продолжать работу по обогащению словаря  детей: «лекарственные препараты»,  «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».                                                  Карточка­8                               «Строим дом».  Цель: Продолжать знакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку неслож­ ной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания  детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести поня­ тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,  «сварщик», «строительный материал».                                                     Карточка­9                            « Библиотека»  Цель: формировать представления детей о библиотеке. Познакомить с трудом  библиотекаря. Воспитывать уважение к труду работников библиотеки;  правила культуры  поведения в общественных местах. Развивать умение распределять роли, договариваться о  последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты,  возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог со сверстниками.                                               Карточка­10                                 «Космонавты»  Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе,  воспитывать смелость, выдержку. Продолжать развивать самостоятельность в создании  игровой  среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по  обогащению словаря и культуры речи. Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,  космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.                                                 Карточка­11«Семья»  Цель:  Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать  умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формиро­ вать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных  взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботли­ вое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.                                                  Карточка­12                        «Дочки – матери»  Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции  матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение  самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать  нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим  обязанностям, взаимопомощь. Продолжать развивать самостоятельность в создании  игровой  среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.                                                                               Карточка­13                          «В кафе»  Цель: Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом.  Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Учить культуре поведения в обществен­ ных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. Воспитывать дружеские  взаимоотношения. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой  среды, в  соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению словаря и культуры речи.Карточка­14                 «Кругосветное путешествие»  Цель: Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой  обстановки. Расши­ рять кругозор детей. Закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, Формировать дружеские взаимоотношения, умение считаться с желаниями и интересами товарищей. Позволять быть детям более активными в дошкольной жизни.  Расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия»,  «Индия», «Европа», «Тихий океан».                                                Карточка­15                 «На дорогах города»  Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх возможные ситуации на дороге.  Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью –  регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. Формировать   умение  детей считаться с желаниями и интересами товарищей.                                                 Карточка­16                      «Правила движения»  Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила  дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу,  уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост  ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».                                              Карточка­17                         «Мы – спортсмены»   Цель: Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой  обстановки. Дать  детям знания о необходимости занятий спортом. Способствовать развитию интереса  к  физической культуре и спорту. Формировать представления о значении двигательной  активности в жизни человека.  Учить детей считаться с желаниями и интересамитоварищей.                                               Карточка­18                                                                                                           «Станция технического обслуживания автомобилей»                                   Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, прояв­ лять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем  по ремонту автомашин.                                                 Карточка­19                            «Пограничники»  Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями. Уточнить распорядок дня  военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение  четко выполнять приказы командира. Учить детей считаться с желаниями и интересами  товарищей. Расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение»,  «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».                                               Карточка­20                «Мы – военные разведчики»  Цель: развить тематику военных игр. Учить детей в точности выполнять задания, быть  внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание  служить в армии. Способствовать формированию доброжелательности между детьми,  умения считаться с желаниями и интересами товарищей. Расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана»,  «солдаты».                                              Карточка­21                              «Летчики»  Цель: Способствовать возникновению игры на основе полученных знаний. Закрепление  представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Формирование  положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду  летчика. Учить  детей действовать в импровизации самостоятельно.Карточка­22                        «Российская Армия»  Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование  конкретных  представлений о герое­воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.  Обогащение знаний детей о подвиге воинов­танкистов и воинов­моряков в родном городе.  Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер.  Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом  людей.                                               Карточка­23                                «Школа»  Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей  справедливо распределять роли в играх. Уточнить знания детей о том, чем занимаются в  школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе,  уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные  принадлежности», «портфель­рюкзак», «пенал», «ученики».                                           Карточка­24                                   «Космос»    Цель: учить детей до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые  условия, договариваться о последовательности совместных действий. Способствовать  обогащению игры новыми решениями. Создавать условия для творческого самовыражения;  учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться,  убеждать, действовать.  Соблюдать правила игры.                                            Карточка­25                              «Банк»   Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно­ролевую игру «Банк». Развивать и  обогащать сюжет игры в «банк». Учить выполнять игровые действия в соответствии с  общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.     Формировать умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. Воспитывать дружеские  взаимоотношения. Расширять словарный запас: Банкир, охранник, клиенты банка, ксерокопии. (Банкир  выдает деньги, клиенты получают их).Карточка­26                            «Зоопарк»  Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Закрепление и обогащение  знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Воспитание доброго отношения к  животным. Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера,  животные Австралии, сумчатые.                                          Карточка­27                                 «Театр»  Цель:  Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Формировать представление детей о  театре, о работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре. Учить  детей действовать  в соответствии с принятой на себя ролью. Развивать выразительность  речи; формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно­этические  нормы поведения.                                        Карточка­28                            «Ателье мод»  Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширять знания детей о труде  работников ателье, слаженности в их работе, помощниках ­ машинах. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.                                       Карточка­29                                  «Путешествие»  Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о  различных видах транспорта: наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе  водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного  вокзала, железнодорожного вокзала, аэропорта, расширение знаний детей о рабочих  профессиях. Развивать умение распределять роли, договариваться о последовательности  совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры,  умение вести простой диалог со сверстниками.Карточка­30                «Морское путешествие»  Цель: создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков  игрового модуля в реализации своих замыслов; помочь создать игровую обстановку с  учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать умение творчески развивать  сюжет; развивать речевое и ролевое взаимодействие; развивать воображение;  коммуникативные навыки; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в  процессе игры, творческие способности.                                          Карточка­31                                                              «Пожарные».  Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать   смысл деятельности пожарного.   Закрепить знания о пожарной безопасности, профессии «пожарный». Воспитывать  уважение к труду людей данной профессии. Формировать желание оказывать  взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.                                          Карточка­32                 «Парикмахерская»  Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать   смысл деятельности парикмахера.  Воспитание уважения к профессии парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, мастер, прическа, фен, пенка для укладки, накручивать  на бигуди, платить деньги в кассу.                                          Карточка­33                                  «Салон красоты»  Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширить и закрепить знания детей о  работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру  поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к  другу.                                          Карточка­34                                 «Железная дорога»  Цель: Учить детей  выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым  замыслом. Конкретизировать знания детей о труде работников   железнодорожного  транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашей Родины –Москве, Новгород. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного  транспорта. Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник,  купе,  вагон.                                         Карточка­35                            «Пароход»  Цель:  Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом  игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширить и углубить знания детей о  работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда  они  плывут, что перевозят. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного  транспорта.  Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы,  пристань, мачта.                                          Карточка­36                                   «Почта»  Цель: Формировать  умение творчески развивать сюжет игры. Расширить представления  детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитать уважение к труду  работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться  друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы»,  «почтальон».