ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ОПТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ
Занятие |
Темы и содержание коррекционной работы |
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях |
Развитие неречевых процессов |
Методы и приёмы |
1. |
Звук и буква А. Понятие слога. Деление слова на слоги |
Цветы. Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). |
Развитие восприятия. Развитие дифференцированности восприятия |
|
2. |
Звук и буква О. Деление слов на слоги, определение ударной гласной. |
Овощи и фрукты. Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Развитие аналитичности восприятия |
|
3. |
Фонематическая дифферен-циация гласных звуков [а — о] в слогах и словах |
Школьные принадлежности. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Развитие конкретности восприятия. |
|
4. |
Развитие зрительной дифференциации на материале букв [а — о] в слогах и словах |
Осень. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Реконструирование букв |
|
5. |
Развитие зрительной диффе-ренциации на материале [а — о] в предложениях и текстах |
Игрушки. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Развитие прогностичности восприятия |
|
6. |
Звук и буква И. Понятие слога. Деление слова на слоги |
Звери. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание |
|
7. |
Звук и буква У. Работа над слого-звуковым составом слова |
Цветы. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала |
|
8. |
Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [и — у] в слогах и словах |
Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, паде-же с ориентацией на их окончание. |
Развитие приемов деятельного запоминания |
|
9. |
Деление слов на слоги, определение ударной гласной. |
Семья. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Приемы для заучивания правил |
|
10. |
Развитие зрительной диффе-ренциации [и — у] в предложениях и текстах |
Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Приемы «усиления» орфограммы |
|
11. |
Звук и буква П. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. |
Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Координация объёма зрительной и слуховой памяти |
|
12. |
Звук и буква Т. Работа над слого-звуковым составом слова. |
Зоопарк. Активизация употребления глагольного словаря (в форме насто-ящего, прошедшего, будущего вре-мени, единственного и множест-венного числа, в трех наклонениях). |
Упражнения на избирательность запоминания
|
|
13. |
Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [т — п] в слогах и словах. |
Посуда. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Развитие двигательной памяти на физкультминутке |
|
14. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [т — п] в слогах и словах. |
Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Развитие мышления. Построение вопросов |
|
15. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [т — п] в слогах и словах. |
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Индуктивные и дедуктивные умозаключения. |
|
16. |
Развитие зрительной дифференциации строчных и заглавных букв [т — п] в предложениях и текстах.
|
Вещи. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Построение плана действий. Найти заданную фигуру среди двух изображений |
|
17. |
Звук и буква Б. Работа над слого-звуковым составом слова |
Мойдодыр. Упражнения в образо-вании и согласовании существитель-ных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окон-чание. |
Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий |
|
18. |
Звук и буква Д. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Рыбы, птицы. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» |
|
19. |
Фонематическая диффе-ренциация гласных звуков [б — д] в слогах и словах. |
Деревня. Подбор определений к существительным. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). |
|
20. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [б — д] в слогах и словах. |
Белка, дятел. Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). |
Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» |
|
21. |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Школа. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упражнение «Копирование точек» |
|
22. |
Развитие зрительной дифференциации строчных [б — д] в предложениях и текстах.
|
Профессии. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» |
|
23. |
Звук и буква В. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» |
|
24. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных [ в—б ] в слогах и словах. |
Профессии. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Узнавание предмета по контур-ному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Состав-лений узоров из геометрических фигур» |
|
25. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ В—Б ] в слогах и словах. |
Город. Упражнение в подборе эпи-тетов, сравнений, метафор, погово-рок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» |
|
26. |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Врач. Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
|
27. |
Дифференциация [ в—б ] в предложениях и текстах.
|
Лес. Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределе-ния внимания. |
|
28. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ В—Б ] в предложениях и текстах.
|
Посуда. Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
На фоне контурных изображе-ний найти "спрятавшиеся" буквы |
|
29. |
Звук и буква Х. Работа над слого-звуковым составом слова |
Зоопарк. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, паде-же с ориентацией на их окончание. |
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания |
|
30. |
Звук и буква Ж. Активиза-ция словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. |
Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множест-венного числа, в трех наклонениях). |
Усиление концентрации слухового внимания |
|
31. |
Фонематическая диффе-ренциация [ х—ж ] в слогах и словах. |
Игрушки. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). |
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» |
|
32. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ х—ж ] в слогах и словах. |
Домашние птицы. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания |
|
33. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ х—ж ] в слогах и словах. |
Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Запомнить буквы, цифры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10). |
|
34. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [х — ж] в предложениях и текстах.
|
Игрушки. Подбор определений к существительным. |
Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. |
|
35. |
Звук и буква Ш. Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Насекомые. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. |
|
36. |
Звук и буква Щ. Работа над слого-звуковым составом слова |
Звери, птицы. Суффиксальный спо-соб образования имен существитель-ных, имен прилагательных, имею-щих различный смысловой оттенок. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» |
|
37. |
Фонематическая дифференциация [ ш—щ ] в слогах и словах. |
Посуда. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» |
|
38. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. |
Детёныши животных. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
|
39. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ ш—щ ] в слогах и словах. |
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Упражнения на осознанное восприятие.Упражнение «Осознание словесного материала» |
|
40. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ш —щ ] в предложениях и текстах.
