ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Оценка 4.8
Раздаточные материалы
doc
технология
Взрослым
10.11.2018
«Инструкционно-технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся».
Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда обучающиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для обучающихся все изучаемое является новым, непонятным, когда обучающиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.Пособие для обучающихся ОГАПОУ ШАРТ по профессии 08.01.07
Для учебной практики, прежде всего в учебных мастерских и лабораториях, характерны следующие основные виды документов письменного инструктирования:
инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;
инструкционно-технологические и технологические карты – применяются при выполнении обучающимися учебно-производственных работ комплексного характера;
учебные алгоритмы - применяются на различных этапах учебного процесса.
Особое место среди документов письменного инструктирования занимают инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению обучающимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение профессии, специальности в целом.
ПОСОБИЕ инструкцирнно-технол карты по каменной кладке.doc
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»
ПОСОБИЕ
ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ
по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных
работ»
«Инструкционнотехнологические
карты, как средство организации
самостоятельной работы
обучающихся»
Выполнила: мастер
производственного обучения
ОГАПОУ ШАРТ
Хоменок Валентина
Анатольевна на методическую разработку: «Инструкционнотехнологические карты
Шебекино, 2018
РЕЦЕНЗИЯ
по профессии «Мастер общестроительных работ»
как средство организации самостоятельной работы обучающихся
на занятиях учебной практики
Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, содержание
инструкционнотехнологических карт включает информацию, обеспечивающую
правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность,
качество работы, соответствуют рабочей программе и квалификационной
характеристике профессии.
Содержание методической разработки соответствует требованиям,
предъявляемым к уровню профессиональной подготовки обучающихся по
профессии «Мастер общестроительных работ» и способствует формированию
технологической грамотности, профессиональной самостоятельности.
Инструкционнотехнологические карты, представленные в методической
разработке, имеют большое практическое значение, могут быть использованы
как на учебном занятии, так и для контроля и коррекции практических навыков
обучающихся в ходе учебной и производственной практики на предприятиях
Шебекинского района.
Благодаря тому, что в инструкционнотехнологических картах указаны
правила техники безопасности, инструменты и приспособления необходимые
для осуществления технологического процесса, указаны способы контроля
качества, данные материалы могут использоваться для самостоятельного
изучения обучающимися отдельных тем, работы в индивидуальном режиме, для
контроля, само – и взаимоконтроля результатов учебной деятельности.
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного
обучения по профессии «Мастер общестроительных работ». Раскрывает
возможности творческого использования инструкционнотехнологических карт
на вводном, текущем и заключительном инструктажах с целью активизации
учебнопроизводственной деятельности обучающихся на занятиях учебной
практики.
В целом работа имеет практическую направленность и рекомендована
методическим объединением ОГА ОУ СПО «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум» к использованию в образовательном учреждении.
Заместитель директора УПР
ОГА ПОУ «Шебекинский
агротехнический ремесленный техникум» А.И.Макаров
Мастер производственного обучения
ОГА ПОУ «Шебекинский
агротехнический ремесленный техникум» В.А.Хоменок
ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА
Инструкционнотехнологическая карта – это средство организации
самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания,
свойственного технологической карте, указания и положения о правилах
выполнения работ.
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период),
когда обучающиеся только начинают освоение профессии, когда у них
отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы
профессионально значимые качества, когда для обучающихся все изучаемое
является новым, непонятным, когда обучающиеся нуждаются в подробных
объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения обучающимися основными трудовыми операциями, в
период, когда обучающиеся начинают выполнять простые комплексные работы,
когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность
трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях,
инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать
инструкционнотехнологические карты.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и
самостоятельности обучающегося даёт такая организация применения карт,
когда они имеются у каждого обучающегося на рабочем месте. Такая
индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от
других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент
необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их
корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как
пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой обучающихся.
Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве
наглядного пособия (плаката) и каждым обучающимся в качестве
индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного
материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка
выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при
подготовке квалифицированного рабочего.
использования
инструктирования вызвана рядом причин:
Необходимость
документов
письменного
вопервых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки
квалифицированных рабочих;
вовторых, нехваткой времени для эффективного управления
процессом производственного обучения обучающихся проведения
индивидуального инструктирования. (Исследования показали, при длительности
урока производственного обучения 6 часов на индивидуальную работу мастера
с каждым из 15 обучающихся приходится всего 1015 мин.);
втретьих, невозможностью использовать на рабочих местах
обучающихся изданные в виде книг руководства для подготовки
квалифицированных рабочих ряда профессий, в том числе по профессии
«Мастер общестроительных работ».
На наш взгляд, применение инструкционнотехнологических карт во
многом расширяет возможности мастера в управлении процессом обучения. Это
обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах
письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной
системе. Письменное инструктирование создает благоприятные условия для
определенной стандартизации сообщаемой информации.
