Поурочное планирование по теме "Слушание литературного произведения о Родине. "Мой дом" (1 класс)

  • Аудио
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слушание литературного произведения о Родине. На примере произведения Е.В. Серова "Мой дом"
Иконка файла материала Урок 9.Слушание литературного произведения о Родине..docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Слушание литературного произведения о Родине. На примере произведения Е.В. Серова "Мой дом"

 (нет в учебнике)

Цели урока:

- Формировать представление о Родине через восприятие литературного произведения.

- Развивать умение слушать и понимать художественный текст.

- Воспитывать чувство любви к Родине, семье, родному дому.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявление чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей страны и родного края.

- Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности.

- Формирование эмоционального отклика на прослушанное произведение.

Метапредметные результаты:

- Умение слушать и понимать текст, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

- Умение участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

Предметные результаты:

- Понимание содержания прослушанного произведения.

- Умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения.

- Умение определять тему и главную мысль прослушанного текста.

- Умение характеризовать отношение автора к герою, событиям.

- Умение использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, тема, идея).

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

(Дети отвечают: дом, семья, флаг России)

-Молодцы! А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картинку?

(Ответы детей: радость, тепло, любовь)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о доме, о семье, о России)

-Верно! Мы будем говорить о нашей Родине. А как вы думаете, что такое Родина?

(Возможные ответы детей: страна, где мы живем; место, где родились)

-Правильно, Родина - это страна, где мы родились и живем. А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: узнать больше о Родине, слушать рассказ о Родине)

-Молодцы! Наша цель - научиться слушать и понимать литературное произведение о Родине.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением Елены Серовой "Мой дом". Это стихотворение о нашей Родине - России. Давайте внимательно послушаем его.

(Учитель выразительно читает стихотворение)

 

Этап 3. Актуализация знаний

-Скажите, о чем это стихотворение?

(Ответы детей: о доме, о стране, о Родине)

-Правильно! А каким представляется дом в этом стихотворении?

(Ответы детей: большой, без стен, с голубым потолком)

-Молодцы! А что автор называет домом?

(Ответы детей: нашу страну, Россию)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Давайте разберемся, почему автор называет нашу страну домом. Что есть в нашей стране?

(Ответы детей: поля, леса, реки, горы)

-Верно! А какие места упоминаются в стихотворении?

(Ответы детей: Целина, Северный край, Царство Песка)

-Правильно! Автор говорит о разных уголках нашей большой страны.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли стихотворение. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

-Почему автор говорит, что в доме нет стен?

(Ответы детей: потому что это вся страна, она большая)

-Что автор называет потолком?

(Ответы детей: небо)

-Кто живет в этом доме вместе с автором?

(Ответы детей: народ, все жители страны)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте подумаем, как мы можем заботиться о нашем большом доме - России?

(Ответы детей: беречь природу, не мусорить, помогать другим)

-Молодцы! А как мы можем узнать больше о нашей Родине?

(Ответы детей: читать книги, смотреть фильмы, путешествовать)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы можем использовать то, что узнали сегодня, в жизни. Как знание о нашей Родине может нам помочь?

(Ответы детей: любить свою страну, гордиться ею, заботиться о ней)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о Родине)

-Какое стихотворение мы слушали? (Ответ: "Мой дом" Елены Серовой)

-Что автор называет домом? (Ответ: нашу страну, Россию)

-А теперь давайте проведем рефлексию. У вас на столах лежат кружочки разных цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению после урока:

-Красный - мне очень понравился урок

-Желтый - урок был интересным

-Зеленый - мне было трудно на уроке

Поднимите выбранный кружочек.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о нашей Родине?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку: стихотворение Е.В.Серовой «Мой дом»

У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моём.Только есть потолок —
Голубой–голубой,
Только много дорог —
Знай шагай по любой!По одной ты пойдёшь —
Там страна Целина:
Как посеешь там рожь,
Будет с Марса видна!По другой зашагай,
И она приведёт
В белый Северный край,
Где нетающий лёд.А по третьей придёшь
В злое Царство Песка:
Там нигде не найдёшь
Ни цветка, ни листка.Может, мне посадить
В этом царстве сады?
Может, мне растопить
Бесполезные льды?Может, мне всю страну
Целину
Распахать в ширину и
и в длину? Очень дом мой огромен —
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.Много жителей в нём —
Все не счесть имена! —
Потому что мой дом —
Это наша страна.Тут хозяин — народ,
Он и добр, он и строг,
По–хозяйски пройдёт
По мильонам дорог.И растопятся льды
Добрым жаром людским,
Засмеются сады
Там, где были пески;И в чудесное Царство Зерна
Превратится страна Целина.
Я бы всем помогал,
Да сказали, что мал!Что же, я подожду,
Хватит дела и мне!
А пока я пройду
По Зелёной стране,
Где кувшинок листы —
Как плоты на реке,
Где болтают цветы
На своём языке.
Поиграю с волной,
С мотыльком покружусь
И с родною страной
Навсегда подружусь.