|
Активизация употребления глаголь-ного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» |
|
41. |
Звук и буква Ц. Работа над слого-звуковым составом слова |
Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти» |
|
42. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и— ц] в слогах и словах. |
Птицы. Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение« "Не-логичные " парные ассоциации слов» |
|
43. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах.
|
Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» |
|
44. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ и—ц ] в предложениях и текстах.
|
Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). |
Дополнение рисунка. |
|
45. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и— ш] в слогах и словах. |
Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...» |
|
46. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах.
|
Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Развитие мышления. Коррек-ционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» |
|
47. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [ и—ш ] в предложениях и текстах.
|
Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прила-гательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Дорисовывание симметричных изображений. |
|
48. |
Звук и буква Л. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков |
Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики» |
|
49. |
Звук и буква М. Работа над слого-звуковым составом слова |
Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» |
|
50. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — м] в слогах и словах. |
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» |
|
51. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [л — м] в слогах и словах. |
Упражнения в образовании и согла-совании существительных и прилага-тельных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» |
|
52. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — м] в предложениях и текстах.
|
«Кот Леопольд и Мыши». Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения выде-лять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длин-ного ряда однотипных задач» |
|
53. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [л — м] в предложениях и текстах.
|
Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом» |
|
54. |
Звук Э и буква Е. Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. |
«Емеля». Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.
|
|
55. |
Звук и буква З. Активиза-ция словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи. |
«На балу у Золушки». Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу |
|
56. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Е — З] в слогах и словах. |
«Емеля». Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). |
Формирование умения планировать свои действия |
|
57. |
Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков |
Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий) |
|
58. |
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове |
Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» |
|
59. |
Развитие зрительной дифференциации заглавных букв [Е — З] в предложениях и текстах.
|
«В гостях у сказки». Подбор определений к существительным. |
Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» |
|
60. |
Звук и буква Ч. Работа над слого-звуковым составом слова |
Развитие словаря. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Формирование умения дейст-вовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» |
|
61. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных [У — Ч] в слогах и словах. |
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число- контролер» |
|
62. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных [У — Ч] в предложениях и текстах.
|
Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными. |
Формирование приемов самоконтроля. Игра «Фабрика игрушек» |
|
63. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [у — д] в слогах и словах. |
Обогащение, закрепление и активизация словаря: глаголами. |
Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»
|
|
64. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [у — д] в предложениях и текстах.
|
Обогащение, закрепление и активизация словаря: наречиями. Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Развитие произвольности. Игра «Пуговица» |
|
65. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [з — д] в слогах и словах. |
Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки» |
|
66. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [з — д] в предложениях и текстах.
|
Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. |
Развитие произвольности. Игра «Весёлые человечки» |
|
67. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — и] в слогах и словах. |
Работа над формированием грамматического строя речи: |
Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник» |
|
68. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [л — и] в предложениях и текстах.
|
Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание. |
Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками. |
|
69. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Л — И] в слогах и словах. |
Подбор определений к существительным. |
Выполнение тестов Равена. |
|
70. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Л — И] в предложениях и текстах.
|
Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного. |
Конструирование фигур из спичек, палочек |
|
71. |
Звук и буква Р. Слоговой анализ и синтеза на матери-але слов различной слоговой структуры. |
Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). |
Конструирование из кубиков Кооса. |
|
72. |
Звук и буква Г. |
Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях). |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» |
|
73. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [ Р—Г ] в слогах и словах. |
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» |
|
74. |
Развитие зрительной диффе-ренциации заглавных букв [Р — Г] в предложениях и текстах.
|
Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Узнавание предмета по контур-ному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
|
75. |
Звук и буква Н. Работа над слого-звуковым составом слова |
Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования: |
Назвать предметы по их контурам |
|
76. |
Звук и буква К. Звуко-буквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. |
Суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок. |
Назвать недорисованные предметы |
|
77. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [ н—к ] в слогах и словах. |
Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Назвать перечеркнутые изображения |
|
78. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных и заглавных букв [н— к] в предложениях и текстах.
|
Семья. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Выделить предметные изобра-жения, наложенные друг на друга |
|
79. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ м—ш ] в слогах и словах. |
Птицы. Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий). |
Определить, что неправильно нарисовал художник |
|
80. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [м— ш] в предложениях и текстах.
|
Звери. Обогащение, закрепление и активизация словаря наречиями. |
Распределить предметы по величине |
|
81. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ь—ы ] в слогах и словах. |
Звери, птицы. Подбор определений к существительным. |
Распределить изображения предметов по их реальной величине. |
|
82. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ь— ы] в предложениях и текстах.
|
Составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами. |
Подбор картинок к определенному цветовому фону |
|
83. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ ь—ъ] в слогах и словах. |
Одежда. Упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов. |
Игра "Геометрическое лото". |
|
84. |
Развитие зрительной диффе-ренциации строчных букв [ь— ъ] в предложениях и текстах.
|
Обувь, одежда. Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. |
Подбор одинаковых полосок |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.