Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Оценка 4.6

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Оценка 4.6
Документация +1
docx
информатика
6 кл
06.06.2018
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Х1уманаш, адам билгалдо, Мила? Х1ун ю? хаттарш до. Ойлаей хьо дийций вала, Къамелан вай муьлха дакьа Ду со, чехка алий вала? -Муьлха къамелан дакъа ду и? (Ц1ердош). -Ц1ердешан х1ун билгалонаш ю цу байта т1ехь ялийнарш? Слайд: (Х1уманаш, адам билгалдо, мила? х1ун? хаттарш ду). -Вай тахана девзар ду ц1ердешнаш. -Дуьйцур ц1едешан билгалонех лаьцна. Слайд: Тукар, т1арий, маха, тай, Басам, кисий, дари к1айн Ша, дол, аьрша я 1аддий, Уьйриг, мижарг, цхьа мисхал, Нехча, берам я сискал, Шар я морза, муьста бод, Хьо д1аяла, нанийн дог. -Муьлха х1уманаш ю байта т1ехь юьйцурш?
1.docx
Лекция № 1 Основы педагогической риторики Понятие риторики В современных толковых словарях слово «риторика» имеет В   начале   XIX   в.   возникают   понятия   “общая   риторика”   и   “частная   риторика.   Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. До сих пор в науке различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из  направлений неориторики (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Ростов н/Д.: изд­во «Феникс», 2002.). Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Ж. Дюбуа «Общая риторика». В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры ре В   античных   учебниках   риторики   различались   три   функциональных   типа   речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная,   церемониальная   или   показательная   (хвалебная   или   порицающая)   речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных   категорий   полезного   и   вредного.   Судебная   речь   основывалась   на   категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средние века преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Ростов н/Д.: Феникс, 2002.). Статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся только в новое время.   К   традиционным   видам   красноречия   добавились   новые   –   академическое,   деловое   и публицистическое красноречие. В   настоящее   время   различают   столько   же   частных   риторик,   сколько   существует   сфер коммуникации,   функциональных   разновидностей   языка,   а   в   ряде   случаев   –   и   более   мелких функциональных   подразделений   (например,   риторика   телевизионного   выступления   является подразделом   публицистической   риторики).   Е.Н.   Зарецкая   выделяет   следующие   видиы профессиональных риторик: 1) преподавательская, 2) адвокатская; 3) речь политика; 4) речь священник; 5) речь бизнесмена. В   тот   или   иной   период   развития   общества   конкретные   виды   речевой   коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины вызывают наибольший интерес. В настоящее время   подобная   роль   отводится   риторике   средств   массовой   информации,   политической   и деловой (коммерческой) риторике. Педагогическая риторика как частная риторика Педагогическое   общение   –   это   межличностное   взаимодействие,   связанное   с   передачей знаний и  воспитанием  личностных  качеств, имеет целью создание оптимальных условий  для обучения и воспитания. Функции педагогического общения: 1) контактная; 2) эмотивная, 3) обучающая. Педагогическое   общение   –   одновременно   личностное   и   предметно   ориентированное общение. При   обучении   не   должно   быть   пассивных   участников,   когда   информация   предстает   в готовом виде. Нужно использовать активные методы обучения, в том числе проблемные. Важно не только передавать информацию, но и добиваться ее адекватного понимания. Коммуникативная компетентность педагога предполагает: ­ овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно­речевых ситуациях; ­ овладение коммуникативно­речевыми (риторическими) умениями; ­ осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно­речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; ­ овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; ­ овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; ­ развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач; ­ познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико­риторического) идеала как образца педагогического общения. Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно: вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель); формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель); воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели). Предназначение педагогической риторики: ­   моделирование   и   построение   ситуаций   педагогического   общения   с   целью   решения различных психолого – педагогических и риторических задач ­ совершенствование речевого аспекта педагогического общения; ­   предупреждение   и   исключение   ситуаций   развития   негативного   коммуникативного сценария. Г.   А.   Ипполитова,     доктор   педагогических.   наук,   автор   одного   из   учебников   по педагогической риторике,  указывает, что эти аспекты профессиональной подготовки учителя разрабатываются   преимущественно   в   дидактике   и   методике.   При   этом   не   в   полной   мере учитывается   еще   одна   особенность   профессиональной   деятельности   учителя:   достижение названных   целей   обучения,   успешное   решение   разнообразных   учебно­методических   и воспитательных   задач   возможно   лишь   в   том   случае,   если   учитель   знает   специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.