Применение инструкционнотехнологических карт,
являющейся
самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном
инструктировании каждого обучающегося, повысить самостоятельность
обучающихся в процессе обучения.
Применение инструкционнотехнологических карт способствует
расширению и укреплению связи теории и практики.
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ, КАК СРЕДСТВО
ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЩИХСЯ
Опытные мастера обычно начинают изложение с краткого вступления. В
нем дается общее представление о сущности и практическом значении темы и
определяются узловые вопросы предстоящего изложения. Все изложение
должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и
доступно. Важно, чтобы обучающимся была ясна связь рассматриваемых
вопросов.
Например, при рассмотрении какойнибудь операции мастер вначале
говорит о ее назначении, целях и сравнивает ее с операциями, уже известными
обучающимся, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения
операции, он дает ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это
направляет внимание обучающихся на подробное изучение отдельных частей
операции, на ее анализ.
После разбора операции по частям мастер вновь рассматривает операцию в
целом, но уже более конкретно, в целом, т. е. переходит к синтезу.
Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий,
разбором технической документации, имеющихся в наличии документов
письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт,
показом трудовых действий. Везде, где это возможно и целесообразно, следует использовать
проблемное, а не догматическое изложение материала. При этом мастер не
преподносит сразу готовые выводы, а, формулируя задачу, вскрывает трудности
и противоречия, возникающие при ее решении, раскрывает причинно
следственные связи, рассуждает, доказывает, приводит доводы. Этим самым
мастер втягивает и обучающихся в коллективное думание.
Сильно затрудняет инструкторскую деятельность преподавателя и мастера
(обычно лабораторнопрактические работы проводятся ими совместно). Вот
здесь на помощь им и приходят инструкционные карты, в которых достаточно
подробно раскрыты порядок и необходимые инструктивные указания для
рационального выполнения обучающимися соответствующих заданий.
При обучении обучающихся в Техникуме строительным профессиям
документы письменного инструктирования применялись гораздо реже. Причин
здесь несколько. Вопервых, издательства, выпускающие литературу для
профессиональных учебных заведений, издавали весьма мало такой
документации, объясняя это отсутствием предложений от возможных авторов и
экономической невыгодностью таких изданий.
Вовторых, непосредственно в учебных заведениях документы письменного
инструктирования также разрабатывались недостаточно интенсивно и
эффективно, так как это требовало определенной квалификации их
потенциальных разработчиков.
Централизованно издательствами были изданы комплекты инструкционных
карт только для обучения общеслесарным,
электромонтажным,
швейным работам.
Считалось,
фрезерным,
токарным,
что личного
инструктирования обучающихся мастером вполне достаточно для успешного
овладения обучающимися основами профессии. С такой точкой зрения на
процесс производственного обучения, особенно на его начальных этапах, никак
нельзя согласиться. Каково же место и назначение документации письменного
инструктирования в процессе производственного обучения, прежде всего в
создании и поддержании у обучающихся эффективной ориентировочной основы
их правильной и качественной учебнопроизводственной деятельности?
При всей доходчивости, понятности, полноте вводного инструктирования
обучающихся мастером по предстоящим освоению приемам и способам
трудовых действий и процессов они (обучающиеся) не могут всего услышанного
и увиденного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций, запомнить
настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим в процессе
выполнения учебнопроизводственных работ. Это восполняется в ходе текущего
инструктирования обучающихся. Однако мастер объективно не в состоянии
оказать своевременно необходимую помощь всем нуждающимся в ней
обучающимся: на когото он не обратил внимания, ктото не обратился и
пытается сам выполнить осваиваемые действия и т. п. Для избежания таких
ситуаций и применяется документация письменного инструктирования
специальные учебные инструкции, в которых в словесной и графической форме
даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях
успешности выполняемых упражнений.
Для учебной практики, прежде всего в учебных мастерских и лабораториях,
характерны следующие основные виды документов письменного
инструктирования:
инструкционные карты применяются при освоении и отработке
трудовых приемов, способов, операций, видов работ;
инструкционнотехнологические и технологические карты –
применяются при выполнении обучающимися учебнопроизводственных работ
комплексного характера;
учебные алгоритмы применяются на различных этапах учебного
процесса. Особое место среди документов письменного инструктирования занимают
инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению
обучающимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение
профессии, специальности в целом.
В инструкционных картах представлена информация двух видов: словесная
– описания наиболее рациональной последовательности, правилрекомендаций и
указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев
контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов
безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах
выполнения трудовых действий, а также графическая рисунки, схемы, графики
и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом,
инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу
деятельности обучающихся при освоении соответствующей изучаемой трудовой
операции, вида работы.
