Поурочное планирование по теме «Моделирование состава предложения. Предложение и слово» (1 класс)

  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2.Моделирование состава предложения. Предложение и слово.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Моделирование состава предложения. Предложение и слово»

Цели урока:

- Формировать представление о предложении и слове как единицах речи

- Научить моделировать состав предложения

- Развивать умение различать предложение и слово

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Осознание важности чтения для решения учебных задач

- Проявление интереса к изучению родного языка

- Формирование положительной мотивации к систематическому чтению

Предметные результаты:

- Различать предложение и слово

- Моделировать состав предложения

- Понимать содержание прослушанного/прочитанного материала

- Отвечать на вопросы по фактическому содержанию услышанного/прочитанного

- Составлять небольшие рассказы на основе наблюдений

Метапредметные результаты:

- Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя

- Воспринимать на слух звучащую речь

- Строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей

- Анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий

- Группировать слова по заданному признаку

- Работать с информацией: понимать схемы и модели предложений

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие в страну Речь. Закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре. Вот мы поднимаемся все выше и выше. Что вы видите внизу?

(Ответы детей: дома, деревья, реки, поля)

-Отлично! А теперь мы приземляемся на поляну, где растут необычные цветы. На каждом лепестке написано слово. Давайте соберем эти слова в букет.

(Учитель показывает карточки со словами: кошка, мяч, играет, девочка, красивая)

-Молодцы! Вы собрали чудесный букет из слов. А теперь давайте попробуем сложить из этих слов волшебное заклинание. Как вы думаете, что получится, если мы соединим некоторые из этих слов вместе?

(Ответы детей: получится рассказ, история, предложение)

-Верно! Когда мы соединяем слова особым образом, получается предложение. Например: "Красивая девочка играет с мячом". Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о словах, о предложениях, о том, как составлять предложения)

-Правильно! Тема нашего урока: "Предложение и слово". А как вы думаете, чему мы научимся сегодня в волшебной стране Речь?

(Предполагаемые ответы детей: составлять предложения, различать слова и предложения, создавать волшебные заклинания из слов)

-Молодцы! Наша цель - научиться различать слова и предложения, а также составлять предложения из слов, словно волшебные заклинания, которые помогут нам общаться и выражать свои мысли.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, представьте, что каждое слово - это волшебный кристалл. А предложение - это ожерелье из этих кристаллов. Если мы нанижем кристаллы-слова на ниточку в правильном порядке, то получим красивое и понятное предложение-ожерелье. Давайте попробуем создать такое волшебное ожерелье.

-У меня есть волшебные кристаллы-слова: "солнце", "ярко", "светит". Как мы можем соединить их в предложение?

(Ответы детей: "Солнце ярко светит")

-Прекрасно! Мы создали наше первое волшебное ожерелье-предложение. А зачем нам нужны такие ожерелья-предложения?

(Ответы детей: чтобы рассказывать о чем-то, выражать свои мысли, общаться)

Этап 3. Актуализация знаний

-В нашей волшебной стране Речь живут разные жители - слова. Давайте вспомним, какие слова вы знаете?

(Ответы детей: названия предметов, действий, признаков)

-Отлично! А теперь скажите, чем отличается волшебный кристалл-слово от ожерелья-предложения?

(Ответы детей: предложение длиннее, в предложении несколько слов, предложение выражает законченную мысль)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Давайте разберемся, что такое предложение. Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу, как бусины в ожерелье. Оно выражает законченную мысль. Например: "Кошка мурлычет". Это предложение, потому что оно рассказывает нам о том, что делает кошка.

А теперь давайте попробуем составить предложение вместе. У меня есть волшебные кристаллы-картинки: птица, небо, летать. Как мы можем собрать из них ожерелье-предложение?

(Ответы детей: "Птица летает в небе")

-Отлично! Видите, мы взяли отдельные кристаллы-слова и соединили их в ожерелье-предложение. Теперь у нас есть законченная мысль.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду показывать волшебные кристаллы, а вы скажете, это отдельный кристалл-слово или целое ожерелье-предложение:

1. Цветок (Ответ: слово)

2. Бабочка порхает над цветком (Ответ: предложение)

3. Прыгать (Ответ: слово)

4. Дети поют песню (Ответ: предложение)

5. Зеленый (Ответ: слово)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в игру "Волшебная мастерская". Я буду показывать вам кристаллы-картинки, а вы попробуете собрать из них ожерелье-предложение.

(Учитель показывает картинки: рыба, вода, плавать)

(Ответы детей: "Рыба плавает в воде")

-Молодцы! А теперь попробуйте сами создать волшебное ожерелье-предложение о том, что вы любите делать.

(Ответы детей: "Я люблю рисовать красками", "Я люблю кататься на велосипеде")

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с волшебными ожерельями-предложениями. Например, когда мама просит вас помочь, она использует отдельный кристалл-слово или целое ожерелье-предложение?

(Ответы детей: предложение)

-Правильно! А когда вы видите название любимой игрушки - это кристалл-слово или ожерелье-предложение?

(Ответы детей: слово)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наше путешествие в волшебную страну Речь подходит к концу. Давайте вспомним:

- Что такое предложение?

(Ответ: группа слов, связанных между собой по смыслу, выражающая законченную мысль)

- Чем отличается кристалл-слово от ожерелья-предложения?

(Ответ: предложение состоит из нескольких слов и выражает законченную мысль)

- Зачем нам нужны волшебные ожерелья-предложения?

(Ответ: чтобы выражать свои мысли и общаться)

Вы отлично поработали в нашей волшебной стране! А теперь давайте проведем необычную рефлексию. Представьте, что вы - это волшебные кристаллы-слова, а наш класс - это большое ожерелье-предложение. Если вам понравилось путешествие и вы узнали что-то новое, встаньте в центр класса. Если путешествие было интересным, но вы что-то не поняли, встаньте у окна. А если путешествие показалось вам сложным, встаньте у двери.

(Дети занимают позиции в классе)

-Посмотрите, какое интересное волшебное ожерелье-предложение у нас получилось! Как и в настоящем предложении, каждый из вас важен и вносит свой вклад в общую картину.

-Что вам понравилось больше всего в нашем волшебном путешествии?

-Что нового вы узнали о кристаллах-словах и ожерельях-предложениях?

-О чем бы вы хотели узнать подробнее в следующем путешествии в страну Речь?

Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что волшебные кристаллы-слова и ожерелья-предложения помогают нам выражать наши мысли и общаться друг с другом. До новых встреч в стране Речь!