Потребности в общении

  • docx
  • 17.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МСД-214 соц.психология 31.01.docx

Группа МСД-214

Социальная психология 

31.01.2022г

 

 

Изучить материал.  Составить конспект в тетраде.

 Отправить на электронную почту

 

 

 

Информационное (лекционное) занятие

Потребности в общении

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка.

Девять групп коммуникативных потребностей:

1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2) в принадлежности к социальной общности;

3) в сопереживании и сочувствии;

4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

7) в постоянном обмене опытом, знаниями;

8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

Потребность в общении и ее роли, это не только получение и обмен информацией, а установление психического контакта между общающимися.

Потребность в собственно общении, если таковая все же существует, — это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность в впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Примером потребности является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «Я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией).

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об эктра— и интровертах.

 

 

Потребности человека по Маслоу

https://blog.oy-li.ru/piramida-potrebnostej-maslou/

 

Информационное (лекционное) занятие

Теория социальных ролей

Социальной ролью обозначают поведение, присущее определенному социальному статусу. Это нормы, права и обязанности личности, которыми ее наделяют при выполнении социальной роли. Они складываются из ожиданий общества, общепринятых ценностей и устоев.

В теории социальных ролей личность рассматривается с точки зрения тех ролей, которые она выполняет. Основным утверждением в данной теории обозначено то, что ролевая сущность неразрывно связана с личностью, и является ее основным механизмом и структурой. Вследствие чего, человек никогда не может быть отдельной обособленной единицей. Он является постоянным носителем социальных норм, ценностей и культуры. Какой бы деятельностью человек не был занят, в итоге он постоянно выполняет некоторые социальные функции.

Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Роль обычно воспринимается как функция, как модель поведения. Эта модель должна быть задана объективно, и имеет субъективную окраску.

Концепция социальных ролей в теории ролей рассматривается как:

·         Система ролевых ожиданий, в качестве заданной обществом модели роли. Предполагается, что заданная модель для формирования личности человека является формирующей;

·         Социально-психологическая потребность исполнения ролей для реализации межличностного взаимодействия;

·         Психологический фактор заключается во влиянии на ролевое поведение личности. Этот фактор воздействует, не зависимо от того, была ли выполнена роль как внутренняя или воображаемая.

Функциональный подход к теории социальных ролей

Сторонники этого подхода не признают идеи принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, и построения роли в качестве его результата. Они рассматривают роли на основе существования предписанных и постоянных ожиданий в отношении поведения и как определенные предписания, свойственные определенным позициям. Культура общества в рамках концепции функционализма обычно рассматривается в качестве единой культурной системой. Из нее исходят правила и предписания, определяющие в некоторых пределах поведение конкретной роли. Такой подход с точки зрения культурных предписаний допускает, что роли часто определяются относительно других ролей, но не признает, что они поддаются построению или модификации в ходе взаимодействия. Но, тем не менее, люди всегда осознают те роли, которые определяются им в ходе взаимодействия с другими, пытавшимися исполнять другие роли. Предполагается, что эта модель поведения его жестко формализует. В данном случае, роль по своему существу становится наравне с культурными ценностями и нормами, и, в свою очередь, данные нормы уже излишни. Преодоление одностороннего ролевого подхода предполагает более углубленный анализ качеств и свойств личности. Свойства личности находят применение и проявляются в самых разнообразных сферах жизни. К примеру, даже формирование новых функций и образцов поведения в обществе являются свойствами личности.

    


 

Скачано с www.znanio.ru