Резонен вопрос: а можно ли обучать без инструкционных карт? Конечно,
можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Во
первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования обучающихся,
особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов,
инструкционные карты составляются
видов работ.
высококвалифицированными специалистами как в области собственно
Вовторых,
профессии, так и в методическом плане, в силу этого раскрывают наиболее
эффективные способы труда и методическую сторону обучения обучающихся. В
этом смысле инструкционные карты являются своеобразным учебным пособием
для мастеров производственного обучения.
Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в
методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного
инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную
документацию для обучающихся, но и методическую документацию для мастера
производственного обучения. Одним из требований к разработке инструкционных карт является
соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы
обратить внимание на необходимость анализа содержания программного
материала и определения на этой основе структурного построения
инструкционной карты. Вопервых, необходимо четко выделить «законченные»
содержательные части программного материала (назовем их упражнениями),
дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения
в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.
Вовторых, важно оценить новизну и сложность учебного материала,
предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и
требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые
приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные
простые для освоения трудовые приемы и способы работы в карту включать нет
необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для
пользования. Втретьих, на основе анализа учебного материала учебной
программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия
в карте приемов и способов операции, имея в виду, что в программе только
перечислены подлежащие освоению составные части учебной операции темы
программы; наиболее рациональный порядок их освоения определяет мастер, в
данном случае составитель инструкционной карты.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций:
«что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте «как делать» в
этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела
карты «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность
разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в карте
необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но
в то же время полно по содержанию. Это требует определенного навыка, что
доступно далеко не каждому мастеру производственного обучения. Надо не
только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций. Поэтому так мало
инструкционных карт разрабатывается непосредственно в учебных заведениях.
Однако это не означает, что с таким положением нужно смириться и не
инструкционную документацию письменного
пытаться создавать
инструктирования непосредственно в учебных заведениях. Вопервых, хорошо
писать можно научиться, и к этому надо стремиться. Вовторых, на первых
порах, а быть может, и не только на первых хороший эффект может дать
сотрудничество в подготовке инструкционной документации опытного
методиста и опытного мастера, владеющего развитым профессиональным и
педагогическим мастерством.
Важна также рациональная методика использования инструкционных карт
на уроках, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах
производственного обучения, когда у обучающихся закладывается база,
фундамент будущей профессии. А каков фундамент, таково и возводимое на
нем здание.
Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если
они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, имея в виду, что
упражнения по отработке трудовых приемов и способов изучаемой операции
проводятся, как правило, фронтально. У мастера при этом должна быть такая
же карта, выполненная в крупном масштабе (обычно 800x1000 мм),
используемая в качестве пособия при проведении вводного инструктажа.
Очень важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений,
содержащиеся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного
инструктирования обучающихся мастером.
Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктаж –
сам по себе, а карта – сама о себе. Тогда ею обучающиеся пользоваться не
будут, так как наглядно видят, что мастер обходится без нее. Если же мастер
каждое свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на
соответствующие пояснения и указания карты, больше того, если мастер будет идти от карты к собственным пояснениям – тогда обучающиеся наглядно будут
убеждаться в нужности и полезности карты.
Особо важно учить обучающихся пользоваться картой, имеющейся на их
рабочих местах, в процессе выполнения упражнений по отработке
соответствующих трудовых приемов и операций.
Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что учащийся
чтото выполняет не так, как было показано и что пояснено в карте, то не
следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать
соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так
же следует поступать, если обучающийся сам обращается к мастеру за
повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением
инструкционных карт постепенно приучит, привьет «вкус» обучающимся к
использованию учебной документации не только на начальных периодах
обучения, но и в дальнейшем, когда основным документом письменного
инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая
документация.
Другой типичный документ письменного инструктирования, используемый
инструкционнотехнологические и
в производственном обучении,
технологические карты. Такие карты являются фактически технологической
документацией, применяемой на предприятиях для соответствующих
профессий, приспособленной для учебных целей. На предприятиях
технологическая документация имеет разные названия: инструкции,
технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и
т. п. Суть их от этого не изменяется все они в более или менее подробном
изложении раскрывают последовательность обработки, изготовления, ремонта,
наладки, обслуживания и т. п. технологического оборудования. В учебных целях
технологические карты (или карты технологического процесса) обычно
разрабатываются для учебнопроизводственных работ в целях дальнейшей
отработки ранее изученных трудовых приемов и способов работы, характерных для соответствующей профессии, специальности, освоения обучающимися
специфики выполнения реальных трудовых процессов, совершенствования основ
профессионального мастерства и являются более подробными по сравнению с
производственной документацией.
