Урок 6
Тема: Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
N5. 1) 73; 2) 122; 3) 6460
N7. 1) 41; 2) 214; 3) 3239
N9. 1) 28-13-1=14; 2) 111-29-1=81
N14. 1) 26+16=42(б.)
2) 26+42=68(б.)
3. Актуализация знаний
Стр. 10 N1,2,4
4. Решение олимпиадных задач
Четыре утенка и пять гусят весят 4 кг 100 г. Пять утят и четыре гусенка весят 4 кг. Сколько весит 1 утенок?
Решение: 4у+5г=4100
5у+4г=4000
9у+9г=8100. Девять утят и девять гусят весят 8100 г. 1 утенок+1 гусенок=8100:9=900г
4у+4г=900•4=3600г
4100-3600=500г –весит 1 утенок.
5. Работа по теме урока
Натуральные числа – числа, которые используют при счете. Любое натуральное число можно записать с помощью 10 цифр. Практическая деятельность потребовала не только умение считать, но и умение записывать числа. В старину для записи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и черточки, и буксы. В настоящее время принята десятичная система счисления, в которой числа записывают при помощи 10 знаков:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
При этом одна и та же цифра имеет различное значение в зависимости от места, где она расположена в записи числа.
Десятки тысяч |
Тысячи |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
|
|
3 |
7 |
0 |
|
1 |
2 |
2 |
5 |
1 |
5 |
8 |
6 |
9 |
В местах обитания первобытного человека археологи находят предметы с выбитыми точками, нацарапанными черточками, глубокими зарубками. Эти находки позволяют предположить, что уже в каменном веке люди умели не только считать, но и фиксировать результаты своих подсчетов.
С развитием общества совершенствовались и способы счета. Ведь такие примитивные приемы, как зарубки на палке, узлы на веревке или камешки, сложенные в кучки, не могли удовлетворить потребности торговли и производства.
Приблизительно за 3000 лет до нашей эры было сделано важнейшее открытие: люди изобрели специальные знаки для обозначения некоторого количества предметов.
В Древнем Риме записывали числа с помощью таких цифр:
I – один, V – пять, X – десять, L - пятьдесят
C – сто, D – пятьсот, M – тысяча
Римская система счисления основывается на следующем принципе: если при чтении слева направо меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей:
VI=6 ХХХII=32
Если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей:
IV=4; VL=45
Пример. Число 14: XIV
Год завершения великой отечественной войны: MCMXLV
Римскую систему нумерации используют и сейчас для обозначения веков, глав в книгах и т.д.
6. Закрепление материала
Стр. 10 N17,19,21,22,36
Р/т №7,8,15
7. Итоги урока
8. Проектная работа
Темы: 1) Как люди научились считать
2)Кто изобрел арабские цифры и числа?
3) История математических знаков
9. Домашнее задание: П.2, вопросы, N20,23,38
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.