Поурочные планы на 11 класс по Информатике
Оценка 4.8

Поурочные планы на 11 класс по Информатике

Оценка 4.8
docx
20.10.2021
Поурочные планы на 11 класс по Информатике
11.docx

Урок№1

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Аптечка. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Упражнения по снятию напряжения с глаз. Журнал рабочего места.

Цели:    

   1.   Ознакомить учащихся с правилами техники безопасности.

   2.     Развивать у учащихся чувство бережливости.

   3.     Воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Лекция по технике безопасности (сопровождается презентацией, записью лекции в тетради учащимися и учащиеся должны расписаться в журнале по ТБ.)

1. Общие требования безопасности

1.1    В кабинетах ВТ установлена сложная, повышенной опасности аппаратура – компьютеры, принтеры и другие технические средства, требующие бережного и осторожного обращения. Поэтому:

§  Бережно обращайтесь с этой техникой;

§  Спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам рабочее место, ничего не трогая на столах.

1.2    На вашем рабочем столе размещены составные части ПЭВМ – системный блок, клавиатура и монитор (дисплей). При включении дисплея работает электронно-лучевая трубка, которая находится под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать возгорание аппаратуры.

2.       Требования безопасности перед началом работы

2.1    Не входить в кабинет ВТ в уличной обуви.

2.2    Отрегулировать высоту сиденья стула или положение монитора таким образом, чтобы линия взора приходилась на центр монитора.

2.3    Убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры, соединительных проводов, другого оборудования

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать на средствах ВТ, имеющих нарушение целостности корпусов и изоляции проводов, а также неисправной индикацией включения питания. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.

2.4    Начинать работу на ВТ необходимо только по указанию учителя.

3.       Требования безопасности во время урока

 3.1    Во время работы необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз до экрана монитора (60 – 70 см), допустимое – не менее 50 см во время работы лучше пользоваться очками (простое стекло). Носящие очки, должны работать в них.

3.2    ЗАПРЕЩАЕТСЯ без разрешения преподавателя включать и без необходимости отключать и передвигать средства ВТ, трогать разъемы соединительных проводов, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.

3.3    Работать на клавиатуре следует только чистыми руками и  при включенном компьютере. При вводе информации с клавиатуры необходимо плавно нажимать на клавиши, не допуская резких ударов.

3.4    ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать на средствах ВТ во влажной одежде или влажными руками, класть на монитор или клавиатуру диски, книги, тетради, ручки, карандаши и т.п., облокачиваться на них, вставать и ходить по кабинету, отвлекать товарищей.

3.5    Учащимся не следует вставать при входе посетителей. Входить в кабинет ВТ, и выходить из него как в урочное, так и в неурочное время можно только с разрешения преподавателя. 

 4.      Требования безопасности в аварийных случаях

 4.1    Неправильное обращение со средствами ВТ может привести к поражению электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

4.2    При появлении необычного звука, самопроизвольном отключении аппаратуры, а также при появлении запаха гари следует НЕМЕДЛЕННО прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом преподавателю.

4.3    При необходимости следует оказать помощь в тушении огня.

 5.      Требования безопасности по окончанию работы

 5.1    По окончанию работы по указанию преподавателя отключать аппаратуру, навести порядок на рабочем месте.

5.2    Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

  избежать несчастных случаев;

успешно овладевать знаниями, умениями, навыками;

сберечь государственное имущество – вычислительную технику  и оборудование.

5.3      Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования

5.4    Невыполнение этих правил является грубейшим нарушением порядка и дисциплины.

5.5    Покидать кабинет можно только по разрешению преподавателя.

 

III. Практическое задание: подготовить мини-проект на тему Техника безопасности в кабинете ВТ.

IV Вопросы  и задания

1.        Назовите самые важные, на ваш взгляд, правила ТБ.

2.        Какие пункты правил запомнились вам больше?

V. Итоги урока

 Домашнее задание: Выучить правила ТБ по конспекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок№2

 

Тема: Классификация объектов. Классификация информации по разным признакам.

Цели: обуч.: изучить понятие классификация объектов, развивать навыки работы с информацией, Воспитывать интерес к предмету, связь информатики с прикладными программами.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Объяснение нового материала.

Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. Классификация – система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Система классификации позволяет сгруппировать объекты и выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Классификация объектов – это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами.

ПРИМЕР1. Всю информацию о школе можно классифицировать по многочисленным информационным объектам, которые будут характеризоваться общими свойствами:

  • Информация об учениках – в виде информационного объекта «Ученик»,
  • Информация о преподавателях – в виде информационного объекта «Преподаватель»,
  • Информация о классах – в виде информационного объекта «Класс» и т.п.

Свойства информационного объекта определяются информационными параметрами, называемыми реквизитами. Реквизиты представляются либо числовыми данными, например, вес, стоимость, год, либо признаками, например цвет, марка машины, фамилия. Реквизит – логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления и тп.

ПРИМЕР2. Информация о каждом ученике в учебном отделе школы систематизирована и представлена посредством одинаковых реквизитов:

  • Фамилия, имя, отчество,
  • Пол,
  • Год рождения,
  • Место рождения,
  • Адрес проживания,
  • Класс, где проходит обучение ученик, и т.д.

Все перечисленные реквизиты характеризуют свойства информационного объекта «Ученик». Кроме выявления общих свойств информационного объекта, классификация нужна для разработки правил (алгоритмов) и процедур обработки информации, представленной совокупностью реквизитов.

Разработан три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный.

  1. Практическая работа на компьютере. Электронная таблица Excel позволяет работать в режиме базы данных.

Основные понятия базы данных: A2:F12 – база данных, столбцы A, B, C, D, E, F – называются полями, строки - записи, шапка таблицы – имена полей.

