Построение плана анализа учебников обществознания
Оценка 5

Построение плана анализа учебников обществознания

Оценка 5
docx
26.03.2021
Построение плана анализа учебников обществознания
Построение плана анализа учебников обществознания.docx

Конструирование плана анализа учебников обществознания 9 класса.

         

            В первой главе работы была изучена роль учебника обществознания, на основе используемого ряда литературы -  выведены функции и требования. В ходе исследования стало известно, что в учебнике обществознания обязательно должна присутствовать условно – графическая наглядность, которая является одним из важных методических приёмов и мощным активизатором учебной деятельности. Но, на сегодняшний день издано немалое количество учебников обществознания. Федеральный перечень регулярно пополняется. Так, еще в марте 2017 года глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов выступил на конференции, в ходе которой обсуждались вопросы стратегии преподавания истории и обществознания в школах. Он сообщил, что уже в 2019 году федеральный перечень учебников может пополниться новой литературой по обществознанию. По его словам, уже сегодня несколько авторских коллективов работают над созданием новых учебников по обществознанию. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на данный момент содержит более 17 различных учебников по обществознанию. К примеру, Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю.Обществознание. 9 класс (Комплект с электронным приложением); Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.Э.Обществознание,9."Академкнига/Учебник";Никитин А.Ф., Никитина Т.И.Обществознание,9.ДРОФА.; Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. Экономика вокруг нас. 9 класс.ВЕНТАНА-ГРАФ.  и многие другие. Соответственно, возникает ряд вопросов: Какой именно учебник соответствует всем необходимым требованиям? В каком учебнике применяется условно – графическая наглядность? Насколько она разнообразна? Как учитель может использовать приводимую условно – графическую наглядность на уроке? Какую роль играет условно-графическая наглядность? И многие другие. Следовательно, для ответа на эти вопросы необходимо составить план анализа. Но, сначала выявим, на учебниках, для какого класса необходимо проводить анализ.  Обратимся к работам методистов Каменчука И.Л.[1], Прямиковой Е.В. и Ершовой Н.В.[2]. По их мнению, изучение обществознания именно в 9 классе, является самым сложным, по сравнению с предшествующими классами, так как ориентировано на комплексный круг вопросов. Так, учащиеся 9 класса должны знать и понимать основные обществоведческие термины, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; разъяснять смысл высказываний по основным изучаемым разделам. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации; различать в социальной информации факты и мнения; характеризовать смысл основные понятия по курсу обществознания; анализировать текст законов и  нормативных актов; давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. Владеть компетенциями: информационной; познавательной; коммуникативной; рефлексивной; творческой; поисковой. А, также, практически использовать приобретенные знания в повседневной жизни для: полноценного выполнения  социальных ролей; общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Методисты также в своих работах пишут о профориентационной помощи при изучении обществознания в 9 классе. Утверждая, что именно этот школьный предмет  помогает им осознанно подойти к выбору пути дальнейшего образования и своей будущей профессии. «Независимо от выбранной профессии, знания и умения, полученные учащимися на уроках обществознания, помогут им в дальнейшем успешно решать жизненные проблемы, занять достойное место в обществе, реализовать свои способности. А самореализация каждой личности – путь к совершенствованию общества в целом.»[3]

          Изучение обществознания в 9 классе, по мнению методистов С.К.Пиковой и И.А.Пашковского[4], Е.В.Губиной[5]  должно способствовать предпрофильной подготовке учеников. А, именно создаются условия для дифференциации содержания обучении; обеспечивается углубленное изучение отдельных учебных предметов; устанавливается равный доступ к полноценному образованию разным категориям учеников в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями; расширяются возможности социализации обучающихся; развивается дополнительная возможность преемственности между школьным и профессиональным образованием.

          Соответственно, на основе всего вышесказанного и используемой методической литературы, составлять план анализа использования условно – графической наглядности необходимо на учебниках  обществознания   9 класса.

 1.  Автор (ы), год издания, количество страниц.

 2.  Практичность, эстетичность и информативность обложки.

 3. Прошел  учебник экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук? Рекомендуется  для использования в школе?

 4.  Анализ структуры учебника:

 А) Расположение оглавления.

           Б) Последовательность  и целесообразность учебного материала. Основной, пояснительный, дополнительный тексты. Доступность, роль в учебнике.

В)  Вопросы и задания в учебнике.

Г)  Наличие приложений. Их роль.

          5. Как иллюстрирован учебник? Качество и правильность расположения.

         6.      Условно-графическая наглядность в учебнике.

         А)   Цель использования условно-графической наглядности в учебнике.

         Б)   Разнообразность условно – графической наглядности.  Какие виды схем, таблиц и диаграмм наиболее часто встречаются в учебнике?

         В) Качество полиграфического исполнения условно-графической наглядности.

         Г)  Не перегружена ли условно-графическая наглядность объектами для запоминания?

       Д) Компактно ли размещен материал, лаконичны ли условные обозначения  в схемах, таблицах и диаграммах?

       Е) Дополняется ли условно-графическая наглядность,  какими – либо элементами оформления?

      7. Расположение условно-графической наглядности в учебнике.

     А) Связь между основным текстом параграфа и условно-графической наглядностью.

     Б)  Связь  заданий и вопросов с условно-графической наглядностью.

     8. Использование приводимой в учебнике условно-графической наглядности. 

   А) Как учитель может использовать приводимую в учебнике условно-графическую наглядность?

   Б)  Как можно использовать приводимую в учебнике условно-графическую наглядность для практических заданий на уроке?

   9.  Роль использования условно-графической наглядности в учебнике.

  10. Основные достоинства и недостатки учебника.

           Таким образом, на основе используемой методической литературы, было выявлено, что проводить анализ необходимо на учебниках  для 9 класса. В соответствии с этим, удалось разработать план анализа, содержащий основные требования, предъявляемые к  современному учебнику обществознания. Следовательно, во втором параграфе главы проведем анализ учебников обществознания, по разработанному плану.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Методические рекомендации для учителей обществознания. Каменчук И.Л., методист кафедры философии и методологии науки ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». [Электронный ресурс] URL: https://soiro.ru/sites/default/files/catalog/2014-11-13/metodicheskie_rekomendacii_gia_obshchestvoznanie.pdf

 

[2]Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Теория и практика изучения обществознания в школе: Учебно-методическое пособие / Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2014. – 278 С.

[3]Там же.

[4]Методическая статья: «Преподавание предмета «Обществознание»». [Электронный ресурс] URL: https://irorb.ru/files/2017/mr_obshetvo.pdf

[5]Губина Е.В. Методика преподавания обществознания /Губина Е.В. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 48с.

Конструирование плана анализа учебников обществознания 9 класса

Конструирование плана анализа учебников обществознания 9 класса

Насколько она разнообразна? Как учитель может использовать приводимую условно – графическую наглядность на уроке?

Насколько она разнообразна? Как учитель может использовать приводимую условно – графическую наглядность на уроке?

Методисты также в своих работах пишут о профориентационной помощи при изучении обществознания в 9 классе

Методисты также в своих работах пишут о профориентационной помощи при изучении обществознания в 9 классе

Автор (ы), год издания, количество страниц

Автор (ы), год издания, количество страниц

Д) Компактно ли размещен материал, лаконичны ли условные обозначения в схемах, таблицах и диаграммах?

Д) Компактно ли размещен материал, лаконичны ли условные обозначения в схемах, таблицах и диаграммах?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021