Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации
Оценка 4.7

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации

Оценка 4.7
docx
другое
Детсад
14.04.2020
Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации
Разрешение проблем формирования нравственных представлений требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Потенциал волшебной сказки.docx

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации

 

Разрешение проблем формирования нравственных представлений  требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Отечественная  педагогика уже более ста лет использует сказку не только как о воспитательный и образовательный материал, но и как  действенное педагогическое средство. Сказки содержат богатейший  материал для нравственного воспитания детей. Именно на них дети постигают многообразие мира, усваивают нравственные нормы и ценности.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова  дает следующее определение: «Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о  вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".

Н.А. Никитина дает следующее определение: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение считается самым надежным, потому что учитывает не только самые важные признаки сказки, но и отношение самого народа к ней.

Сказка обладает огромным потенциалом для изучения и познания ребёнком целостной картины мира. Вместе с тем исследователи отмечают, что в современном  мире информационного взрыва и  высоких технологий сказка утрачивает свою ценность. Преобладает передача информации  с помощью новый средств коммуникации (телевидение, интернет), которые должны быть лишь дополнением к основному способу интеллектуального развития ребёнка. Современные родители не осознают силу воздействия сказки на формирование нравственных  представлений ребёнка. Они лишают своих детей возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с ними. Следовательно, современные компьютерные игры, мультфильмы, комиксы не должны вытеснить сказку из жизни дошкольников. Ведь именно сказка является носителем важных знаний о прошлом, будущем и настоящем, первой ступенью ребёнка в освоении нравственных представлений.

Существуют разнообразные  классификации сказок. Впервые  И.П. Сахаров ещё в 40-х годах XIX века пытался классифицировать  русские народные сказки. В основу классификации был положен характер основных героев: богатырей, удалых людей, дурачков, умников и т.д. Но применять этот принцип было неудобно, так как герои сказок часто взаимозаменяются.

Впоследствии  В.В. Виноградов классифицировал сказки,  разделив их на три основных вида: животный эпос, мифы и бытовые сказки, а  всё богатство сюжетов свёл к сорока одному типу. Такая классификация тоже была неудобной и она не прижилась.

Позднее финский фольклорист Анти Аарне разделил все сказки на три основные группы: сказки о животных, собственно сказки и анекдоты. Собственно сказки он разбил на четыре раздела: волшебные сказки, легендарные сказки, новеллистические сказки и сказки о глупом чёрте.

В XX веке появились новые классификации сказок. Сложились следующие группы сказок, однородных по составу персонажей, по мотивам и сюжетам, приёмам построения и другим стилевым признакам, составляющим разновидности сказочного жанра:

Сказки о животных (животный эпос);

Волшебные (или чудесные) сказки;

Социально - бытовые сказки;

Авантюрно - новеллистические сказки.

В своей выпускной квалификационной работе мы обращаемся к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно. Отважный герой одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр - самолёт, шапка - невидимка.

Волшебная сказка — сокровищница народной мудрости. Они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.

Волшебная сказка для дошкольника - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Волшебная сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития нравственных представлений.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные нравственные потребности ребенка:

- Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

 -Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Волшебные сказки, вводя дошкольников в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дошкольники радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Нравственное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об

истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о

мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы

заключают в себе широкую типизацию, содержат  обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Волшебная сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим  качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Главное, что отличает волшебную сказку от других видов сказочных повествований, - это чудесный вымысел, создающий особый мир волшебства, фантастики, необыкновенных событий и реальности. Мир волшебной сказки пронизан реалиями даже в самых фантастических образах. В.А.Бахтина отмечает: «Здесь идеально прекрасные герои идеально красиво (до фантастически невероятного) трудятся, идеальны во взаимоотношениях в семье и с любимой, последовательны и бескомпромиссны с врагами». Герой волшебных сказок идеализируется. Он - образец совершенства, доблести, ума. Героиня - воплощение молодости, красоты и душевного обаяния. В волшебной сказке действуют не просто Иван и Марья, а Иван-царевич и Марья-царевна.

