Игры по темам, которые помогают ребенку, развиваться в игре. Это пособие учит детей выбрать для себя индивидуальную роль и суметь ее обыграть в предлагаемой ситуации. Также это пособие поможет воспитателю сделать каждый день ребенка увлекательным, интересным и поможет раскрыть в каждом ребенке свой талант.
Картотека сюжетноролевых игр
В подготовительной группе
Карточка1
«Детский сад»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Закреплять знания детей о работе
медсестры, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитывать
интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых
для них, желание оказать им посильную помощь. Способствовать формированию
доброжелательности между детьми, умения считаться с желаниями и интересами
товарищей. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой
игре.
Карточка2
«Магазин»
Цель: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний
на занятиях и в повседневной жизни. Расширять знания детей о труде работников магазина.
Дать представление о разных отделах в магазине. Расширять словарный запас,
совершенствовать навыки речевого общения. Продолжать учить до начала игры
согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
Совершенствовать навыки счета, диалогическую форму речи. Воспитывать дружеские
взаимоотношения в игре.
Карточка3
«Магазин игрушек»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами.
Формировать дружеские взаимоотношения и культуру во время общения. Формировать
связную речь, её выразительность.Карточка4
«Магазин цветы»
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о
функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных
местах. Учить создавать условия для творческого самовыражения; помочь детям
налаживать взаимодействия в совместной игре. Развивать интерес и уважение к профессии
продавца.
Карточка5
«Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспи
тывать в детях внимательность, чуткость. Способствовать развитию умения считаться с
желаниями и интересами товарищей. Продолжать развивать самостоятельность в создании
игры, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению
словаря и культуры речи.
Карточка6
«Поликлиника»
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать
смысл деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача.
Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген,
процедуры, градусник, рецепт.
Карточка7
«Аптека»
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства,
кассирпродавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие
препараты для изготовления лекарств. Продолжать развивать самостоятельность в
создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.Продолжать работу по обогащению словаря детей: «лекарственные препараты»,
«фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Карточка8
«Строим дом».
Цель: Продолжать знакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на
роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку неслож
ной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания
детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести поня
тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,
«сварщик», «строительный материал».
Карточка9
« Библиотека»
Цель: формировать представления детей о библиотеке. Познакомить с трудом
библиотекаря. Воспитывать уважение к труду работников библиотеки; правила культуры
поведения в общественных местах. Развивать умение распределять роли, договариваться о
последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты,
возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог со сверстниками.
Карточка10
«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе,
воспитывать смелость, выдержку. Продолжать развивать самостоятельность в создании
игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по
обогащению словаря и культуры речи.
Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,
космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.
Карточка11«Семья»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать
умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формиро
вать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных
взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботли
вое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Карточка12
«Дочки – матери»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции
матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение
самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать
нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим
обязанностям, взаимопомощь. Продолжать развивать самостоятельность в создании
игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
Карточка13
«В кафе»
Цель: Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Учить культуре поведения в обществен
ных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. Воспитывать дружеские
взаимоотношения. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в
соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению словаря и
культуры речи.Карточка14
«Кругосветное путешествие»
Цель: Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой обстановки. Расши
рять кругозор детей. Закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание
путешествовать, Формировать дружеские взаимоотношения, умение считаться с желаниями
и интересами товарищей. Позволять быть детям более активными в дошкольной жизни.
Расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия»,
«Индия», «Европа», «Тихий океан».
Карточка15
«На дорогах города»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх возможные ситуации на дороге.
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью –
регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. Формировать
умение детей считаться с желаниями и интересами товарищей.
Карточка16
«Правила движения»
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила
дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу,
уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост
ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Карточка17
«Мы – спортсмены»
Цель: Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой обстановки. Дать
детям знания о необходимости занятий спортом. Способствовать развитию интереса к
физической культуре и спорту. Формировать представления о значении двигательной
активности в жизни человека. Учить детей считаться с желаниями и интересамитоварищей.
