Дата13/09
Тема. "Поверхность нашего края". Программа «ОЭФГ» Кто решает глобальные проблемы (роль государства).
Цели. Дать представление о формах поверхности суши: горах, равнинах, холмах, оврагах; познакомить с плоской и холмистой равниной; показать связь между природой и трудовой деятельностью человека; развивать мышление, логику, память; воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Беседа по программе «ОЭФГ».
· Мир, окружающий нас – какой он?
· Какие проблемы нависли над ним?
· Каковы пути решения этих проблем?
· Почему одному это нужно, а другому нет?
· Каков смысл понятия “Глобальные проблемы”?
· Как вы считаете, кто в государстве решает ГП?
· Какие новые, надвигающиеся проблемы сегодняшнего дня можно отнести к глобальным?
· Какая проблема волнует лично тебя?
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Вспомните материал прошлого урока и ответьте на мои вопросы: чем отличается карта от плана?
Дети. План детально изображает предмет, а карта охватывает большие территории.
Что такое масштаб?
Как на карте изображаются реки, озера, моря?
Как изображается суша?
Как изображаются города?
Молодцы! Дома вы хорошо повторили материал.
III. Постановка темы урока
Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с большой и интересной темой. Мы будем говорить о формах поверхности нашего края, учиться находить и различать их на карте.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Посмотрите на плакат.
На доске плакат "Холмистая равнина".
– Какая форма поверхности здесь изображена?
Большое пространство с ровной поверхностью называется "равнина" (на доске записывается понятие "равнина"). Откройте ваши атласы на странице с физической картой России. Найдите все равнины на территории нашей страны. Каким цветом они отмечены?
Какие равнины вы нашли?
А теперь откройте ваши учебники. Найдите внизу фотографию равнины. Сравните равнины, изображенные в учебнике и на моем плакате. Одинаковые ли они?
Чем они различаются?
Правильно. Равнины бывают холмистые и плоские. Какая из этих равнин холмистая?
Понятия "холмистые" и "плоские" записываются на доске.
Почему вы так решили?
– Что же такое холм?
Небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 м над окружающей местностью, называется холмом (на доске записывается понятие "холм"). Посмотрите на схему холма. Он имеет свои части: подошва – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. Посмотрите на мою схему: какой склон пологий, а какой – крутой?
Понятия записываются на доске.
Кто из вас запомнил части холма и может показать их у доски на моей схеме?
Ученик выходит к доске и показывает подошву, вершину и склоны.
– Как человек возделывает равнину?
Какие бывают равнины?
Что такое холм?
. Какие части холма вы знаете?
Но на равнинах могут быть не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги (на доске записывается понятие "овраг"). Давайте прочитаем о них в учебнике.
Дети читают статьи из учебника.
– Как же образуются овраги?
Какой вред приносят овраги людям?
Как люди борются с образованием оврагов?
Посмотрите на доску. На моей схеме вы видите строение оврага. У оврагов тоже есть свои части. Назовем их и покажем: устье, верховье, склон, дно.
– А теперь покажите эти части на макете оврага.
Дети выполняют задание.
– Что же такое овраг?
Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Что это такое?
О какой зиме идет речь?
Правильно. Каждая гора, как и холм, имеет подошву, склон и вершину. Давайте найдем их на рисунке.
Дети выполняют задание.
– Каким цветом изображаются горы на карте?
Правильно. И чем выше горы, тем темнее цвет. Давайте снова посмотрим на физическую карту Казахстана и найдем на ней горы.
Молодцы! Что же такое горы?
Кто-нибудь из вас был в горах? Видел эти белоснежные вершины?
По горизонтали:
2.
Большое пространство ровной поверхности.
4. Самая низкая часть холма.
6. Русский поэт, погибший на Кавказе.
По вертикали:
1. Возвышение
высотой более 200 м над окружающей местностью.
3. Самое высокое место холма.
5. Извилистое резкое понижение местности.
Ответы
По горизонтали: 2. Равнина. 4. Подошва. 6. Лермонтов.
По вертикали: 1. Гора. 3. Вершина. 5. Овраг.
VI. Итог урока
С какими формами поверхности мы познакомились?
Что такое равнина?
Что такое холм?
Что такое гора?
– Молодцы! Вы хорошо поработали.
Домашнее задание: отметить на контурной карте горы иравнины
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.