По мнению В.Я.Проппа, «волшебные сказки выделяются из других по особенности своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают», поскольку композиция волшебной сказки, с одной стороны, особенная, а с другой стороны, свойственна только им». Волшебная сказка строится на острейшем конфликте, антитезе. На контрастной основе создается весь сюжет сказки, определяются главные конфликты, развертываются основные события, строится вся композиция сказки. С этим и связан главный принцип  создания системы сказочных героев - это четкое разделение их на положительных и отрицательных персонажей. Такая особенность системы сказочных героев лучше всего удовлетворяет потребностям этого жанра.

Специфической особенностью волшебных сказок является то, что рядом с положительными героями стоят их волшебные помощники и помогающие им волшебные предметы. Они персонифицированы в сказках и представляют собой вспомогательные персонажи, окружающие главных героев. По мнению В.А.Бахтиной, «из любого самого критического безвыходного положения героя выносят, выручают фантастические силы». Без помощников героя не обходится ни одна волшебно- фантастическая сказка. В числе помощников могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы.

Следующей особенностью волшебных сказок является усложненность их сюжета. Эта характерная черта композиции всех волшебных сказок. Действия разворачиваются в двух пространствах: 1) царство героя и 2) другой мир, иной, чужой мир, куда обязательно должен идти герой.

Русской волшебной сказке свойственна также резкая смена сюжетных ситуаций, что наилучшим образом передает остроту жизненных конфликтов. Сказочники идут на своеобразные компромиссы, очень просто решая конфликты в сказочном повествовании. Змей мгновенно сражен мечом героя, брошены под Калинов мост все его девять голов. В доказательство своей победы герой рвет змеиные языки и уносит их с собой. Кощей мечется по комнате, стонет, когда герой жмет рукой роковое яйцо. Раздавлена хрупкая скорлупка - и Кощей валится замертво.

Волшебной сказке свойственен принцип троичности - это своеобразное повторение эпизодов с нарастанием эффекта. С тремя змеями борется на Калиновом мосту Иван-царевич, и каждый его новый противник сильнее предыдущего: трехглавого змея сменяет шестиглавый, а его - девятиглавый или двенадцатиглавый. Три трудных задания получает Иван-царевич от батюшки царя, и каждое из этих заданий труднее прежнего: испечь хлеба, соткать за одну ночь ковер, станцевать на пиру, чтоб любо-дорого  смотреть было. Возможно, эпизоды троекратного повторения передают сохранившуюся древнюю веру людей в число «3». В отдельных случаях оно оказывается счастливым, в других, напротив, несчастливым. Даже указание на тридевятое царство содержит в себе число, кратное трем, что тоже является не случайным, а символичным. Символика чисел в русской волшебной народной сказке подчеркивает фантастический сюжет, необычность, «чудесность» повествования.

Волшебная сказка может стать основой для создания гармоничных отношений, так как мир сказочных отношений представляет собой целостную систему воспитательных методов, приемов, подходов и средств воспитания.

Воспитательная функция сказки, ее воспитательный потенциал и воспитательная ценность основываются на этнографических фактах, обращении сказки к материальной культуре, к верованиям.

В системе педагогических средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают волшебные  сказки, специально разработанные с целью обучения и развития у детей морально- нравственной компетентности.

 Волшебная сказка используется в работе с детьми дошкольного возраста. Цель применения в учебно-воспитательном процессе волшебной сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык; показать смысл и важность того или иного нравственного действия и поступка. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить дома . 

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает волшебная сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том, что: 

- как и зачем нужно помогать своим друзья с различных трудных ситуациях;

-  как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

 Любое рутинное и скучнейшее для ребенка занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствующую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Волшебные  сказки–  это обучающие сказки, их цель – рассказать детям о новых нравственных понятиях и заложить основу нравственных представлений. В волшебных сказках могут одушевляться овощи, предметы,  для того, чтобы поведать о растениях, животных, правилах поведения и т.д. Дети учатся извлекать урок из успехов и неудач героя сказки; видеть возможности нравственного выбора в той или иной ситуации, учатся рассуждать, обобщать, аргументировать свой выбор.