На первых порах включения в учебный процесс работ комплексного
характера обычно применяются инструкционнотехнологические карты, в
которых наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения
учебнопроизводственных работ «законченного» характера даются необходимые
для правильного их выполнения инструктивные указания и пояснения,
Более широко применяются
аналогичные инструкционным картам.
технологические карты (без инструктивных указаний и пояснений),
раскрывающие рациональную последовательность технологических операций,
техническое оснащение
инструментарий,
переходов,
приспособления и т.п.), наиболее рациональные режимы и параметры,
(оборудование,
контрольнопроверочные операции.
Инструкционнотехнологические
и
технологические
карты
преимущественно разрабатываются непосредственно в учебных заведениях,
имея в виду, что они отражают реальный трудовой процесс, предполагающий
определенные реальные условия учебного заведения: материальное оснащение,
материалы и заготовки, инструментарий, технические требования и конечные
параметры.
Информация в инструкционнотехнологических и технологических картах,
как и в инструкционных, представляется двух видов: словесная и графическая
эскизы обработки, схемы, диаграммы и т. п. При разработке карт на
изготовление «вещественной» продукции (изделия и детали, характерные для
токарей, слесарей, электромонтажников, портных и т. п.) возможно вместо
поэтапных эскизов на щиты с картами в соответствующих местах помещать
натуральные объекты (образцы) работ, обработанных на соответствующей
стадии технологического процесса. Это придает карте значительно большую наглядность и действенность, так как в этом случае обучающиеся не только
руководствуются картой в определении последовательности обработки
(изготовления), но имеют возможность сравнить свою работу с образцом.
Методические приемы использования технологических карт на уроках
производственного обучения в принципе не отличаются от использования
инструкционных карт. Особенность их использования заключается в том, что
при проведении вводного инструктажа подробно рассматриваются и
иллюстрируются инструкционнотехнологическими или технологическими
картами технологии выполнения наиболее типичных для данного урока учебно
производственных работ. Порядок и особенности выполнения основных,
наиболее сложных технологических операций и переходов других работ, на
которые нет технологических карт, мастер объясняет устно с необходимыми
демонстрациями. В процессе выполнения этих работ в ходе урока на
правильность соблюдения рациональной технологии их выполнения обращается
особое внимание. ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлёв И.П., Лапшин П.А. «Каменщик»: учебное пособие для учащихся
лицеев и училищ. – РостовнаДону: «Еникс», 2015 г. – 407 с.
2. Журавлёв И.П., Лапшин П.А. «Каменщик»: учебное пособие для учащихся
профессиональных лицеев и училищ. – РостовнаДону: «Феникс», 2014 г.
– 409 с.
3. Чичерин И.И. «Общестроительные работы»: учебник. – Москва:
Издательский центр «Академия», 2009 г. – 416 с.
4. Искусство кирпичной кладки: популярное издание / Под редакцией М.О.
Лукьянов, М.И. Марченко. – Москва: «Цитадель», 2000 г. – 174 с.
5. Ищенко И.И. «Каменные работы»: учебник. – Москва, «Высшая школа»,
1987 г. – 239 с. 6. Кругликов Г.И. «Настольная книга мастера профессионального обучения:
учебное пособие для студентов среднего профессионального образования.
– Москва: Издательский центр «Академия», 2006 г. – 272 с.
7. Лукин А.А. «Технология каменных работ»: учебное пособие для
начального профессионального образования. – Москва: Издательский
центр «Академия», 2009 г. – 256 с.
8. Методическая документация в строительстве (МДС 511.2001).
9. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных
мастерских. М.: Просвещение, 2006.
10.Неелов В.А. Пособие по программированному обучению каменным
работам. – Москва «Высшая школа», 1986 г. – 139 с.
11.Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.
Издательство Стройиздат, 2001 г. – 272 с.
12.Смирнов Б.Б.
«Каменщик»:
учебное пособие для учащихся
профессиональнотехнических училищ. – РостовнаДону: «Феникс», 2000
г. –317 с.
13.Скакун В.А., Организация и методика профессионального обучения,
учебное пособие. Москва, ФОРУМ ИНФРАМ, 2007, – 336 с. ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный
14.
ИНСТРУКЦИОННО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
техникум»
КАРТЫ
по профессии
«Мастер общестроительных
работ»
2 0 1 8 г о д ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
СОСТАВЛЕНЫ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТЕМАМ ПРОГРАММЫ:
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАМЕННОЙ КЛАДКЕ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА КАМЕНЩИКА ПРИ КЛАДКЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ
4. КЛАДКА ИЗ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА И МЕЛКИХ БЛОКОВ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА И
ОСОБЕННОСТИ
5. ХАРКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БУТОВОЙ И БУТОБЕТОННОЙ
КЛАДКИ ТЕМА:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАМЕННОЙ КЛАДКЕ ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Общие сведения о каменной кладке
Определение
Правила разрезки
Ведение кирпичной кладки
кладки
кладки
Прочность и
устойчивость кладки
Толщина швов Кладкой
называют
конструкции из
природного
камня, кирпича
или других
каменных
материалов,
уложенных на
растворе в
определенном
порядке
Правила разрезки
кладки
предусматривают:
укладку камня,
кирпича или других
каменных материалов
горизонтальными
рядами,
перпендикулярно
действующим силам;
разделение камней
или кирпичей
поперечными и
продольными швами;
смещение
(перевязку)
вертикальных швов
смежных рядов.