“Говорить и писать   как   учитель   для   педагога   одновременно   означает   утвердить   себя   как   личность   в данной   социальной   среде,   а   самое   главное,   на   наш   взгляд,   обеспечить   себе   как   в профессиональном, так и в межличностном плане равноправный контакт во взаимодействии с партнерами” (Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 4).Сфера обучения   является   сферой   “повышенной   речевой   ответственности”,   так   как   слово   (речь) становится   важнейшим   (если   не   основным)   инструментом   деятельности   учителя,   главным средством   реализации   всех   задач   собственно   методического   и   дидактического   характера. Таким образом, в содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен дополнительный   компонент,   связанный   с   освоением   опыта   коммуникативно­творческой деятельности учителя. На формирование указанного вида компетенции и направлен такой раздел, как профессиональная риторика. Таким образом, курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач. Аргументация, которая изучается педагогической риторикой: ­ судительная, дающая характеристику уже свершившемуся факту; ­ совещательная, обращена в будущее, определяет пути следования и их отбор; ­ эпидейктическая ­  комплекс оценок и характеристик. Аргументация   влиятельна,   если   педагог   решает   и   задачи,   и   сверхзадачу.   Основу коммуникативной   деятельности   педагога   составляют   практические   знание   о   способах целенаправленного   использования   речевых   средств   для   решения   задач   педагогического общения. Такие знания – залог овладения профессией.  Педагогическая риторика различает следующие функции общения: ­   информационно   –   коммуникативная   (гностическая,   обеспечивающая   познание)   – функция обучения, приобретения предметных знаний и социального опыта; ­   регуляционно   –   коммуникативная   –   организаторская,   обеспечивающая   как   выбор стратегии и способов взаимодействия, так и конкретную организацию деятельности в рамках учебно – речевой ситуации; ­   воспитательно   –   коммуникативная   функция   –   ориентированная   на   развитие личностных   качеств,   эмоциональной   культуры,   эстетической   восприимчивости   и художественного вкуса. Речевая ситуация в педагогическом общении Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: « Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Выделенные   Аристотелем   элементы   составляют   основу   для   описания   структуры   речевой ситуации,   поэтому   слагаемые   речевой   ситуации   в   рамках   педагогического   общения определяются так:     говорящий          ­                        предмет речи                           ­       слушающий учитель (адресант)         тема: раздел учебно­научного знания           ученик (адресат)  Дидактическая направленность общения предопределяет специфику типа общения: учебное взаимодействие,   коммуникативное   лидерство   педагога.   Особенность   УРС   общения: устойчивость, постоянство содержательных характеристик ряда категорий: роли  адресанта и адресата,   внешние   обстоятельства   общения,   код   общения   (язык   обучения,   стиль). Структурообразущим элементом  в УРС является  риторическая категория цели: КТО        ­        КОМУ    ­       ГДЕ    ­    КОГДА   ­    ПОЧЕМУ    ­    ЗАЧЕМ говорящий     слушающий    место       ситуация          мотив                цель Отношение   педагог   –   учащийся   это   постоянные   социальные   роли,   обусловленные правилами   учебно–научного   общения.   Внутренние   обстоятельства   такого   общения   –   это мотивация   деятельности   и   понимание   цели   как   коммуникативного   намерения   (интенции) участников общения. Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия   речевого   поведения,   избранная   для   реализации   цели   творческого   взаимодействия. Коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы(предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения»(по Аристотелю), чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу.  Существует риторическая типология стратегических целей: ­ проинформировать ­ дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;   ­   убедить   –   склонить   к   своему   мнению,   использовав   нужные   аргументы   и доказательства,   аппелируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту; ­   внушить   –   обратиться   к   чувствам   слушателя,   использовав   и   логические,   и эмоциональные средства воздействия на личность (риторические фигуры, тропы и т. п.)   ­ побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие В   конкретной   ситуации   общения   возможны   различные   сочетания   стратегических подходов: информировать и убедить; убедить и внушить и т.п. Стратегия педагогического общения   предопределяется   логикой   научного   и   риторического   знания,   а   также, коммуникативными целями взаимодействия. Лекция 2. Основы мастерства публичного выступления I. Особенности публичной  монологической речи Устная   монологическая   публичная   речь   предполагает   особую   организацию   общения,   а именно   непосредственное   наличие   коллектива   слушателей­собеседников.   