Как отмечает Е.И. Удальцова, обучающая задача, поставленная в волшебной сказке, имеет для ребенка явные преимущества. Ребенок, увлекаясь замыслом  и сюжетом сказки, не фиксируется на том, что он учится, хотя при этом постоянно присутствуют затруднения, требующие перестройки его представлений и способов действия, в частности осознанности поведения. При этом использование волшебной сказки дает возможность снимать эмоциональную напряженность ребенка, состояние возбужденности, тревожности, недоверия к себе и другим, помогая обретать уверенность в своих силах .

По мнению О.В. Гударевой, важно, чтобы знания во время прослушивания или проигрывания волшебной сказки не подавались  детям в готовой форме, а формировались бы в самом процессе, где дети конструируют собственную реальность в пространстве сказки; учатся тому, что еще не умеют, не пробовали.

Г.З. Праздникова, Л.В. Дедешко, Л.В. Круглова отмечают, что волшебная сказка обращается к глубинному «Я» ребенка, помогая ему осознавать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сильные впечатления от сказки остаются на всю жизнь, таким образом, сказка учит жить.

Волшебная сказка, как и другие изучаемые дошкольниками сказки, состоит из  замысла, предлагаемого ребенку, беседы по прочитанному и т.п.

С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель волшебной сказки, всегда имеет два аспекта:

1) познавательный (ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми); 2) воспитательный (нравственные ценности, которые следует привить детям).

Чтобы волшебная сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно при ее изучении содержать и игровой замысел, т.е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью волшебной сказки является свод правил, доводящих до сознания детей замысел сказки, действия и обучающую задачу.

Поскольку волшебная сказка является для ребенка интересной, он охотно и добровольно заинтересовывается ее сюжетом  и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием, формируя нравственную основу.

Л.Д. Короткова предлагает следующий алгоритм работы с дидактической сказкой:

1. Прочтение сказки и ее анализ вместе с детьми.

2. Формулирование целей дальнейшей работы с детьми.

 3. Поэтапное планирование работы.

4. Итог работы с волшебной сказкой в форме выставок поделок, рисунков, результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др.

Использование волшебной сказки в процессе нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста должно сопровождаться ярким наглядным материалом, который, по мнению Е.И. Удальцовой, выполняет ряд важных функций:

- принцип доступности материала (слуховой, визуальный канал восприятия);

 - возможность организации самостоятельной работы детей, что расширяет возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- наглядный материал для волшебных сказок может быть двух видов: демонстрационный (крупный) – для показа детям (аудио, видео) и раздаточный (мелкий) – которым дети пользуются, сидя за столом и выполняя определенные задания (шаблоны, карточки с изображением героев сказки и т.д.).

Развитие интереса детей к волшебным сказкам, формирующим нравственные ориентиры поведения, достигается тем, что педагог ставит перед ними постепенно усложняющиеся задачи, при этом не спешит подсказывать действия, предоставляя детям пространство для самостоятельного творчества. При этом важно, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в волшебной сказке.

 Волшебная сказка выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических сказок формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, Родине, нравственным категориям добра и зла, чести и совести. С помощью волшебной сказки у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающему миру, о нормах поведения в обществе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В процессе создания и воспроизведения волшебных сказок педагог учит детей самостоятельно мыслить, аргументировать свой выбор, решая задачу воспитания нравственных чувств и отношений.

Под руководством педагога дети могут инсценировать волшебную сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

По содержанию и его направленности на решение образовательных задач можно выделить виды волшебных сказок:

1. Сказки-путешествия (призваны усилить впечатления ребенка за счет необычности, к примеру сказка-путешествие «в пространстве и времени»).

2. Сказки-загадки (призваны развивать у ребенка способность к анализу нравственных норм поведения).

3. Сказки-беседы (призваны учить ребенка обсуждать те или иные нравственные вопросы в совместной беседе с воспитателей и другими детьми).

Сущность волшебной  сказки как средства нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что с помощью разнообразных по своему содержанию сюжетов сказки дети  познают окружающий мир, постигают законы общения и правила взаимодействия с другими людьми, формируют собственное ценностное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

Эффективность системы нравственного воспитания детей посредством волшебной сказки зависит от осуществления определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер организации системы творческих заданий, обеспечивающей достижение детьми необходимого уровня развития нравственных категорий и ценностей.

Поскольку волшебные  сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

1.Название сказки

2.Нравственный урок.

