Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово»
Цели урока:
- Развивать у учащихся умение составлять короткие рассказы по сюжетным картинкам
- Познакомить с понятиями "предложение" и "слово"
- Совершенствовать устную речь и расширять словарный запас
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению чтения и письма
- Формировать положительное отношение к учебной деятельности
- Учиться выражать свои мысли и чувства адекватно ситуации
Предметные:
- Понимать различие между предложением и словом
- Составлять короткие устные рассказы по картинкам
- Использовать в речи полные предложения
- Осознавать, что предложения состоят из слов
Метапредметные:
- Развивать наблюдательность при рассматривании сюжетных картинок
- Совершенствовать логическое мышление при установлении последовательности событий в рассказе
- Улучшать коммуникативные навыки через рассказывание историй
- Учиться работать в сотрудничестве с одноклассниками
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир историй. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в волшебной комнате, где оживают картинки. Что вы видите вокруг себя?
(Ответы детей: красочные картинки, интересные изображения, герои сказок)
-Замечательно! А теперь посмотрите на доску. Здесь я разместила несколько картинок, расположенных по порядку. Давайте рассмотрим их внимательно. Что вы на них видите?
(Учитель показывает серию картинок: 1. Мальчик просыпается. 2. Мальчик умывается. 3. Мальчик завтракает. 4. Мальчик идет в школу.)
(Ответы детей: мальчик, утро, умывание, завтрак, школа)
-Отлично! А теперь подумайте, можем ли мы по этим картинкам рассказать историю?
(Ответы детей: да, можем)
-Верно! Когда мы смотрим на картинки по порядку и рассказываем, что на них происходит, мы составляем рассказ. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о картинках, о рассказах, о том, как составлять истории по картинкам)
-Молодцы! Тема нашего урока: "Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово". А как вы думаете, чему мы научимся сегодня?
(Предполагаемые ответы детей: составлять рассказы по картинкам, придумывать истории, различать предложения и слова)
-Отлично! Наша цель - научиться составлять рассказы по картинкам и узнать, чем отличаются предложения от слов.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, представьте, что каждая картинка - это волшебное окошко в историю. А наши слова - это ключики, которые помогают открыть эти окошки. Когда мы складываем ключики-слова особым образом, получается предложение, которое рассказывает нам, что происходит в волшебном окошке-картинке. Давайте попробуем открыть наши волшебные окошки.
-Посмотрите на первую картинку. Какие ключики-слова нам понадобятся, чтобы рассказать о ней?
(Ответы детей: мальчик, кровать, просыпаться, утро)
-Замечательно! А теперь давайте сложим из этих ключиков-слов предложение.
(Ответы детей: "Мальчик просыпается утром")
-Прекрасно! Мы открыли первое волшебное окошко нашей истории. Давайте продолжим и откроем остальные окошки-картинки.
Этап 3. Актуализация знаний
-В нашей волшебной комнате живут разные жители - слова. Давайте вспомним, какие слова вы знаете?
(Ответы детей: названия предметов, действий, признаков)
-Отлично! А теперь скажите, чем отличается ключик-слово от целого предложения?
(Ответы детей: предложение длиннее, в предложении несколько слов, предложение рассказывает о чем-то)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Давайте снова вспомним, что такое предложение. Предложение - это группа слов, связанных между собой по смыслу. Оно рассказывает нам о чем-то, что происходит на картинке. Например: "Мальчик умывается". Это предложение, потому что оно рассказывает нам о том, что делает мальчик.
А теперь давайте попробуем составить предложение вместе. Посмотрите на третью картинку. Какие ключики-слова мы видим?
(Ответы детей: мальчик, стол, есть, завтрак)
-Отлично! Как мы можем сложить из них предложение?
(Ответы детей: "Мальчик ест завтрак")
-Молодцы! Видите, мы взяли отдельные ключики-слова и соединили их в предложение. Теперь мы знаем, что происходит на картинке.
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду показывать картинки, а вы скажете, это отдельное слово или целое предложение:
1. Картинка с изображением яблока (Ответ: слово)
2. Картинка, где кошка пьет молоко (Ответ: предложение)
3. Картинка с изображением мяча (Ответ: слово)
4. Картинка, где дети играют в песочнице (Ответ: предложение)
5. Картинка с изображением дома (Ответ: слово)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем в игру "Волшебный фотоальбом". Я буду показывать вам картинки, а вы попробуете составить по ним рассказ, используя предложения.
(Учитель показывает серию картинок: 1. Девочка берет лейку. 2. Девочка идет в сад. 3. Девочка поливает цветы.)
(Примерные ответы детей: "Девочка берет лейку. Девочка идет в сад. Девочка поливает цветы.")
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Теперь попробуйте сами придумать историю по картинкам, которые я вам покажу.
(Учитель показывает новую серию картинок, дети составляют рассказ)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с рассказами по картинкам. Например, когда вы листаете книжку с картинками, вы видите отдельные картинки или целую историю?
(Ответы детей: целую историю)
-Правильно! А когда вы рассматриваете семейный фотоальбом, вы видите отдельные фотографии или можете рассказать историю о том, что на них происходит?
(Ответы детей: можем рассказать историю)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наше путешествие в мир историй подходит к концу. Давайте вспомним:
- Что такое рассказ по картинкам?
(Ответ: история, которую мы составляем, глядя на картинки, расположенные по порядку)
- Чем отличается слово от предложения?
(Ответ: предложение состоит из нескольких слов и рассказывает о чем-то, что происходит)
- Зачем нам нужно уметь составлять рассказы по картинкам?
(Ответ: чтобы уметь рассказывать истории, описывать что-то, общаться друг с другом)
Вы отлично поработали сегодня! А теперь давайте проведем необычную рефлексию. Представьте, что вы - это картинки из нашей волшебной истории, а наш класс - это большой фотоальбом. Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, встаньте у доски. Если урок был интересным, но вы что-то не поняли, встаньте у своих парт. А если урок показался вам сложным, сядьте за парты.
(Дети занимают позиции в классе)
-Посмотрите, какую интересную живую историю мы создали! Как и в настоящем рассказе, каждый из вас важен и вносит свой вклад в общую картину.
-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о составлении рассказов по картинкам?
-О чем бы вы хотели узнать подробнее на следующем уроке?
Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что умение составлять рассказы по картинкам помогает нам лучше понимать мир вокруг нас и делиться своими мыслями с другими. До новых встреч в мире увлекательных историй!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.