Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
10а |
____________Р.С-С.Алиханова |
Тема: Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции.
Задачи урока: а) Образовательные: показать роль мембран в клетке, сформировать представление о важнейших функциях мембраны, барьерной, транспортной и рецепторной; б) Воспитательные: показать как строение мембраны соответствует ее функциям; в) Развивающие: дать представление о поверхностном аппарате клетки который осуществляет непосредственное взаимодействие как с окружающей средой, так и с другими клетками.
Тип урока: Комбинированный.
Основные понятия и термины: мембрана, мембранный транспорт, фосфолипиды, мембранные белки, жидкостно-мозаичная модель мембраны, натрий-калиевый насос, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз.
Связь с ранее изученным материалом: Строение клеток.
Методы: Объяснение, беседа.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
Вопросы к учащимся:
1. В чем основные отличия клеток прокариот и эукариот?
2. В чем сходство клеток прокариот и эукариот?
3. Какие из клеток являются более древними?
4. Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты?
II. Изучение нового материала.
План.
I.
1. Строение и свойства мембран.
2. Функции мембран.
Рассказ учителя, с частичными записями в тетради.
Особенности клеточных мембран
· Клеточные мембраны отделяют клеточное содержимое от внешней среды;
· Регулируют обмен веществ между клеткой и средой;
· Обладают избирательной проницаемостью: одни вещества пропускают, а другие – нет;
· Делят клетку на отсеки, предназначенные для тех или иных процессов;
· На мембранах протекают некоторые химические реакции (световые реакции фотосинтеза в хлоропластах или окислительное фосфорилирование при дыхании в митохондриях);
· На мембранах располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма;
· Обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
Строение клеточной мембраны
В основе любой мембраны лежит двойной фосфолипидный слой (стр. 57, рис. 38) – гидрофильно-гидрофобные молекулы, пронизанный белками, и комплексами белков и углеводов, липидов и углеводов. Некоторые белки пронизывают всю мембрану, а некоторые располагаются на ее поверхностях.
Рис. 1. Схема строения плазматической мембраны:
1 — фосфолипиды;
2 — холестерин;
3 — интегральный белок;
4 — олигосахаридная боковая цепь.
Липидный бислой рассматривается как элементарная мембрана; белки плавают в этом липидном «море» подобно островам – иногда свободно, а иногда как бы на привязи – их удерживают микрофиломенты, проникающие в цитоплазму. Липиды также могут перемещаться, меняя свое положение.
Молекулы липидов состоят полярной головы и двух неполярных хвостов. Напомню, что полярные группы или молекулы несут заряд и проявляют сродство к воде (они гидрофильны), а не полярные с водой не смешиваются (они гидрофобны).
Функции белков:
1. Некоторые белки действуют, как переносчики, транспортируя через мембрану те или иные вещества.
2. Белки выполняют ферментативные функции. Ферментные белки, специфические рецепторы переносчики электронов, преобразователи энергии, участвующие в фотосинтезе и дыхании.
3. Кроме того, в мембранах имеются гликопротеины. У них на свободных поверхностях находятся гликозильные группы – напоминающие антенны. Функция «антенны» связана с распознаванием внешних сигналов. Например: участки двух соседних клеток могут связаться друг с другом, обеспечивая сцепление клеток. Благодаря этому правильно ориентируются в области ткани.
Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью: через них медленно диффундируют глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты, причем сами мембраны в известной мере регулируют этот процесс – одни вещества пропускают, а другие нет.
Фагоцитоз – это поглощение твердых частиц. При фагоцитозе плазматическая мембрана образует впячивания или выросты, которые затем отшнуровываясь, превращаются в пузыри или вакуоли. Специализированные клетки, осуществляющие фагоцитоз, называются (например: лейкоциты).
Пиноцитоз – это поглощение жидкого материала. Пиноцитоз характерен для амебоидных простейших и для многих других клеток (например: лейкоциты, клетки зародыша, клетки печени и так далее).