Количественные   и качественные   признаки   массового   адресата   играют   немаловажную   роль.   Происходит непосредственное восприятие как речи говорящего, так и реального облика говорящего (голос, мимика, жесты и пр.).  К монологическим формам публичной речи можно отнести всякого рода высказывания (пропаганду), ораторскую речь (например, выступления политика), художественные монологи: публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов. Рассмотрим каждую из форм в отдельности. 1)  Пропагандистское   выступление  относится   к   публицистическому   стилю   и   имеет призывный   характер.   Пропаганда   обычно   направлена   на   определенные   цели:   возбудить   в слушателях   желание   следовать   за   выступающим,   поэтому   авторское   «я»,   которое   в   ней проявляется, все равно представляет собой собирательный образ, так как высказывания обычно делаются не только от лица лидера, но и всей партии. Могут присутствовать восклицательные предложения 2)  Ораторская речь – это не просто выступление, а демонстрация умения автора владеть языком,   не   просто   способность   донести   информацию   до   слушателя,   а   сделать   это   красиво, заинтересовать людей. Ораторская речь должна быть достаточно эмоциональной, но и в то же время   четкой.   Оратор   не   должен   отвлекаться   на   дополнительные   моменты.   От  автора   речи требуются высокий уровень подготовки и умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности. Ораторское искусство имеет глубокие корни и уходит ими в глубокую древность,   в   античную   Грецию,   где   умение   говорить   было   первоочередным   для   каждого человека, особенно политика, военного или философа, поэтому современным ораторам есть на что ориентироваться и у кого поучиться. 3)   Чтение стихов. Он обладает всеми признаками публичной речи, кроме проявления автора.   Эта   особенность   присуща   всем   лирическим   произведениям.   Причем   стихотворение может читать сам автор. Это особый вид публичного выступления, так как это художественная речь. Если мы говорим об эмоциональности в ораторской речи, то здесь она должна быть на порядок выше и к ней добавляется выразительность подобной речи. Она значительно сложнее для произнесения, чем все предыдущие, и требует эмоционального напряжения. 4) Что касается чтения монолога актером, то ему присущи все черты чтения стихов с некоторыми отличиями, а именно: актер изображает другого человека и демонстрирует не свои чувства, а его. И главное – актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе. Но в его арсенале   множество   невербальных   средств   общения,   которыми,   например,   не   может воспользоваться оратор. 5)  Поздравительная речь (тост) и панихидная речь. Они во многом схожи, так как говорятся обычно для какой­либо аудитории, но главным героем речи является один человек, причем в речи отсутствует авторское «я», если это, конечно, не выражение личных чувств. II. Структура публичной монологической речи Публичная монологическая речь имеет определенную структуру. В античной риторике был разработан алгоритм подготовки публичного выступления – так называемый риторический канон. Это универсальный алгоритм мыслеречевой деятельности, состоящий из трех основних и двух вспомогательных этапов: 1. Инвенция (изобретение) – разработка содержания речи. 2.  Диспозиция  (расположение) – нахождение оптимальной композиции, в том числе оптимального выстраивания аргументов. 3. Элокуция (выражение) – нахождение оптимального словесного выражения. 4. Мемория (память) – учение о технике запоминания подготовленной речи. 5. (произнесение)   –   учение   об   артистическом   произнесении   речи   с  Акцио  использованием возможностей голоса, мисики и жестов. Рассмотрим эти этапы подробно. 1. Инвенция  Это  создание   замысла,   построение   аргументации   на   основе   замысла;   обнаружение проблемы,   определение   предмета   мысли.   На   этом   этапе   говорящий   создаёт   общий   план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств. Теоретической базой является знание:  а) законов логики;  б)   так   называемых   общих   мест,   или   топов   (своеобразных   смысловых   моделейдля получения нового знания). Изобретение включает: 1) анализ  проблемной ситуации, определение предмета речи и создание  темы  высказывания;   2)   развертывание   темы,   нахождение,   отбор   и   согласование аргументов. Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: 1) аудиторию; 2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; 3) самого ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.  Проблемой   высказывания   называется   реальная   трудность,   противоречие,   конфликт,   в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Необходимо различать понятия «Тема» и «Тезис» выступления. Тема шире тезиса. Тезис – это аспект темы. Например, тема – «Наркотики». Тезисы – 1) Наркотики – зло. 2) Способы борьбы с наркотической зависимостью и др. Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям. 1.   Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение. 2.   Тема  должна быть краткой и легко воспроизводимой. 3.       Тема   должна   быть   понятной   как   аудитории,   так   и   самому   ритору.   Поэтому   при формулировке   темы   следует   избегать   необычных   слов,   специальных   терминов   или   слов   с неопределенным значением. 