Цель:
Обучающие:
закрепить неформальные знания учеников по теме “Простые механизмы” в процессе решения специально подобранных заданий. Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.
Развивающие:
Развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Развитие наблюдательности.
Воспитательные:
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).
Оборудование: ножницы, кусачки, пассатижи, карточки с заданиями,
лист оценивания.
Тема: Простые механизмы.
Цель:
Обучающие:
закрепить неформальные знания учеников по теме “Простые механизмы” в процессе
решения специально подобранных заданий. Проверить умение применять полученные
знания для решения практических задач.
Развивающие:
Развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению
практических задач.
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Развитие наблюдательности.
Воспитательные:
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).
Оборудование: ножницы, кусачки, пассатижи, карточки с заданиями,
лист оценивания.
Тип урока: Повторение
Вид урока: Комбинированный
Структура урока:
Решение спец. заданий – 12 мин.
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III.
IV. Доклад ученика 2 мин.
V. Физминутка – 1 мин.
VI. Экспериментальное задание– 14 мин.
VII.
VIII. Подведение итогов – 2 мин.
IX. Домашнее задание – 1 мин.
Тест – 6 мин.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он
постоянно расширяется.» Арабская пословица
Вступительное слово учителя:
А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые
бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних
строителей. В Египте более 4х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.
Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров.Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300
тыс. каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть?
У меня на столе много различных предметов. Многим из вас они знакомы, они есть
у вас дома. Все они служат для того, чтобы помогать человеку совершать работу. А
именно знания по физике позволили человеку их создать и правильно использовать.
Сегодня мы повторяем тему “Простые механизмы” и решаем задачи по данной
теме.
II. Актуализация знаний.
1.Работа с кубиками (у учащихся на столе кубики ; на каждой грани кубика
физическая величина: V, m, А, F, s, t). Учитель называет физическую величину.
Показать на кубике названную величину, назвать единицу измерения и прибор для
измерения данной величины.
2. На доске записаны формулы. Найти ошибки в формулах (если они есть).
3. Фронтальный опрос.
Что такое простые механизмы?
Перечислите простые механизмы? Для чего они нужны?
Приведите примеры применения простых механизмов.
Объясните своими словами смысл выражения “получить выигрыш в силе”.
Сформулируйте “золотое правило” механики.
Может ли КПД простого механизма быть больше 100%?
На рычаг действует сила 5 Н. Плечо силы 0,5 м. Чему равен момент этой силы.
III. Решение спец.заданий.
IV. Доклад ученика
V. Физминутка
VI. Экспериментальное задание.
1.Для каждого выданного инструмента определите выигрыш в силе. Запишите в
тетради результат.
(каждому ученику выдается инструмент из тех, которые находятся на столе учителя).
2.Решаем задачу: чтобы “перекусить” проволоку, требуется сила 20 Н. Какое усилие
нужно приложить к ручкам клещей? Длины плеч возьмите из экспериментального
задания.
3.Письменная работа “Веришь – не веришь”.
Учитель читает несколько утверждений. Если они верные (ученик верит), то в тетради
пишут слово – “да”, если не верные – “нет”. Использование подвижного блока…не дает ни выигрыша, ни проигрыша в расстоянии
…дает проигрыш в расстоянии, т.к. высота подъема свободного конца веревки больше
высоты подъема груза
…дает выигрыш в расстоянии, т.к. свободный конец веревки проходит меньшее
расстояние, чем груз.
…дает проигрыш в силе в 2 раза, т.к. для подъема груза человеку приходиться
прикладывать силу, вдвое превышающую вес груза
…дает выигрыш в силе в 4 раза, т. к. для подъема груза человеку приходиться
прикладывать силу, которая в 4 раза меньше веса груза
…не дает выигрыша в работе
…дает выигрыш в работе
Ответы на доске, проверяем:
нет
да
нет
нет
нет
да
нет
VII. Выполнение теста .
V III. Подведение итогов урока.
IХ . Выставление оценок. Домашнее задание.Решение спец.заданий. ФИ ученика_____________________
1.Задание: на приведенных схемах рычагов укажите плечи действующих на них
сил, обозначив их буквами l1 и l2.
Рисунок 1
2.Найдите ошибки в изображении рычагов, находящихся в равновесии .
Рисунок 2 Рисунок 3
O
F1
F2Рисунок 4
3.Двое открывают дверь с двух сторон. Кому легче и почему ? (вид сверху)
Рисунок 5
использовали бы для подъема очень тяжелого груза: А или В? Почему?