Кирпичную кладку ведут горизонтальными
рядами. Широкой гранью кирпичи
укладывают на раствор, образующий в кладке
горизонтальный шов. Раствор, разделяющий
боковые грани смежных кирпичей, образует
вертикальные (продольные или поперечные)
швы.
Ширина кладки всегда кратна четному или
нечетному числу половинок кирпича.
Ряды, образующие фасадную поверхность
кладки, называют наружной или лицевой
верстой, выходящие на внутреннюю сторону
внутренней верстой. Ряды кладки, уложенные
между наружной и внутренней верстой,
называют забуткой.
Кирпичи, уложенные длинной гранью к
поверхности стены, образуют ложковый ряд, а
уложенные короткой гранью тычковый.
Перевязывают кирпичную кладку, чередуя
тычковые и ложковые ряды. Определенный
порядок укладки кирпичей называют
системой перевязки. При возведении
конструкций из кирпича используют три
системы перевязки: однорядную цепную,
многорядную и трехрядную.
Способность кладки
воспринимать нагрузку от
вышележащих
конструктивных элементов
называют прочностью.
От действия нагрузок в
кладке возникают внутренние
напряжения и деформации. На
прочность кладки оказывают
влияние марка раствора и
кирпича, форма и размеры
кладочных материалов,
толщина и плотность
растворных Способность
кладки сохранять свое
положение при действии
горизонтальных, например,
ветровых, нагрузок называют
устойчивостью.
Устойчивость ограничивает
высоту кладки в зависимости
от ее толщины и величины
ветровых нагрузок.
Для того чтобы все
кирпичи, уложенные в
конструкции, работали
на сжатие, нормируют
толщину
горизонтальных и
вертикальных швов:
толщина
горизонтальных швов
1015 мм,
вертикальных 815
мм.
При увеличении
толщины швов сверх
нормативного предела
уменьшается прочность
кладки.
Толщина швов,
меньшая
установленного
минимума, снижает
прочность кладки
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Общие сведения о каменной кладке №
п/п
1
Кладка из утолщенного кирпича
2
Кладка из керамического и силикатного камня
3
Кладка из бетонного камня со щелевидными пустотами
Вид кладки
Характеристика
Кладка из утолщенного кирпича высотой
88 мм выполняется по приведенным правилам
разрезки. Это обеспечивает совместную работу
уложенных кирпичей или камней и равномерное
распределение в кладке давления собственного веса и
конструктивных элементов, опирающихся на нее,
например, плит междуэтажного перекрытия.
Кладку из керамического и силикатного камня
выполняют с соблюдением правил разрезки. Размеры
камня соответствуют объему двух кирпичей,
уложенных плашмя, с учетом толщины шва между
ними.
Пустоты (щели) в камнях улучшают
теплозащитные свойства кладки, что позволяет
уменьшить толщину стен.
Кладку из бетонного камня со щелевидными
пустотами размером
390 х 190 х 188 мм ведут с перевязкой вертикальных
швов. Внутренняя часть кладки перевязывается за счет
чередования в смежных рядах целых камней и
продольных половинок размером 390 х 90 х 188 мм.
Рассмотренные виды кладки используют для
возведения фундаментов, наружных и внутренних стен,
перегородок и других конструктивных элементов.
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Общие сведения о каменной кладке Действие
нагрузки
Внешние
нагрузки,
действующие
на кладку,
создают в ней
напряженное
состояние
Наименование стадий
Характеристика стадий нагрузки
Первая стадия нагрузки
Вторая стадия нагрузки
Третья стадия нагрузки
Четвертая стадия нагрузки
Первая стадия нагрузки, нормальная
эксплуатация сооружения, внутренние
напряжения не вызывают видимых
повреждений кладки.
При увеличении нагрузки наступает
вторая стадия, когда в отдельных
кирпичах появляются трещины.
Продолжающийся рост нагрузки
приводит к развитию вертикальных
трещин, наступает
третья стадия нагрузки, при этом
кладка еще способна воспринимать
действующие на нее внешние силы.
При дальнейшем нарастании нагрузки
наступает
четвертая
которая
расслаивает кладку на тонкие
столбики.