4.   Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов 5.       Тема   должна   быть   интересной   и   актуальной.   Поэтому   ритор,   формулируя   тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории. 6.   Формулировка темы должна быть проблемной.  Требования к тезису: 1) Тезис должен быть сформулирован конкретно и точно.\ 2) Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всй речи. Для того, чтобы развить идею, используются смысловые модели, или топы, или «общие места»:    род,   вид,   часть,   целое,   определение,   сходства,   различия,   причина,   следствие, сравнение.   Совокупность   «общих   мест»   ­   топика   –   отражает   общие   законы   мышления   или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит  речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею. Например, тему «Социальной роль интеллигенции» можно развить с помощью таких топов, как определение. Предмет речи очень просто можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия, часть и целое, причина и др. На этом же этапе продумываются способы доказательства защищаемых положений. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, источников в систему для обоснования какой­либо мысли перед слушателями или собеседником. Требования к аргументации: 1)   Должны   быть   доказательными   положениями   (часто   мнение   выдается   за   аргумент,   напр.: Демократия – самая лучшая форма государства) 2)   Аргументы   не   должны   зависеть   от   тезиса,   иначе   –   «порочный   круг»   (ср.:   Снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие) 3) Не должно быть «загадочных» ссылок (типа Опросы показали, что…) 4) Не должны быть иррациональными 5) Аргументация — это система утверждений, иерархически связаных друг с другом; 6) Аргументация — это процесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргменты в определенной продуманной последовательности. То,   что   приводимые   аргументы   образуют   систему   и   расположены   в   определенной последовательности, должно быть очевидно не только говорящему, но и слушателям. Таким образом, задача оратора состоит не только в предложении некой системы аргументов в защиту некоторой идеи, но и в обеспечении ее понятности, доступности аудитории. Для достижения целей аргументации необходимо пользоваться по возможности наиболее сильными аргументами. Сила аргумента — понятие относительное, так как зависит от ситуации, эмоционально­психического состояния слушателей и многих других факторов — пола, возраста, профессиональной   подготовки   аудитории   и   т.д.   Однако   можно   выделить   ряд   типовых аргументов,   которые   считаются   сильными   в   большинстве   аудиторий.   К   таким   аргументам обычно   относят:   научные   аксиомы,   положения   законов   и   официальных   документов,   законы природы,   выводы,   подтвержденные   экспериментально,   заключения   экспертов,   ссылки   на признанные   авторитеты,   цитаты   из   авторитетных   источников,   показания   очевидцев, статистические данные. Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три».  Способы аргументации Существуют различные классификации способов аргументации. Обобщая их, можно говорить о следующих способах. I. Нисходящая и восходящая аргументация 2.Односторонняя и двусторонняя аргументация. 3. Индуктивная и дедуктивная аргументация 4. Опровергающая и поддерживающая аргументация II. Этап диспозиции (расположения) включает: а) учение о прямой и обратной хрии; б) принципы расположення материала в описании, повестваовании, рассуждении. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура: 1)      введение; 2)      предложение; 3)      повествование; 4)      подтверждение; 5)      опровержение; 6)      заключение. III. Этап элокуции (словесного выражения, речевого оформления текста)  Выражение включает: а) учение о тропах и фигурах; б) учение о функцуиоанльных стилях и речевых жанрах. Прежде   всего   это   метафора   (перенос   по   сходству)   и   метонимия   (перенос   по Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные  средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»). Виды тропов и фигур:    соположенности) Другие виды: 1)  Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы). 2)             Аллегория   (иносказание,   аллюзия   –   «намек»)   –   выражение   отвлеченных   понятий   в конкретных художественных образах. Используется в баснях, былинах сказках. 3)      Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного. 4)      Эпитет – образное определение предмета или действия. 5)      Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты. 6)      Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение, намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту. 7)      Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего­ либо. 8)      Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого­либо слова, предмета речи. 9)       Дисфемизм   –   троп,   состоящий   в   замене   нормативного,   естественного   слова   на   более вульгарное, фамильярное слово. 10)    Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего­либо. 11)   Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении, им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора. 12)   Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов. 13)   Оксюморон   –   это   фигура   речи,   состоящая   в   соединении   двух   антонимов   (слов противоположных  по  значению),   когда  рождается  новое  смысловое   единство   (красноречивое молчание, живой труп). 