ВОПРОС: Почему транспорт веществ через мембраны жизненно важен для клеток?
ОТВЕТ:
1.Транспорт должен обеспечить поддержание в клетке соответствующего рН.
2. Транспорт питательных веществ.
3. Выделение из клетки токсичных отходов.
ВЫВОДЫ
· Через мембраны живой клетки могут проникнуть вещества как пассивно, так и активно, если:
o они способны растворить липиды мембраны,
o они растворены в воде и имеют достаточно малые размеры молекул,
o в клетке концентрация этих веществ меньше, чем в окружающей среде,
o есть специальные молекулы – переносчики, запрограммированные на перенос этих веществ.
· Не все вещества, окружающие клетку, способны проникнуть через мембрану. Следовательно мембрана - полупроницаема.
· Она транспортирует те вещества, которые необходимы для собственного обмена веществ, т. е. транспорт – избирателен.
Строение и функции гликокаликса.
Гликокаликс — «заякоренные» в плазмалемме молекулы олигосахаридов, полисахаридов, гликопротеинов и гликолипидов. Гликокаликс выполняет рецепторную и маркерную функции, а также участвует в обеспечении избирательности транспорта веществ и пристеночном (примембранном) пищеварении. Наличие гликокаликса характерно для клеток животных (в отличие от прокариотов, растений и грибов, где его нет.)
Гликокаликс хорошо развит на апикальной мембране каёмчатых энтероцитов и представляет собой молекулярное сито, пропускающего или не пропускающего молекулы, в зависимости от их величины, заряда и других параметров. В слое гликокаликса располагаются пищеварительные ферменты, как поступающие туда из полости кишечника, так и синтезированные самими энтероцитами. Толщина гликокаликса равна приблизительно 15—40 нм на боковой поверхности энтероцита и 50—100 нм — на апикальной. Гликокаликс, микроворсинки и апикальная мембрана вместе называются исчерченной каёмкой.
Таким образом, гликокаликс — это обогащенная углеводными компонентами высокозарядная оболочка, представляющая собой совокупность связанных с мембраной биологических макромолекул. Этот слой служит дополнительным барьером между клеткой и окружающей средой и выполняет множество функций, которые подразделяются на стабилизирующие, защитные и специфические. Гликокаликс характерен только для прокариотических организмов и животных. Мембраны растительных клеток подобной оболочки не образуют. Функции Полный набор функций гликокаликса в клетках и на тканевом уровне макроорганизмов в настоящий момент не определен. Однако уже установлено, что этот слой: участвует в трансдукции сигнала из внеклеточной среды во внутриклеточную; предохраняет цитоплазматическую мембрану от стрессовых и механических воздействий; обеспечивает адгезивные свойства некоторых клеток; выполняет роль фактора распознавания. У бактерий гликокаликс обеспечивает прикрепление к поверхности, предохраняет от потери влаги при попадании в сухую среду, защищает от действия антибактериальных веществ. У патогенных микроорганизмов данный слой может препятствовать обнаружению возбудителя иммунной системой.
Функции мембран
1. Транспортная функция.
Транспорт
Пассивный
Активный Е не затрачивается
Е затрачивается (диффузия, по градиенту концентрации)
(против градиента
концентрации)
Эндоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану в клетки: фагоцитоз – поглощение твердых частиц, а пиноцитоз – поглощение жидкого материала.
Экзоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану из клетки.
Мембраны обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
2. Барьерная функция. Мембраны предотвращают проникновение в клетки разнообразных химических веществ и других агентов.
3. Рецепторная функция. Клеточная поверхность обладает большим набором рецепторов, делающих возможными специфические реакции с различными агентами. Роль многих клеточных рецепторов заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Вопросы к учащимся:
1. Дайте определение: что такое мембрана.
2. Каков химический состав мембран?
3. Каково строение мембран?
4. Каковы основные функции и свойства мембран?
5. Как может осуществлятся транспорт веществ через мембрану?
V. Домашнее задание: & 7, схемы в тетради выучить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.