После этого кладка
разрушается изза потери устойчивости
конструкции,
расчлененной
вертикальными трещинами.
стадия, ТЕМА:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА КАМЕНЩИКА
ПРИ КЛАДКЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Организация рабочего места каменщика при кладке различных конструкций
Рабочее место каменщика – это участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади (часть подмостей) в
пределах которых размещены поддоны с кирпичом, ящики с раствором, инструменты и приспособления; передвигается сам
каменщик и стропальщики, обеспечивающие постоянное положение необходимых стеновых материалов.
Эскиз
Характеристика зон
рабочего места
1. Рабочая – ширина 0.60.7 м
2. Зона складирования
материалов – 11.1 м
3. Транспортная зона – не
более 0.8 м
Особенности организации рабочего места
1. При кладке глухих стен из кирпича,
шлакобетонных и керамических камней,
материалы размещаются вдоль фронта работ в
таком порядке: ящик растворной смеси, кирпич
на поддонах или в контейнерах, затем
расстояние между соседними ящиками с
раствором не должно превышать 3 м.
2. При кладке стен с проемами поддоны с
кирпичом (запас примерно на 4 ч работы),
располагаются напротив простенков, а
растворная смесь – напротив проемов.
3. При кладке столбов кирпич должен находиться
по одну сторону столба, а растворная смесь –
по другую.
4. Запас кирпича и других складочных материалов
на рабочем месте до начала смены должен
соответствовать 24 часовой потребности в них.
5. Раствор в ящике загружается перед началом
кладки из расчета 4045 минут работы. В
процессе кладки запас каменных материалов и
раствора наполняется. 1. При кладке глухих стен из кирпича расстояние между соседними ящиками с раствором не
должно превышать 3 м.
Требования ТУ
2. При кладке стен с проемами поддоны с кирпичом (запас примерно на 4 ч работы)
3. При кладке стен с проемами запас материала примерно на 4 ч работы
Безопасные условия труда
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж на
рабочем месте. При подаче кладочных материалов:
камень, раствор, бетон, каменщикам следует
находиться вне границы опасной зоны, где
возможно падение подаваемых грузов, конструкций
и т. д. ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Организация рабочего места каменщика при кладке глухих стен
Рабочее место каменщика – это участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади (часть подмостей) в
пределах которых размещены поддоны с кирпичом, ящики с раствором, инструменты и приспособления; передвигается сам
каменщик и стропальщики, обеспечивающие постоянное положение необходимых стеновых материалов.
Эскиз
Технология
При кладке глухих участков стен
рабочее место каменщика имеет
ширину 2,52,6 м и подразделяется
на следующие зоны:
рабочую шириной 6070 см, где
перемещается каменщик в процессе
кладки;
складирования шириной до 1,6 м,
где ящики с раствором чередуются с
поддонами кирпича;
свободную шириной 3040 см,
предназначенную для прохода.
Материалы
Каменный материал, раствор
для каменной кладки
Инструменты
Рабочие и
контрольно
измерительные
инструменты
каменщика
Требования ТУ
1. При кладке глухих стен из кирпича расстояние между соседними ящиками
с раствором не должно превышать 3 м.
2. Ширина рабочей зоны 6070 см.
3. Ширина зоны складирования до 1,6 м.
4. Ширина свободной зоны 3040 см.
Безопасные условия труда
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж на
рабочем месте. При подаче кладочных материалов:
камень, раствор, бетон, каменщикам следует
находиться вне границы опасной зоны, где
возможно падение подаваемых грузов, конструкций
и т. д. ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Организация рабочего места каменщика при кладке простенков
Рабочее место каменщика – это участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади (часть подмостей) в
пределах которых размещены поддоны с кирпичом, ящики с раствором, инструменты и приспособления; передвигается сам
каменщик и стропальщики, обеспечивающие постоянное положение необходимых стеновых материалов.
Эскиз
Технология
складирования
При кладке простенков рабочее
место каменщика шириной до 2,6 м
также подразделяется на зоны
и
рабочую,
свободную.
Для того чтобы каменщики
выполняли меньше движений,
поддоны с кирпичом ставят
напротив простенков. Ящики с
раствором устанавливают напротив
проемов,
стороной
перпендикулярно возводимой стене.
длинной
Материалы
Каменный материал, раствор
для каменной кладки
Инструменты
Рабочие и
контрольно
измерительные
инструменты
каменщика
Требования ТУ
Безопасные условия труда 1. Рабочее место каменщика – до 2,6 м.
2. Ширина рабочей зоны 6070 см.
3. Ширина зоны складирования до 1,6 м.
4. Ширина свободной зоны 3040 см.