14)   Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в  каждом предложении 15)    Ирония и парадокс как риторические средства.                Виды иронии и средства получения иронии: 1)      антифраз – употребление слова в противоположном значении 2)      парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл 3)      гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях 4)   количественному эффекту 5)      каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов   антомакласис   –   группа   тропов,   основанная   на   многозначности   слов,   приводит   к ­          полисемия – многозначность слов ­          омонимия – близкие значения одного и того же слова ­          омофония – звуковое сходство слов оо IV   этап  –   мем рио   (лат.   memorio   –   запоминание)   –   запоминание   речи   и   подготовка   к   её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.   V этап  –  кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя   мимику,   жесты,   телодвижения,   устанавливает   и   поддерживает   контакт   со слушателями. ао Лекция 3. Формы и жанры педагогической речи I. Формы речи – это монолог и диалог. Монолог  ­ сложно построенное высказывание, развернутое и длительное, обращенное ко многим,   к   обществу   (монологический   речевой   обмен   в   условиях   массового   общения). Монологическая   форма   реализуется   то   в   условиях   непосредственного   обмена   —   как   речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и пр.). Монологическая речь может быть двух видов: 1) информационной; 2) убеждающей 1)   К   разновидностям   информационной   речи   относят   различного   рода   выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады. 2)   Убеждающая   речь   обращена   прежде   всего   к   эмоциям   слушателя.   В   этом   случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь­ призыв к действиям, речь­протест. Монологическую   речь   различают   по   степени   подготовленности   и   официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно­ответную форму речи, т. е. все  то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника­адресата, вызвать его ответную реакцию.  Диалог (от греч. diálogos — разговор, беседа), диалогическая речь, ­ это 1) вид речи, характеризующийся   ситуативностью   (зависимостью   от   обстановки   разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и   малой   степенью   организованности   (незапланированным   характером).   Диалог противопоставляется монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе   непосредственного   общения   между   собеседниками   и   состоящая   из последовательного   чередования   стимулирующих   и   реагирующих   реплик.   К   основным языковым   особенностям   диалога.   относятся:   обилие   вопросительных   и   побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания.  Приведем несколько классификаций диалогов. 1. Диалогические жанры нефатической сферы общения подразделяются на: 1)  информативные жанры (микродиалоги, ‘вопрос­ответ’, разговор на актуальные темы, спор, беседа);  2)  прескриптивный жанр (просьба);  3) аппелятивные жанры (замечания, упрек, жалоба­2 (по А. Вежбицкой), угроза, ссора). К   фатическим   диалогам   относятся   беседа,   сплетня,   а   также   этикетные   жанры (приветствие, прощание, извинение, благодарность и др.) 2.   Виды   устных   диалогов:   бытовой,   деловой,   учебный,   военный,   политический, дипломатический (по профессиям, например: медицинский, торговый и пр.). 3. Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации:  бытовой разговор;  деловая беседа;  собеседование;  интервью;  переговоры; светская беседа. Строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют   элементы   «диалогизации»,   стремление   преодолеть   пассивность   восприятия адресата,   желание   втянуть   его   в   активную   мыслительную   деятельность.   Особенно   это характерно   для   ораторской   речи.   Если   рассматривать   публичное   выступление   с   социально­ психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно­субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения. II. Жанры педагогической речи Педагогические устные речевые жанры: 1. Лекция 2. Семинар 3. Консультация 4. Беседа 5. Похвала и порицание 6. Педсовет (совещание) 7. Школьный урок как риторический жанр Жанры письменной профессиональной речи учителя: аннотация; отзыв и рецензия; реферат   (письменный),   особенности   реферата­обзора;     биография   и   автобиография; характеристика лица как жанр делового общения:  характеристика ученика (учителя, одного из родителей). Сравнительная  характеристика (двух учеников, родителей, учителей). Групповая характеристика   (класса,   группы   учащихся,   членов   кружка).   Отчет   (письменный)   как разновидность делового общения. Разновидности отчетов. Письма в педагогическом общении. Письменные жанры делового общения в деятельности учителя: докладная записка, протокол, расписка, заявление. Требования к их оформлению. Речевые клише, характерные для названных жанров. (По Г.А. Ипполитовой)

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018