Поурочная разработка урока по теме: «Механическая работа»
Предмет: Физика
Класс: 7
Учебник: А.В. Перышкин «Физика. 7 класс»
Тема по учебнику: §55 «Механическая работа»
Тип урока: Урок изучения нового материала
ФГОС: Реализация метапредметных, предметных и личностных результатов
Цели урока:
Уровень результатов |
Конкретные результаты |
Предметные |
- Понимают определение механической работы; - Знают формулу работы (A = F·s); - Определяют условия, при которых работа совершается; - Применяют формулу при решении задач. |
Метапредметные |
- Умеют выделять главное, работать с информацией, применять знания в новой ситуации; - Формируют логические умозаключения; - Совместно решают задачи, обсуждают, аргументируют. |
Личностные |
- Осознают значимость физических знаний в жизни; - Развивают интерес к изучению физики; - Проявляют активность, самостоятельность. |
Оборудование:
Структура урока (45 минут):
1. Организационный момент (2–3 мин)
2. Актуализация знаний (5 мин)
Вопросы к классу:
Переход к теме:
«Мы часто говорим, что проделали большую работу. А как физики определяют, совершается ли работа и как её измерить — узнаем сегодня».
3. Постановка проблемы и цели (3 мин)
Вопросы к классу: Когда можно сказать, что тело совершает работу?
4. Изучение нового материала (10–15 мин)
Определение: Механическая работа совершается, если на тело действует сила и оно при этом перемещается.
Формула: A=F⋅s
где:
Условия совершения работы:
Опыт/демонстрация:
Учитель тянет тележку с грузом динамометром. Учащиеся наблюдают, как
совершается работа: есть сила и есть перемещение.
4. Первичное закрепление (10 мин)
Задача
1:
Груз тащат по полу с силой 20 Н на 5 м.
Найти работу:
A=20⋅5=100 ДжA = 20 \cdot 5 = 100 \, \text{Дж}A=20⋅5=100Дж
Задача
2:
Сила 50 Н поднимает ящик на 2 м.
A=50⋅2=100 ДжA = 50 \cdot 2 = 100 \, \text{Дж}A=50⋅2=100Дж
Групповая
мини-работа:
Раздаются карточки с задачами разного уровня сложности (репродуктивные и
продуктивные).
Репродуктивные задачи (базовый уровень)
Карточка 1
Задача:
Груз массой 10 кг поднимают вертикально вверх на высоту 5 м. Чему равна
совершённая работа?
Дано:
m = 10 кг, h = 5 м, g = 10 Н/кг
Формула:
A = F·s = m·g·h
Решение:
A = 10·10·5 = 500 Дж
Карточка 2
Задача:
Сани тянут по горизонтали с силой 200 Н на расстояние 15 м. Найди работу силы.
Дано:
F = 200 Н, s = 15 м
Формула:
A = F·s
Решение:
A = 200·15 = 3000 Дж
Карточка 3
Задача:
На каком расстоянии нужно передвинуть тележку, чтобы при силе 50 Н была
совершена работа 1000 Дж?
Формула:
s = A / F
Решение:
s = 1000 / 50 = 20 м
🔹 Продуктивные задачи (повышенный уровень)
Карточка 4
Задача:
Два ученика подняли одинаковые грузы на одну и ту же высоту. Один затратил на
это 5 секунд, другой — 10 секунд. Кто выполнил большую работу? Объясни.
Решение:
Работа зависит от силы и перемещения, а не от времени.
Вывод: Работа одинакова.
Карточка 5
Задача:
Работа, совершённая при подъёме груза массой 40 кг, составила 800 Дж. На какую
высоту подняли груз?
Формула:
A = m·g·h → h = A / (m·g)
Решение:
h = 800 / (40·10) = 2 м
Карточка 6
Задача:
Груз тянут по наклонной плоскости на высоту 3 м. При этом совершается работа
1200 Дж. Масса груза 30 кг. Сравни полученную работу с работой, которая была бы
при вертикальном подъёме, и объясни разницу.
Решение:
A = m·g·h = 30·10·3 = 900 Дж — при вертикальном подъёме.
1200 Дж > 900 Дж → дополнительная работа тратится на преодоление
трения.
Вывод: Наклонная плоскость требует больше работы из-за трения и большего
пути.
Карточка 7
Задача:
На уроке физики ученик тянул ящик по полу, прикладывая силу 100 Н под углом 30°
к горизонту. Ящик переместился на 10 м. Найди совершённую работу.
Формула:
A = F·s·cos(α)
Решение:
cos(30°) ≈ 0.87
A = 100·10·0.87 = 870 Дж
5. Физкультминутка (2 мин)
(показ движений, связанных с темой: «поднимаем груз», «тянем ящик» — обсуждаем, совершается ли работа)
6. Закрепление и обобщение (5–6 мин)
Фронтальный опрос:
7. Рефлексия. Итоги урока (2 мин)
Учащимся предлагается ответить:
8. Домашнее задание (запись в дневник) (2 мин):
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.