Поурочное планирование по теме "Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово" (1 класс)

  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 3.Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово»

Цели урока:

- Развивать у учащихся умение составлять короткие рассказы по сюжетным картинкам

- Познакомить с понятиями "предложение" и "слово"

- Совершенствовать устную речь и расширять словарный запас

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявлять интерес к изучению чтения и письма

- Формировать положительное отношение к учебной деятельности

- Учиться выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации

Предметные:

- Понимать различие между предложением и словом

- Составлять короткие устные рассказы по картинкам

- Использовать в речи полные предложения

- Осознавать, что предложения состоят из слов

Метапредметные:

- Развивать наблюдательность при рассматривании сюжетных картинок

- Совершенствовать логическое мышление при установлении последовательности событий в рассказе

- Улучшать коммуникативные навыки через рассказывание историй

- Учиться работать в сотрудничестве с одноклассниками

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир историй. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в волшебной комнате, где оживают картинки. Что вы видите вокруг себя?

(Ответы детей: красочные картинки, интересные изображения, герои сказок)

-Замечательно! А теперь посмотрите на доску. Здесь я разместила несколько картинок, расположенных по порядку. Давайте рассмотрим их внимательно. Что вы на них видите?

(Учитель показывает серию картинок: 1. Мальчик просыпается. 2. Мальчик умывается. 3. Мальчик завтракает. 4. Мальчик идет в школу.)

(Ответы детей: мальчик, утро, умывание, завтрак, школа)

-Отлично! А теперь подумайте, можем ли мы по этим картинкам рассказать историю?

(Ответы детей: да, можем)

-Верно! Когда мы смотрим на картинки по порядку и рассказываем, что на них происходит, мы составляем рассказ. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о картинках, о рассказах, о том, как составлять истории по картинкам)

-Молодцы! Тема нашего урока: "Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово". А как вы думаете, чему мы научимся сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: составлять рассказы по картинкам, придумывать истории, различать предложения и слова)

-Отлично! Наша цель - научиться составлять рассказы по картинкам и узнать, чем отличаются предложения от слов.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, представьте, что каждая картинка - это волшебное окошко в историю. А наши слова - это ключики, которые помогают открыть эти окошки. Когда мы складываем ключики-слова особым образом, получается предложение, которое рассказывает нам, что происходит в волшебном окошке-картинке. Давайте попробуем открыть наши волшебные окошки.

-Посмотрите на первую картинку. Какие ключики-слова нам понадобятся, чтобы рассказать о ней?

(Ответы детей: мальчик, кровать, просыпаться, утро)

-Замечательно! А теперь давайте сложим из этих ключиков-слов предложение.

(Ответы детей: "Мальчик просыпается утром")

-Прекрасно! Мы открыли первое волшебное окошко нашей истории. Давайте продолжим и откроем остальные окошки-картинки.

Этап 3. Актуализация знаний

-В нашей волшебной комнате живут разные жители - слова. Давайте вспомним, какие слова вы знаете?

(Ответы детей: названия предметов, действий, признаков)

-Отлично! А теперь скажите, чем отличается ключик-слово от целого предложения?

(Ответы детей: предложение длиннее, в предложении несколько слов, предложение рассказывает о чем-то)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Давайте снова вспомним, что такое предложение. Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Оно рассказывает нам о чем-то, что происходит на картинке. Например: "Мальчик умывается". Это предложение, потому что оно рассказывает нам о том, что делает мальчик.

А теперь давайте попробуем составить предложение вместе. Посмотрите на третью картинку. Какие ключики-слова мы видим?

(Ответы детей: мальчик, стол, есть, завтрак)

-Отлично! Как мы можем сложить из них предложение?

(Ответы детей: "Мальчик ест завтрак")

-Молодцы! Видите, мы взяли отдельные ключики-слова и соединили их в предложение. Теперь мы знаем, что происходит на картинке.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду показывать картинки, а вы скажете, это отдельное слово или целое предложение:

1. Картинка с изображением яблока (Ответ: слово)

2. Картинка, где кошка пьет молоко (Ответ: предложение)

3. Картинка с изображением мяча (Ответ: слово)

4. Картинка, где дети играют в песочнице (Ответ: предложение)

5. Картинка с изображением дома (Ответ: слово)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в игру "Волшебный фотоальбом". Я буду показывать вам картинки, а вы попробуете составить по ним рассказ, используя предложения.

(Учитель показывает серию картинок: 1. Девочка берет лейку. 2. Девочка идет в сад. 3. Девочка поливает цветы.)

(Примерные ответы детей: "Девочка берет лейку. Девочка идет в сад. Девочка поливает цветы.")

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Теперь попробуйте сами придумать историю по картинкам, которые я вам покажу.

(Учитель показывает новую серию картинок, дети составляют рассказ)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с рассказами по картинкам. Например, когда вы листаете книжку с картинками, вы видите отдельные картинки или целую историю?

(Ответы детей: целую историю)

-Правильно! А когда вы рассматриваете семейный фотоальбом, вы видите отдельные фотографии или можете рассказать историю о том, что на них происходит?

(Ответы детей: можем рассказать историю)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наше путешествие в мир историй подходит к концу. Давайте вспомним:

- Что такое рассказ по картинкам?

(Ответ: история, которую мы составляем, глядя на картинки, расположенные по порядку)

- Чем отличается слово от предложения?

(Ответ: предложение состоит из нескольких слов и рассказывает о чем-то, что происходит)

- Зачем нам нужно уметь составлять рассказы по картинкам?

(Ответ: чтобы уметь рассказывать истории, описывать что-то, общаться друг с другом)

Вы отлично поработали сегодня! А теперь давайте проведем необычную рефлексию. Представьте, что вы - это картинки из нашей волшебной истории, а наш класс - это большой фотоальбом. Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, встаньте у доски. Если урок был интересным, но вы что-то не поняли, встаньте у своих парт. А если урок показался вам сложным, сядьте за парты.

(Дети занимают позиции в классе)

-Посмотрите, какую интересную живую историю мы создали! Как и в настоящем рассказе, каждый из вас важен и вносит свой вклад в общую картину.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о составлении рассказов по картинкам?

-О чем бы вы хотели узнать подробнее на следующем уроке?

Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что умение составлять рассказы по картинкам помогает нам лучше понимать мир вокруг нас и делиться своими мыслями с другими. До новых встреч в мире увлекательных историй!