Карточка18
«Станция технического обслуживания автомобилей»
Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, прояв
лять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем
по ремонту автомашин.
Карточка19
«Пограничники»
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями. Уточнить распорядок дня
военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение
четко выполнять приказы командира. Учить детей считаться с желаниями и интересами
товарищей. Расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение»,
«сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Карточка20
«Мы – военные разведчики»
Цель: развить тематику военных игр. Учить детей в точности выполнять задания, быть
внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание
служить в армии. Способствовать формированию доброжелательности между детьми,
умения считаться с желаниями и интересами товарищей.
Расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана»,
«солдаты».
Карточка21
«Летчики»
Цель: Способствовать возникновению игры на основе полученных знаний. Закрепление
представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Формирование
положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду
летчика. Учить детей действовать в импровизации самостоятельно.Карточка22
«Российская Армия»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование конкретных
представлений о героевоине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.
Обогащение знаний детей о подвиге воиновтанкистов и воиновморяков в родном городе.
Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер.
Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом
людей.
Карточка23
«Школа»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей
справедливо распределять роли в играх. Уточнить знания детей о том, чем занимаются в
школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе,
уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные
принадлежности», «портфельрюкзак», «пенал», «ученики».
Карточка24
«Космос»
Цель: учить детей до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые
условия, договариваться о последовательности совместных действий. Способствовать
обогащению игры новыми решениями. Создавать условия для творческого самовыражения;
учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться,
убеждать, действовать. Соблюдать правила игры.
Карточка25
«Банк»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетноролевую игру «Банк». Развивать и
обогащать сюжет игры в «банк». Учить выполнять игровые действия в соответствии с
общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Формировать умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. Воспитывать дружеские
взаимоотношения.
Расширять словарный запас: Банкир, охранник, клиенты банка, ксерокопии. (Банкир
выдает деньги, клиенты получают их).Карточка26
«Зоопарк»
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепление и обогащение
знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Воспитание доброго отношения к
животным.
Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера,
животные Австралии, сумчатые.
Карточка27
«Театр»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Формировать представление детей о
театре, о работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре. Учить
детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Развивать выразительность
речи; формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственноэтические
нормы поведения.
Карточка28
«Ателье мод»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширять знания детей о труде
работников ателье, слаженности в их работе, помощниках машинах. Продолжать учить до
начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия
для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Карточка29
«Путешествие»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о
различных видах транспорта: наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе
водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного
вокзала, железнодорожного вокзала, аэропорта, расширение знаний детей о рабочих
профессиях. Развивать умение распределять роли, договариваться о последовательности
совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры,
умение вести простой диалог со сверстниками.Карточка30
«Морское путешествие»
Цель: создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков
игрового модуля в реализации своих замыслов; помочь создать игровую обстановку с
учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать умение творчески развивать
сюжет; развивать речевое и ролевое взаимодействие; развивать воображение;
коммуникативные навыки; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в
процессе игры, творческие способности.
Карточка31
«Пожарные».
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать
смысл деятельности пожарного.
Закрепить знания о пожарной безопасности, профессии «пожарный». Воспитывать
уважение к труду людей данной профессии. Формировать желание оказывать
взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Карточка32
«Парикмахерская»
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать раскрывать
смысл деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера.
Активизация словаря: парикмахер, мастер, прическа, фен, пенка для укладки, накручивать
на бигуди, платить деньги в кассу.
Карточка33
«Салон красоты»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширить и закрепить знания детей о
работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру
поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к
другу.
Карточка34
«Железная дорога»
Цель: Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым
замыслом. Конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного
транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашей Родины –Москве, Новгород. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного
транспорта.
Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник, купе,
вагон.
Карточка35
«Пароход»
Цель: Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом
игры, пользоваться необходимыми атрибутами. Расширить и углубить знания детей о
работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда
они плывут, что перевозят. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного
транспорта.
Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы,
пристань, мачта.
Карточка36
«Почта»
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Расширить представления
детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитать уважение к труду
работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться
друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы»,
«почтальон».