Тема: Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения
Цель занятия: формирование навыков работы с инструментами отрезок, окружность, вспомогательные линии.
Задачи:
Обучающие: научиться выполнять чертежи фигур с сопряжениями.
Развивающие: формировать интерес к учению; развивать познавательные интересы, творческие способности; прививать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитание активности учащихся; обеспечение сознательного усвоения материала.
Оборудование:
Программное обеспечение: Компас-3D, мультимедиа-проектор, ПК, алгоритм выполнения задания для каждого учащегося, Интернет
Ход занятия
1. Организационный момент
Сообщение темы, определение цели и задач занятия учащимися.
2. Актуализация знаний
Повторим изученный материал
Ø Чем отличается фаска от скругления?
Ø Какими параметрами задаётся фаска?
Ø Где расположены команды скругление и фаска?
Ø Назовите способы создания фаски.
3. Изучение нового учебного материала.
![]() |
Для построения сопряжений необходимы следующие
элементы: радиус сопряжения, центр дуги сопряжения, точки сопряжения.
![]() |
Сопряжение двух окружностей:
![]() |
![]() |
Внешнее Внутреннее
Центры окружностей находятся Центры окружностей находятся
![]() |
|||
![]() |
|||
Рис 1. Рис 2.
Для построения сопряженных элементов, таких как окружности касательные к дугам или отрезкам прямых, в системе КОМПАС-3D предусмотрены специальные команды. Рассмотрим их особенности на примере построения профиля крюка
4. Операционно-исполнительский этап
![]() |
Порядок выполнения работы:
1) Запускаем программу Компас-3D V16.
2)
Создаем
файл-фрагмент. Для этого нажимаем на кнопку создать
документ и выбираем тип нового документа – фрагмент
3)
С
помощью горизонтальной вспомогательной прямой и вертикальной вспомогательной прямой
отмечаем точку (0,0)
на эскизе
4)
Выполняем
построение параллельных прямых как на рисунке:
5)
Выбираем инструмент дуга по двум точкам на
панели
Геометрия и выполняем
построение дуг
![]() |
![]() |
||
![]() |
6)
Выбираем вспомогательную прямую и
строим ее в точке (0,0) под углом - 45 градусов
7)
Выбираем инструмент дуга окружность на
панели
Геометрия. Строим окружность
диаметром 55 мм в точке (0,0).
8)
![]() |
9)
![]() |
10)
Построим «Окружность
с центром на объекте» радиусом 60 мм, как показано
на рисунке, где центр окружности будет лежать на
горизонтальной прямой в точке пересечения с центральной окружностью:
11)
Далее
построим окружность радиусом 32 мм, касательную к окружности
радиусом 70 мм, используя команду «Окружность, касательная к
1 кривой».
При
построении этой окружности укажем в качестве касательной кривой окружность
радиусом 70 мм, в панели свойств зададим радиус 32 мм и точку с
правой стороны на верхнем горизонтальном отрезке, как
показано на рисунке:
![]() |
![]() |
![]() |
||
12)
![]() |
13)
![]() |
14)
![]() |
15)
![]() |
16)
В указанной на чертеже точке выполняем
построение окружности диаметром 10 мм
5. Самостоятельная работа.
Задание 1. Образмерить полученный эскиз.
6. Итог занятия
Сегодня мы с вами создали чертеж модели, оформили и обозначили его. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.