К выполнению каменных работ допускают рабочих,
прошедших обучение, и инструктаж на рабочем
месте. При подаче кладочных материалов: камень,
раствор, бетон, каменщикам следует находиться
вне границы опасной зоны, где возможно падение
подаваемых грузов, конструкций и т. д.
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Организация рабочего места каменщика при кладке углов
Рабочее место каменщика – это участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади (часть подмостей) в
пределах которых размещены поддоны с кирпичом, ящики с раствором, инструменты и приспособления; передвигается сам
каменщик и стропальщики, обеспечивающие постоянное положение необходимых стеновых материалов.
Эскиз
Технология
При кладке углов стен рабочая зона
шириной 6070 см располагается
вдоль участка кладки. Поддоны с
кирпичом ставят ближе к углу,
повернув ящики с раствором
длинной стороной поперек стены.
Инструменты
Рабочие и
контрольно
измерительные
инструменты
каменщика
Материалы
Каменный материал, раствор
для каменной кладки
Требования ТУ
Безопасные условия труда 1. Ширина рабочей зоны 6070 см.
2. Ширина зоны складирования до 1,6 м.
3. Ширина свободной зоны 3040 см.
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж на
рабочем месте. При подаче кладочных материалов:
камень, раствор, бетон, каменщикам следует
находиться вне границы опасной зоны, где
возможно падение подаваемых грузов, конструкций
и т.д.
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Организация рабочего места каменщика при кладке столбов
Рабочее место каменщика – это участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади (часть подмостей) в
пределах которых размещены поддоны с кирпичом, ящики с раствором, инструменты и приспособления; передвигается сам
каменщик и стропальщики, обеспечивающие постоянное положение необходимых стеновых материалов.
Эскиз
Технология
Инструменты
Материалы Рабочие и
контрольно
измерительные
инструменты
каменщика
Каменный материал,
раствор для каменной
кладки
При кладке столбов кирпич
размещают слева, а раствор справа от
каменщика.
Рабочая зона шириной 70 см
размещается между кладочными
материалами по одну сторону
выкладываемого столба.
Запас кирпича на рабочем месте
каменщика должен соответствовать 2
4часовой потребности.
Раствор в ящики загружают перед
началом кладки с расчетом на 4045
мин работы.
В процессе кладки пополняют запас
кирпича и раствора.
Требования ТУ
1. Рабочая зона шириной 70 см.
2. Запас кирпича на 24 часа работы.
3. Запас раствора на 4045 мин.
Безопасные условия труда
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж
на рабочем месте. При подаче кладочных
материалов: камень, раствор, бетон,
каменщикам следует находиться вне границы
опасной зоны, где возможно падение
подаваемых грузов, конструкций и т. д.
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Технология устройства угловых порядовок
Порядовками называют приспособления, выполненные из уголков, труб или реек с делениями, соответствующими толщине
горизонтальных рядов кладки, равными 77 мм для одинарного и 100 мм для утолщенного кирпича. Порядовки предназначены
для закрепления причального шнура и обеспечения вертикальности и горизонтальности рядов выкладываемых Эскиз
Материалы
Дерево, металл,
винтовые
зажимы
крюки
Технология
Угловые металлические
порядовки играют роль шаблона,
который при правильной
установке и жестком закреплении
обеспечивает вертикальность
кладки. Закрепляют порядовки
скобами с винтовым зажимом или
крюками. Причальный шнур
закрепляют в передвижной
хомутик или в отверстии
порядовки. Для снятия
порядовки используют рейку
правило с отверстием на конце.
Инструменты
1. По материалу:
металлические;
деревянные.
2. По месту установки:
угловые;
промежуточные.
3. По высоте:
до 1,8 м на один ярус кладки;
до 3 м на один этаж.
4. По способу крепления:
винтовыми зажимами;
крюками;
скобками и клиньями.
5. Рейкаправило.
1. Обеспечение вертикальности кладки.
Требования ТУ
2. Высота порядовок на один ярус – до 1,8 м.
3. Высота порядовки на один этаж – до 3 м.
Безопасные условия труда
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж на
рабочем месте. Особые правила безопасности
необходимо соблюдать при жестком креплении
порядовок ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Технология устройства промежуточных порядовок Порядовками называют приспособления, выполненные из уголков, труб или реек с делениями, соответствующими толщине
горизонтальных рядов кладки, равными 77 мм для одинарного и 100 мм для утолщенного кирпича. Порядовки предназначены
для закрепления причального шнура и обеспечения вертикальности и горизонтальности рядов выкладываемых
Эскиз
Технология
Промежуточные деревянные порядовки
зажимают Побразными скобами, вставленными
через 68 рядов в швы кладки, и закрепляют
клиньями.
Порядовки устанавливают до начала кладки
на углах здания, в местах примыкания стен, а на
протяженных участках через каждые 12 м.
