Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и в познавательной деятельности.
Потребность определяется как:
- ощущение недостатка в чём-либо;
- носит индивидуализированный характер.
Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности, т. е. снять дискомфорт.
Потребность может возобновляться, меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии (например, потребность в обучении: д/сад, школа, техникум, институт, кафедра и т. д. по возрастающей)
Врождённые потребности (первичные), которые являются общими для всех людей, получили название — нужда (в безопасности, эмоциональном общении, еде, сне, сексе и т.п.)
Приобретённые (вторичные) потребности связаны с существованием человека в обществе и формируются под воздействием среды (в любви, уважении, достижении результата и т.п.)
Основные потребности ребёнка:
- безопасность
- эмоциональное общение
- привязанность
- идентичность
- здоровье
- образование
- умственное развитие
- социальная адаптация
- стабильные отношения в приёмной
семье (раздатка)
Потребность ребёнка в безопасности
Является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно поэтому многие дети становятся «невыносимыми» и постоянно требуют внимания взрослых.
Если потребность удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. (3-я стадия – «у юбки», «волшебный поводок)» , доверяет, осваивает окружающий мир)
Если же потребность не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным, выбирая определённую стратегию поведения с целью расплаты с отвергающим его взрослым (враждебность (Алёша), отчуждённость, жалость к себе, чувства неполноценности и др). Результатом является невротизация.
Потребность ребёнка в здоровье
подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии, необходимость медицинского контроля. Речь идёт о: закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических навыков.
Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни, т.е. развитию у детей: осознания ЗОЖ, т. е. правильное питание, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, профилактика вредных привычек, половое созревание и др.
Потребность в умственном развитии
и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нём определённое представление и получать соответствующее образование.
Доказано, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональнома комфорте когнитивные потребности могут быть снижены (фильм «Ранние отношения» -Алёша).
До 7-10 лет ребёнок находится в постоянном процессе познания, а если взрослые не отобьют у него к этому вкус — то и всю жизнь.
Потребность в привязанности
Это стремление близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой жизненных сил для каждого из нас.
А для детей — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова (младенцы могут умереть, у детей старшего возраста нарушается процесс развития (дети в доме ребёнка, детском доме, «маугли»).
Сила привязанности даёт возможность ребёнку развить:
базовое доверие к миру,
положительную самооценку,
навыки самоконтроля.
Эмоциональные потребности
Это потребности ребёнка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. От того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.
В первый год жизни ребёнка эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности («Я защищён, значит, я доволен»), с возрастом они значительно усложняются.
После 3-х лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность, он ждёт от окружающих безусловной любви и принятия его таким, какой он есть.
Потребность «быть безоговорочно принятым» психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни. (принятие-доверие-поведение)
Потребность в идентичности
Это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье.
Это принятие себя, знание о себе, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.
Для него вопрос «Кто я?» по сути звучит «Чей я?». ощущение принадлежности — это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: «Я — их, я нужен, меня любят — Я ЕСТЬ!».
Принадлежность семье — это ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?».
Принятие себя возникает благодаря соотнесению с нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живёт ребёнок.
Потребность в социальной адаптации
Это социализация ребёнка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.
Примерно после 3-х - 4-х лет у ребёнка появляется потребность в социальном самоутверждении (д/сад); духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.
Потребность в устойчивых позитивных отношениях
со значимым взрослым и ближайшим окружением
В первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребёнка. (имитация, мимика, звукоподражание, считывание – пример с Фаей, Ромой)
В неблагополучных семьях отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота, недостаточность общения приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. (проект «Колледж» Вопрос – «Какого роста Дюймовочка?»)
В новой семье нарушение родительского отношения к ребёнку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств, повлиять на успешность адаптации ребёнка как в семье, так и в обществе, на качество взаимоотношений. (пример с Викторией и Нат.Петр.)
К чему приводят нереализованные потребности?
ДЕФИЦИТ:
Потребности в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности и потенциальной опасности в любых ситуациях.
Эмоциональной потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и др.), это неразборчивость в знакомствах, сексуальных отношениях, лёгкое попадание под влияние недостойных личностей, эмоциональная неустойчивость. (пример с Наташей)
Познавательной потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию, неуспешность в обществе, низкий социальный статус.
Личностные качества необходимые приёмным родителям:
Эмпатичность — способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребёнка и адекватно на них реагировать.
Открытость в общении — формирует неформальные доверительные отношения.
Эмоциональность — позволяет ребёнку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.
Коммуникативность — обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребёнка межличностную связь.
Уравновешенность — способность контролировать свои чувства и быть предсказуемым для ребёнка.
Гибкость — способность к развитию и изменению, позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.
Адекватная самооценка и уверенность в своих силах — исключают самоутверждение родителя за счёт ребёнка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.
Принятие ребёнка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием
помочь, лишённому
родительской заботы,
ребёнку.
(раздатка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.