Урок 16.
Знакомство с электронными таблицами
Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Основные понятия: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.
Особенности изложения содержания темы данного урока.
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:
1. Обсуждаются вопросы:
• Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
• Какие классы задач удобно решать с помощью таблиц типа ООО?
• Какие таблицы называют вычислительными?
• В таблицах какого типа можно проводить вычисления?
• В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.
2. Проводится визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. Задание 2 работы 7 ученики могли выполнить на домашнем компьютере и принести распечатку или сделать «вручную». Обсудить более детально следует №41 в рабочей тетради.
3. Совместно делается вывод о том, что является основным признаком вычислительной таблицы (№42 на стр.59 рабочей тетради).
Теоретический материал этого урока минимален. При его изложении следует в максимальной степени задействовать знания школьников о структуре таблиц, а при рассмотрении среды электронных таблиц проводить аналогии с хорошо известным детям текстовым процессором Word.
Желательно открыть окно табличного процессора и на большом экране показать ученикам строки, столбцы, ячейки, диапазоны ячеек, табличный курсор, активную ячейку и др. необходимые объекты.
После этого следует перейти к выполнению работы 8 компьютерного практикума. Задание 1 «Первое знакомство с электронными таблицами» делается в обязательном порядке всеми учениками. В этом задании ученики на основании пошаговой инструкции создают, редактируют и форматируют таблицу, а также используют простейшие формулы для организации вычислений.
При наличии времени более сильные ученики выполняют задание 3, а менее сильные – задание 2.
Домашнее задание. §2.8, №43 на стр.59 рабочей тетради; подготовить в тетради таблицу к заданию 4 работы 8 компьютерного практикума.
Задание 4 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:
Калорийность обеда
|
|
Борщ |
|
Гуляш |
|
Картофель с маслом |
Компот |
|
всего: |
|
||||
|
ккал |
состав, г |
энергия, ккалсостав, |
гэнергия, ккалсостав, |
гэнергия, ккал |
состав, |
гэнергия, ккал |
|
||||||
Белки |
4,2 |
3,6 |
|
15,12 |
24,3 |
|
102,06 |
2,7 |
11,34 |
0,4 |
|
1,68 |
130,2 |
|
Жиры |
9,3 |
12 |
|
111,6 |
24 |
|
223,2 |
7 |
65,1 |
36 |
|
334,8 |
734,7 |
|
Углеводы |
4,1 |
24 |
|
98,4 |
7 |
|
28,7 |
39 |
159,9 |
0 |
|
0 |
287 |
|
Итого: |
|
|
|
225,12 |
|
|
353,96 |
|
236,34 |
|
|
336,48 |
1151,9 |
|
Урок 17
Работа с электронными таблицами
Цели урока: закрепить навыки работы с электронными таблицами.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Основные понятия: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.
Особенности изложения содержания темы данного урока.
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:
1. Можно вызвать ученика к доске и попросить показать его на большом экране основные элементы окна приложения Microsoft Excel.
2. Ответы на вопросы 1-4 к параграфу 2.8.
3. Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. При наличии времени полезно выполнить на компьютерах задание 4 работы 8 компьютерного практикума.
При этом особое внимание следует уделить правильной организации вычислений. Далее ученикам сообщается, что с помощью электронных таблиц можно не просто автоматизировать вычисления, но и проводить эксперименты: меняя значения исходных данных и анализируя результаты вычислений можно из множества вариантов выбрать наиболее подходящий. Этот тезис находит практическое подтверждение при выполнении задания 6 практической работы 8.
Важно донести до учеников смысл решаемой задачи: ученики должны понимать цель осуществляемых ими манипуляций.
Домашнее задание. §2.8, №44 на стр.60 рабочей тетради; подготовить в тетради таблицу к заданию 5 работы 8 компьютерного практикума.
Задание 5 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:
Дракон Сергей Михайлович
|
|
1-й век |
|
2-й век |
|
3-й век |
|
4-й век |
|
Итого |
Досталось |
|
||||
Герои |
Полых. |
Покуш. |
Полых. |
Покуш. |
Полых. |
Покуш. |
Полых. |
Покуш. |
Полых. |
героев |
героям |
|
||||
Царевичи |
5 |
2 |
|
10 |
3 |
|
15 |
7 |
|
35 |
3 |
|
15 |
15 |
75 |
|
Королевичи |
4 |
3 |
|
12 |
2 |
|
8 |
5 |
|
20 |
6 |
|
24 |
16 |
64 |
|
Простые рыцари |
3 |
5 |
|
15 |
7 |
|
21 |
6 |
|
18 |
10 |
|
30 |
28 |
84 |
|
Итого покушений |
|
10 |
|
|
12 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
59 |
|
|
Итого полыханий |
|
|
|
37 |
|
|
44 |
|
|
73 |
|
|
69 |
|
223 |
|
Урок 18
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин
Цели урока: сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.
Особенности изложения содержания темы данного урока.
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:
1. Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. Особое внимание следует уделить обсуждению №44 в рабочей тетради. При наличии времени полезно выполнить на компьютерах задание 5 работы 8 компьютерного практикума. При этом особое внимание следует уделить правильной организации вычислений.
2. Можно вызвать ученика к доске и попросить показать его на большом экране основные элементы окна приложения Microsoft Excel.
При изложении нового материала можно использовать слайды 1-8 презентации «Графики и диаграммы».
Важно подвести ребят к самостоятельному выводу о необходимости визуализации громоздких табличных данных. Для этого можно попросить ребят по таблице «Погода в мае 2006 года» ответить, например, на такие вопросы:
• Какой день был самым холодным?
• Какой день был самым теплым?
• В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?
Когда ученики поймут, что по таблице ответить на эти вопросы достаточно трудно, надо предложить им воспользоваться соответствующими графиками – дело пойдет значительно быстрее!
Из курса алгебры семиклассники уже знают, что такое график. Поэтому нужно опереться на эти знания. На уроке желательно во фронтальном режиме выполнить задание №2 к параграфу 2.9.
В практической части занятия в обязательном порядке выполняется задание 5 практической работы №9. При наличии времени ученикам на выбор предлагается построить графики функций y=x2 и y=x3.
Домашнее задание. §2.9 (1,2), задания №1, №3 и №4 к параграфу 2.9, №45 (а, б) на стр.60-62 рабочей тетради.
Указания, комментарии, ответы и решения Учебник
№1. Это могут быть следующие объекты: a – вертолет, b – автомобиль, c – велосипедист, d – лошадь, e – пешеход.
Va = 200 км/ч, Sa = 200t; Vb = 100 км/ч, Sb = 100t;
Vc = 25 км/ч, Sc = 25t; Vd = 17 км/ч, Sd = 17t; Ve = 5 км/ч, Se = 5t.
№2. 1) время выхода из дома – 8.00;
2) V1 = 20 м/мин, V2 = 40 м/мин, V3 = 20 м/мин (V31 = 0 м/мин, V32 = 50 м/мин, V33 = 25 м/мин), V4 = 20 м/мин;
3) одна остановка продолжительностью 2 минуты;
4) время прибытия в школу – 8.20.
№3. Истинные высказывания: 4, 5, 8, 9, 11.
Рабочая тетрадь
№45. Успешность выполнения этого задания зависит от наличия фактических данных. Поэтому можно организовать работу по заполнению календаря погоды с самых первых дней учебного года. А можно дать ученикам поручение найти нужную информацию по подшивкам газет или в Интернете. В крайнем случае, можно предварительно скачать таблицы с данными о погоде из Интернета, распечатать их и раздать ученикам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.