Сначала в вертикальном шве кладки
закрепляют одну струбцину, а через 34 ряда
другую.
Затем между установленными
струбцинами вставляют порядовку и винтовым
зажимом прижимают ее к кладке. Винтами на
нижнем конце порядовки регулируют ее
Правильность
вертикальное
установки контролируют отвесом.
После
выверки между порядовками натягивают
причальный шнур.
положение.
Рис. Крепление порядовки к кладке
а – рейка, б – держатель; в – клин
Требования ТУ
1. Обеспечение вертикальности кладки.
2. Высота порядовок на один ярус – до 1,8 м.
3. Высота порядовки на один этаж – до 3 м.
4. Проверка правильности порядовки отвесом.
Материалы
Дерево, металл, П
образные скобы
крюки,
металлические
струбцины,
винтовые зажимы
Инструменты
1. По материалу:
металлические
деревянные
2. По месту установки:
угловые
промежуточные
3. По высоте:
до 1,8 м на один ярус
кладки
до 3 м на один этаж
4. По способу
крепления:
винтовыми зажимами
крюками
скобками и клиньями
5. Рейкаправило
Безопасные условия труда
К выполнению каменных работ допускают
рабочих, прошедших обучение, и инструктаж
на рабочем месте.
Особые правила
безопасности необходимо соблюдать при
жестком креплении порядовок ТЕМА:
ТЕХНОЛОГИЯ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ
Содержание:
Технология кладки стен по однорядной системе перевязки швов.
Технология кладки стен по многорядной системе перевязки швов.
Технология кладки простенков и столбов по трехрядной системе перевязки швов.
Технология кладки облегченных конструкций.
Технология кладки перемычек и сводов.
Технология кладки с облицовкой. ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Приемы кладки стен по однорядной системе перевязки швов
Инструменты
Рабочие и контрольно
измерительные
инструменты каменщика
Материалы
Каменный материал,
раствор
Эскиз
Технология выполнения
Прямые углы стен любой толщины начинают с
укладки двух трехчетверток в тычковом ряду.
Уложенные ложком они продолжают наружную
версту. Во втором ряду для перевязки внутренней
версты укладывают четверки кирпичей Простенки,
т.е. участки стен между проемами, начинают с
укладки тычкового ряда. В местах четвертей
укладывают четвертки кирпичей. Во втором ряду
перевязку обеспечивают неполномерные кирпичи
(трехчетвертки и четвертки).
Вертикальное ограничение стен это ровный
обрез кладки по вертикальной плоскости. Наружную
версту первого ряда укладывают тычком. Перевязка
в торцевой части обеспечивается укладкой
трехчетверток,
которые кладут околотой
плоскостью внутрь стены.
Примыкание стен
выкладывают так, чтобы
наружная верста одной стены была тычковая, а
другой ложковая. Перевязка обеспечивается
укладкой через ряд трехчетверток,
число
определяется толщиной примыкающей стены. Требования ТУ
Безопасные условия труда
1. Каменщик должен знать и выполнять требования, предъявляемые к перевязке,
качеству швов кладки, прямолинейности поверхностей и вертикальности углов.
2. Отклонения поверхностей и углов кладки от вертикали должны быть не более 10
мм на один этаж, а на все здание – не более 30 мм.
3. Отклонения по толщине кладки 15 мм, размеров вентиляционных каналов – 5
мм.
4. Ширина проемов может превышать проектное значение, но не более чем на 15
мм.
5. Отклонения отдельных рядов кладки от горизонтали не должно быть больше 15
мм на 10 м длины.
6. Средняя толщина горизонтальных швов кладки в пределах этажа должна
соответствовать 12 мм, а вертикальных – 10 мм.
процесса
Инструменты
К выполнению каменных работ
допускают рабочих, прошедших обучение,
и инструктаж на рабочем месте.
При возведении каменных зданий и
конструкций необходимо обеспечить
безопасность
кладки,
эксплуатации подмостей и лесов,
подъемников и других строительных
машин. Подача кирпича и строительного
раствора к месту работы должна быть
механизирована.
и
приспособления должны быть в исправном
состоянии. Снаружи здания устраиваются
защитные козырьки шириной до 1,5 м. не
разрешается ходить по козырькам. Входы
в
навесами.
Использование
предохранительных
поясов. Высота кладки, которую может
выложить каменщик без подмащивания, не
должна превышать 1,2 м. При кладке стен
толщиной более 0,75
м допускается
работать в положении, стоя на стене, но с
использованием
предохранительного
пояса. Кладку карнизов с выносом более
0,3 м выполняют с наружных выпускных
лесов. Ширину настила делают на 0,6 м
больше внешнего края карниза.
защищают
здание
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
ПОСОБИЕ ПО КАМЕННОЙ КЛАДКЕ по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.