4.Какую из наклонных плоскостей вы
Рисунок 6
5.Будет ли рычаг находиться в равновесии? Почему?
Рисунок 7
6. На концах рычага первого рода действуют силы 2Н и 18 Н длина меньшего плеча 10
см. Определите длину большего плеча? Рычаг находится в равновесии. Начертите
рычаг, укажите плечи, силы, точку опоры и решите задачу.7.По рисунку составьте задачу и решите ее самостоятельно.
Выполнение теста . ФИ ученика_______________________
1. Какой простой механизм изображен на рисунке?
б)
в)
а) рычаг
неподвижный блок
подвижный блок
г) наклонная плоскость
2. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил. Сравните эти силы, если
l1=l2
а) F1=F2 б) 2F1=F2 в) F1=2F2 г) F1=4F2
3. К телу с закрепленной осью вращения приложена сила 20 Н.
Момент силы равен 2 Н∙м. Чему равно плечо силы?
а) 10 м б) 1 м в) 10 см г) 20 см
4. С помощью рычага рабочий поднимает груз массой 200 кг. Какую силу он
прикладывает к большему плечу рычага длиной 2 м, если меньшее плечо равно
0,5 м?
а) 200 Н б) 400 Н в) 500 Н г) 50 Н
5. Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Дает ли он выигрыш в работе?
Трение отсутствует.
а) дает выигрыш в 2 раза
б) не дает ни выигрыша, ни проигрыша
в) дает проигрыш в 2 раза
г) дает проигрыш в 4 раза
6. Какое из перечисленных ниже утверждений является определением КПД
механизма?а) произведение полезной работы на полную работу
б) отношение полезной работы к полной работе
в) отношение полной работы к полезной
г) отношение работы ко времени, за которое она была совершена
Дополнительная задача: Если рычаг первого рода находится в равновесии при
действии на него трех сил, то выполняется следующее условие:
Оценочный лист. ФИ ученика___________________
Оценка
Спец задания.
№
1
2
3
4
5
6
7
Экспериментальное задание
1
2
3
Тест
16
Дополнительное задание
Итого
Оценка
Критерии оценок
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
За каждый правильный ответ1 балл
За каждый правильный ответ1 балл
От 0 до 2 баллов
5560 баллов «5»
4554 баллов – «4»
3544 баллов «3»
Оценочный лист. ФИ ученика___________________
Спец задания.
№
Оценка
Критерии оценок1
2
3
4
5
6
7
Экспериментальное задание
1
2
3
Тест
16
Дополнительное задание
Итого
Оценка
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
От 0 до 5 баллов
За каждый правильный ответ1 балл
За каждый правильный ответ1 балл
От 0 до 2 баллов
5560 баллов «5»
4554 баллов – «4»
3544 баллов «3»А
Fm
VS
tp
NАгрономийская средняя школа
Открытый урок по физике на тему:Простые
механизмы
Класс : 7б
Учитель физики: Аменов А.А.
20122013 учебный год.
Доклад.
О жизни Архимеда известно немного, но его имя и творчество овеяны
многочисленными легендами. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия в 287
г. до н.э. Его отец, астроном Фидий, был родственником сиракузского царя Гиерона.
Архимед получил хорошее образование, долгие годы, пробыв в Александрийском
музее – уникальном научноисследовательском центре античного мира, с которымучёный не порывал связей до конца своей жизни. Творческую деятельность Архимед
начал как инженер, создавая различные механические приспособления, широко
использовавшиеся в строительстве и быту. Всего Архимеду приписывают около сорока
изобретений, в том числе винта и полиспаста. К этому периоду относится одно из его
первых сочинений «Книга опор», не дошедшая до нас, цитаты из которой приводит в
своей «Механике» александрийский инженер и математик Герон. Однажды Архимед
пришел в один город, где местный тиран был наслышан о чудесах, творимых великим
механиком. Он попросил Архимеда продемонстрировать какоелибо чудо. "Хорошо, –
сказал Архимед, – но пусть мне помогут кузнецы". Он сделал заказ, и через два дня,
когда машина была готова, на глазах изумленной публики Архимед в одиночку, сидя на
песке и лениво вращая рукоятку, вытащил из воды корабль, который елееле
вытаскивали 300 человек. Легендой овеяны последние минуты его жизни. Ворвавшийся
в дом Архимеда римский воин убил склонённого над какимито вычислениями старика,
который просил немного подождать, пока он закончит решение задачи.