Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа№5 имени Героя России Мусалаева Т.О.»
План
открытого урока
по математике в 9 классе
на тему:
«Построение графика квадратичной функции»
Разработал
учитель математики
МКОУ «СОШ№5»
Юсупова М.А.
Г.Хасавюрт 2019 год
Тема: «Построение графика квадратичной функции»
Задачи урока: Познакомить учащихся с построением графика квадратичной функции.
Цель:
Образовательная:
· проверить знания и умения учащихся по предыдущей теме "Сдвиг графика y= ax2 вдоль осей координат";
· сформулировать с учащимися алгоритм построения графика квадратичной функции;
· первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме.
Развивающая:
· продолжать формировать общие учебные умения и навыки;
· развивать навыки работы по алгоритму;
· навыки самостоятельной работы;
· логическое мышление;
· познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая:
· воспитывать внимательность, аккуратность, ответственность.
Средства обучения:
· мультимедийная доска;
· проектор;
· презентация;
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока.
I. Организационный этап (приветствие, проверка готовности к уроку).
Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся, объявляет план урока.
II. Всесторонняя проверка знаний . Фронтальный опрос. (Слайды 2-4)
III. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (Слайды 5 -11)
IV. Изучение нового материала:
ü тема урока сообщается после совместных выводов полученных при просмотре слайдов ( Слайд 12);
ü озвучиваются цели и задачи изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;
Дается определение квадратичной функции (Слайд13 ).
Определение: квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y = ax² + bx+ c, где х – независимая переменная, a, b и с – некоторые числа (причем, а ≠ 0).
Приводятся примеры квадратичных функций.
Например:
· у = 5х² + 6х+ 3,
· у = – 7х²+8х – 2,
· у = 0,8х² + 5,
· у = х² – 8х,
· у = – 12х²
Дается определение графика квадратичной функции. (Слайд 14)
Определение : Графиком квадратичной функции является парабола, ветви которой направлены вверх (если а > 0) или вниз (если а < 0).
Приводятся примеры графиков квадратичной функции, акцентирующие внимание на разное направления ветвей.
· у = 2х² + 4х – 1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 2, а > 0).
· у= – 7х² – х + 3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -7, а < 0).
Алгоритм построения графика функции. (Слайд15 )
1) Описать функцию:
¾ название функции, что является графиком функции
¾ направление ветвей параболы.
Пример: у = х²– 2х – 3 –графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а = 1, а > 0). (Слайд15 )
2) Найти координаты вершины параболы А(m ; n) по формулам:
m = и n = у(m) (Слайд16) ,
т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.
Прямая x=m является осью симметрии параболы.
Пример: у = х² – 2х – 3, (а = 1; b = – 2; с = – 3)
Найдем координаты вершины параболы: А(1;-4) – вершина параболы.
Прямая х = 1 – ось симметрии параболы.
3) Заполнить таблицу значений функции. (Слайд 17)
Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой. В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х, посчитать значение функции в выбранных значениях х.
Пример: у = х² – 2х – 3. Составим таблицу значений функции:
x |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
y |
0 |
-3 |
-4 |
-3 |
0 |
4) Построить график функции: отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице и соединить их плавной линией.
Построение графика функции подробно показывается на (слайде 18).
Попробуйте построить в тетради график функции у = – 2х² + 8х – 3. Опираясь на алгоритм. (Слайд1 9)
1. Описать функцию:
¾ что является графиком функции;
¾ куда направлены ветви параболы.
2. Найти координаты вершины параболы А(m; n).
3. Заполнить таблицу значений функции.
4. Построить график функции:
¾ отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
¾ соединить их плавной линией.
Самопроверка. (Слайд 20)
Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:
у = – 2х² + 8х – 3 –графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а = -2, а < 0);
Найдем координаты вершины параболы:
А (2; 5) – вершина параболы.
х = 5 – ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции.
x |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
y |
-3 |
3 |
5 |
3 |
-3 |
Если у вас получилось тоже самое – молодцы, примите поздравления!!!
(Слайд 21)
Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь! У вас все еще впереди!
Перед продолжением работы запишите домашнее задание.(ссылка на слайд 24)
V. Физкультминутка. (2 минуты)
VI. Закрепление изученного материала (Слайд 23):
Выполните следующую работу по карточкам в тетрадях по вариантам.
Постройте графики функции.
I вариант.
у = -х²+6х-8
II вариант
у = -х²-6х-7
VII. Рефлексия.
Домашнее задание: №123, №124(б,в) Задания из брошюры ОГЭ по математики.
VIII. Итог урока.
Подведение итогов урока и выставление оценок учащимся.
Ребята, на этом у нас урок окончен, спасибо всем за внимание.
До свидания!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.