3.Воспитание добрых чувств.

4.Речевая зарядка.

5.Развитие мышления и воображения.

6.Сказка и математика.

7.Сказка и экология.

8.Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования волшебных сказок и художественных произведений.

 Комплекс педагогических условий должен определяться с учетом содержания современного образования, специфики процесса обучения в ДОУ, возрастных особенностей дошкольников, возможностей системного и личностно-деятельностного подхода.

С точки зрения Н.В. Бордовской, личностно-деятельностный подход определяется как единство его личностного и деятельностного компонентов. В своем личностном компоненте данный подход предполагает, что в центре системы создания педагогических условий по развитию нравственных категорий и ценностей находится сам ребенок – его мотивы, цели, уровень развития нравственного поведения. Деятельностный компонент предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) нравственного воспитания детей.

Но также и существуют недостатки в использовании волшебной сказки в ДОО в процессе нравственного воспитания: отсутствие целенаправленной работы по использованию волшебной сказки в нравственном воспитании, слабое владение педагогами новыми формами и методами/технологиями работы со сказкой, использование потенциала семьи и т.д.

В ДОО при работе с волшебной  сказкой используются в основном те приемы работы, которые помогают лучше понять и усвоить содержание произведения, особенности жанра. Нравственный же потенциал сказки учитывается не в достаточной степени. Указанные приемы работы не могут в полной мере способствовать формированию нравственных представлений у дошкольников.

Таким образом, волшебная сказка как средство нравственного воспитания представляет собой заимствованный или специально разработанный текст отражающий наиболее значимые нравственные ценности, идеалы, тактики и модели нравственного поведения и используемый для решения задач нравственного воспитания детей.

Сущность волшебной  сказки как средства нравственного воспитания детей  дошкольного возраста заключается в том, что с помощью разнообразных по своему содержанию сюжетов сказки дети  познают окружающий мир, постигают законы общения и правила взаимодействия с другими людьми, формируют собственное представления о нравственных нормах. Волшебные сказки выполняют познавательную и воспитательную функции, способствуют эффективному развитию эмоциональной сферы ребёнка. Эффективному формирование нравственных представлений способствует активное включение дошкольников в разнообразные виды деятельности с использованием волшебной сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации

Современные родители не осознают силу воздействия сказки на формирование нравственных представлений ребёнка

Современные родители не осознают силу воздействия сказки на формирование нравственных представлений ребёнка

В своей выпускной квалификационной работе мы обращаемся к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом…

В своей выпускной квалификационной работе мы обращаемся к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом…

Волшебные сказки, вводя дошкольников в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи

Волшебные сказки, вводя дошкольников в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи

По мнению В.Я.Проппа, «волшебные сказки выделяются из других по особенности своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают», поскольку композиция волшебной сказки, с одной стороны,…

По мнению В.Я.Проппа, «волшебные сказки выделяются из других по особенности своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают», поскольку композиция волшебной сказки, с одной стороны,…

Кощей валится замертво. Волшебной сказке свойственен принцип троичности - это своеобразное повторение эпизодов с нарастанием эффекта

Кощей валится замертво. Волшебной сказке свойственен принцип троичности - это своеобразное повторение эпизодов с нарастанием эффекта

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает волшебная сказка, обширен

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает волшебная сказка, обширен

Г.З. Праздникова, Л.В. Дедешко,

Г.З. Праздникова, Л.В. Дедешко,

Формулирование целей дальнейшей работы с детьми

Формулирование целей дальнейшей работы с детьми

В процессе создания и воспроизведения волшебных сказок педагог учит детей самостоятельно мыслить, аргументировать свой выбор, решая задачу воспитания нравственных чувств и отношений

В процессе создания и воспроизведения волшебных сказок педагог учит детей самостоятельно мыслить, аргументировать свой выбор, решая задачу воспитания нравственных чувств и отношений

Поскольку волшебные сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей,

Поскольку волшебные сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей,

Но также и существуют недостатки в использовании волшебной сказки в

Но также и существуют недостатки в использовании волшебной сказки в

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации

Потенциал волшебной сказки и практика её использования как средства формирования у детей нравственных представлений в дошкольной образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020