 

2.      Итог урока.

3.      Выставление оценок, д/з изучить типы классификации (иерархический, фасетный, дескрипторный)

Урок№3

Тема: Понятие информационной системы. Системы искусственного интеллекта.

Цели: обуч.: сформировать у учащихся основные понятия и сферы использования информационных систем, развивать навыки работы с информацией, воспитывать интерес к предмету, связь информатики с прикладными программами, с жизнью.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Введение новых понятий.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Примеры систем:

Система

Элементы систем

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

 

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или супер-ЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Этапы развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

Процессы в информационной системе.

  1. Практическое задание – Excel. Формат ячеек.
  2. Итоги урока.

3.      д/з Изучить понятие информационной системы.

Урок№4

Тема: Экспертные системы. Банки данных. Базы знаний.

Цели: обуч.: изучить понятие классификация объектов, развивать навыки работы с информацией, Воспитывать интерес к предмету, связь информатики с прикладными программами.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Теоретическая часть. (тема1.6 – стр.28-29)

Основным элементом БЗ являются знания о предметной области в котором должна функционировать ЭС. Знание-это совокупность сведений образующих целостное описание соответствующее определенному Уровню осведомленности об описываемой проблеме.

Основные отличие знаний от данных в том что данные описывают лишь конкретное состояние объектов или группы объектов в текущий момент времени а знания помимо данных содержат сведения о том как оперировать этими данными, в БЗ ЭС знания должны быть обязательно структурированы и описаны терминами одной из модели знаний, Выбор модели знаний-это наиболее сложный вопрос в проектировании ЭС так как формальное описание знаний оказывает существенное влияние на конечные характеристики и свойства ЭС, в рамках одной БЗ все знания должны быть однородно описаны и простыми для понимания, Однородность описания диктуется тем что в рамках ЭС должна быть разработана единая процедура логического вывода которая манипулирует знаниями на основе стандартных типовых подходов, простота понимания определяется необходимостью постоянных контактов с экспертами предметной области которые не обладают достаточными знаниями в компьютерной технике, знания подразделяются с точки зрения семантики на факты и эвристики, Факты как правило указывают на устоявшиеся в рамках предметной области обстоятельства а эвристики основываются на интуиции и опыте экспертов предметной области,

По степени обобщенности описания знания подразделяются на

1 поверхностные-описывают совокупность причинно-следственных отношений между отдельными понятиями предметной области

2 глубинные-относят абстракции аналогии образцы которые отображают глубину понимания всех процессов происходящих в предметной области,

Введение в базу глубинных представлений позволяет сделать систему более гибкой и адаптивной так как глубинные знания являются результатом обобщения проектировщиком или экспертом первичных примитивных понятий.

3. Практическая часть – повторение – создание базы данных в электронной таблице Excel.

Основные понятия базы данных: база данных – таблица, заполненная информацией,

Поля - столбцы, Имена полей – шапка таблицы, Записи – информация в строках. Информация по полям должна быть однородной.

Работа с автофильтром.

4.      Итоги урока.

5.      д/з. Понятие баз знаний.

 

 

Урок№5

Тема урока: Базы данных. Модели данных. Реляционная модель.

Цели: обуч.: закрепить понятие классификация объектов, развивать навыки работы с информацией, Воспитывать интерес к предмету, связь информатики с прикладными программами.

Ход урока:

Орг. момент.

Теоретическая часть.

Фасетная система классификации.

Фасетная система классификации, в отличие от иерархической ,позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга , так и от семантического содержания классифицируемого объекта . Признаки .рамка).Каждый фасет(ФI) содержит совокупность однородных знаний данного классификационного признака . Причём значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке , хотя предпочтительнее их упорядочения.

Пример 5.Фасет цвет содержит значения : красный ,белый , зелёный ,чёрный ,жёлтый.

Фасет специальность содержит названия специальностей .

Фасет образование содержит значения; средние , средние специальное, высшие.

Название столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным фф2...., фі,...,фh. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д. Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное

Значение фасета. Например, фасет цвета, обозначенный ф2, содержит значение : красный, белый, зеленый, черный, желтый.

Ф1,Ф2,...,Фі,...,фп

Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования:

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.

Достоинства фасетной системы классификации:

1.      возможность создания большой емкости классификации т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок,

2.      возможность простой модификации всей системы классификации

Дескрипторная система классификации.

Пример 7. В качестве объекта классификации рассматривается успеваемость студентов . Ключевыми словами могут быть выбраны; оценка, экзамен, зачем ,преподаватель, студент, семестр, название предмета. Здесь нет синонимов, и поэтому указанные ключевые слова можно использовать как словарь дескрипторов. Ключевыми словами могут быть выбраны: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, лектор, ассистент, доцент, профессор, коллега, факультет, подразделение университета, аудитория, комната, лекция, практическое занятие и т. д. Среди указанных ключевых слов встречаются синонимы, например: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, факультет, подразделение университета и т. д. После нормализации словарь дескрипторов будет состоять из следующих слов: студент, преподаватель, лектор, ассистент, доцент, профессор, факультет, аудитория, лекция, практическое занятие т.д.

3.      Итог урока: что узнали?

4.      д/з Изучить модели данных.


 

Урок№1 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Урок№1 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Требования безопасности в аварийных случаях 4

Требования безопасности в аварийных случаях 4

Урок№2 Тема: Классификация объектов

Урок№2 Тема: Классификация объектов

Урок№3 Тема : Понятие информационной системы

Урок№3 Тема : Понятие информационной системы

Урок№4 Тема: Экспертные системы

Урок№4 Тема: Экспертные системы

Урок№5 Тема урока: Базы данных

Урок№5 Тема урока: Базы данных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021