Построение таблиц истинности для логических выражений

  • docx
  • 27.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Построение таблиц истинности для логических выражений Цель урока: Введение понятия Таблица истинности. Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений. Задачи урока: Обучающие: 1. Научить составлять логические выражения из высказываний 2. Сформировать знание о таблицах истинности 3. Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности 4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности Развивающие: 1. Продолжить развитие умения анализировать 2. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи 3. Формировать умения работы с таблицами Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки общения 2. Вовлечь в активную деятельность Ход урока 1. Организационный момент Приветствие, постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока. 2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания по карточкам: Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах: 1. Логика 1. ИСТИНА и ЛОЖЬ 2. Высказывание 2. Наука о формах и способах мышления 3. Алгебра логики 3. Наука об операциях над высказываниями 4. Значение логической переменной 4. А 5. Логическая переменная 5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным (1 - 2; 2 - 5; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 4) Вопросы 1. Что такое высказывание? 2. Какие бывают высказывания? 3. Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания. 4. Как обозначаются высказывания в Алгебре логики? 5. Чему могут быть равны логические переменные? Джордж Буль – создатель Алгебры Логики. 3. Объяснение нового материала На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями: высказывание, алгебра логики, логические переменные. А сегодня мы рассмотрим основные логические операции, определённые над высказываниями. Итак, тема сегодняшнего урока: «Построение таблиц истинности для логических высказываний»
Иконка файла материала Построение таблиц истинности логических выражений.docx

11 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:_________

Тема: Построение таблиц истинности для логических выражений

Цель урока:

Введение понятия Таблица истинности.

Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.

Задачи урока:

Обучающие:

1.      Научить составлять логические выражения из высказываний

2.      Сформировать знание о таблицах истинности

3.      Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности

4.      Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности

Развивающие:

1.      Продолжить развитие умения анализировать

2.      Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

3.      Формировать умения работы с таблицами

Воспитательные:

1.      Совершенствовать навыки общения

2.      Вовлечь в активную деятельность

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока.

2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания

по карточкам:

Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:

1. Логика

1. ИСТИНА и ЛОЖЬ

2. Высказывание

2. Наука о формах и способах мышления

3. Алгебра логики

3. Наука об операциях над высказываниями

4. Значение логической переменной

4. А

5. Логическая переменная

5. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным

(1 - 2; 2 - 5; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 4)

Вопросы

1.      Что такое высказывание?

2.      Какие бывают высказывания?

3.      Приведите пример простого высказывания. Сложного высказывания.

4.      Как обозначаются высказывания в Алгебре логики?

5.      Чему могут быть равны логические переменные?

Джордж Буль – создатель Алгебры Логики.

3. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями: высказывание, алгебра логики, логические переменные. А сегодня мы рассмотрим основные логические операции, определённые над высказываниями.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Построение таблиц истинности для логических высказываний»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует): (Слайд №4)

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

 Но для этого запишем в тетради основные логические операции и разберём таблицы истинности для них.

Послушайте высказывание: «Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым». Сформулируйте его иначе. Из каких простых высказываний оно состоит?

Итак, у нас появился союз «и». Это связка между простыми высказываниями. Иначе она называется конъюнкция. (Слайд №5)

Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Для записи конъюнкции используются следующие знаки: И, ^, *, &.

Конъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Конъюнкцию ещё называют логическим умножением.

Существуют несколько связок между простыми высказываниями, но мы рассмотрим ещё две: (Слайд №6)

Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Для записи дизъюнкции используются следующие знаки: ИЛИ, ˅, |, +.

Дизъюнкцию можно описать в виде таблицы истинности: (см. справочный материал)

А

В

A˅B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Дизъюнкцию ещё называют логическим сложением.

(Слайд №7)

Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

Для записи инверсии используются следующие знаки: НЕ, -, ­­­­­¬.

 

А

 

В

¬A

¬В

0

0

1

 

0

1

1

 

1

0

0

 

1

1

0

 

Инверсию ещё называют логическим отрицанием.

Назовите логическое значение инверсии для высказывания В.

 

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №8)

1. Определить количество строк в таблице:

·                количество строк = 2n+1,  где n – количество логических переменных.

2.  Определить количество столбцов в таблице:

·                количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.

3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);

·                приоритеты: ( ), ¬, &, V.

4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.

Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций.

 

А

В

A&B

¬( A&B)

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

4. Закрепление изученного материала

Разберем следующее упражнение вместе. (Слайд №10) и работа на доске и в тетради.

1)     В&(АVВ) 

Количество логических переменных: 2. Логических операций: 2.     

Значит, строк в таблице 22+1=5, столбцов 2+2=4.

 

A

B

AVB

В&(АVВ) 

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

 

3) А&(A˅B˅C)                     

Количество логических переменных: 3. Логических операций: 3    

Значит, строк в таблице 23+1=9, столбцов 3+3=6.

А

В

С

A˅B

(A˅BC

А&((A˅BC)

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Задание для самостоятельной работы на готовых карточках. (Слайд №11)

Вам надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

А

В

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: (Слайд №12)

А

В

С

 

 

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

 

5.  Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №12)

На этом уроке мы изучили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.

.